Картотека кинезиологических упражнений
картотека по коррекционной педагогике
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_kineziologicheskih_uprazhneniy.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Картотека кинезиологических упражнений.
Подготовила: воспитатель
Хакова З.Ф.
Надым, 2022г.
Ум ребенка находится на его пальцах. (В.А. Сухомлинский)
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
«ГИМНАСТИКА МОЗГА — КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие — правое полушарие.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие– слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений:
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
- занятия проводятся утром;
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Упражнения на растяжку
Цель: снятие зажимов, нормализация гипертонуса (неконтролируемого мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости)
Название упражнения | Описание упражнения | |
«Снеговик» | И. п.: стоя. «Представьте себе, что Вы – снеговик. Ваше тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять». Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко опускается на пол и изображает лужицу воды. | |
«Дерево» | И. п.: сидя на корточках, голова спрятана в колени, руки обхватывают колени. «Из маленького семечка весной начинает прорастать молодое деревце». Ребенок медленно поднимается на ноги, распрямляет туловище, его руки тянутся вверх, тело напряжено и вытягивается. «Подул ветер, и наше деревце зашелестело ветками» – ребенок наклоняет вытянутые руки вправо-влево. | |
«Сорви яблоки» | И. п.: стоя. «Представьте себе спелое яблоко высоко на дереве. Нам нужно сорвать его». Ребенок резко выдыхает и вытягивает вверх правую руку, «срывает яблоко» и на выдохе нагибается и «кладет» его в «корзину», затем то же движение выполняется уже двумя руками. | |
«Солдат и тряпичная кукла» | И.п.:стоя. Ребенок поочередно представляет себя солдатом на посту (тело напряжено и вытянуто в струнку) и тряпичной куклой (руки вытянуты вперед, колени слегка согнуты, тело обмякло, голова опущена вниз). Позы менять до полного расслабления. | |
«Слон» | И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, колени расслаблены, левое ухо плотно прижато к левому плечу, левая рука вытянута вперед ка хобот. Этой рукой ребенок рисует перед собой горизонтальную восьмерку в воздухе, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой и двигая ребрами. Смотреть нужно поверх руки. Затем то же повторить с правой рукой. | |
«Сова» | И. п.: стоя или сидя. Правая рука ребенка лежит на середине плечевого пояса, как бы приклеенная к мышце. Сжимая мышцу, ребенок медленно поворачивает голову слева направо, пересекая среднюю линию тела. При этом губы, сложенные трубочкой, произносят «Ух!» Одновременно с этим шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, глаза с каждым уханьем расширяются, имитируя глаза совы. Выполнять упражнение 5-6 раз в каждую сторону. | |
«Помпа» | И. п.: стоя, одна нога выставлена вперед на всю стопу и согнута в колене, другая отведена назад и стоит на носке. Вес тела – на передней ноге. Ребенок приседает на выставленной вперед ноге, при этом задняя нога опускается на всю стопу. Затем положение ног меняется и упражнение повторяется. | |
«Домик» | И. п.: стоя, руки подняты над головой, ладони прижаты друг к другу. Изо всех сил сжать ладони, «приклеить их друг к другу», руки напряжены. Оставаться в такой позе 5-6 секунд, затем расслабиться, опустить руки. Повторять 4-5 раз. | |
«Галка» | И. п.: стоя, руки опущены. Правой ногой сделать шаг вперед, прямая спина параллельно полу, руки отведены назад. Замереть в этой позе на 3-4 секунды, руки и спина напряжены. Затем то же с левой ноги. |
Дыхательные упражнения
Цель: улучшение самоконтроля, настройка организма на работу
Название упражнения | Описание упражнения |
«Свеча» | И. п.: «Представьте себе, что перед вами стоит большая свеча. Постарайтесь задуть ее при выдохе». Упражнение повторяется 3 раза. Затем ребенку предлагается задуть 5 маленьких свечек, сильно выдыхая 5 раз. |
«Ныряльщики» | И. п.: стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы ныряя в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. |
«Дышим носом» | И. п.: стоя или сидя за столом. Большим пальцем правой руки закрываем правую ноздрю, делаем глубокий вдох и выдох через левую ноздрю. Меняем положение рук. Выполнять по 3 раза каждой ноздрей. |
«Шарики в животе» | И. п.: стоя или сидя. Положить руку на живот и сделать глубокий вдох – представить себе, что в животе надулся большой красивый шарик. Задержать дыхание на несколько секунд, затем медленно выдохнуть. Выполнять 3 раза. |
«Летящие бабочки» | И.п.: сидя или стоя. Представить, что перед вами на ветке сидит стайка бабочек. Сделать глубокий вдох, набрать воздуха и одним выдохом сдуть бабочек – отправить их в полет. |
«Дыхание совы» | И. п.: стоя или сидя за столом. Вдохнуть через нос, сложить губы как для звука «у» и сильно выдохнуть 3 раза со звуком «у-у-у». Повторить 3-5 раз, немного подождать, сделать глубокий вдох и медленно выдохнуть. |
«Ладошки» | И. п.: стоя. Встать прямо, показать ладошки, руки далеко от тела не отводить. Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки разжимать их. Повторить 8-10 раз. |
«Курочки» | И. п.: стоя. Ребенок стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову – «курочки спят». Вдохнуть, похлопать себя по коленкам и на выдохе говорить «тах-тах-тах» – «курочки проснулись». После этого поднять вверх руки и сделать глубокий вдох. На выдохе руки опустить. Повторять 5-6 раз. |
«Пчелка» | И. п.: сидя на стуле прямо, опустив голову и обхватив грудную клетку скрещенными руками. «Пчелка жужжит»– напродолжительном выдохе произнести «ж-ж-ж», сжимая руками ребра. «Пчелка летит»– выдох через нос, руки раскинуты в стороны, плечи максимально выпрямлены. Повторять 5-6 раз. |
«Вверх по радуге» | И. п.: сидя, дышать глубоко, чередуя вдохи и выдохи, представляя себе радугу – на вдохе на нее поднимаемся, на выдохе – спускаемся. Повторить 6-7 раз. |
«Мишка и мышка» | И. п.: стоя. «У мишки дом большой»– ребенокделает вдох, приподнимаясь на носки, руки подняты вверх. «У мышки домик маленький»– ребенокопускается на корточки, голова опущена между коленями, выдох со звуком «ш-ш-ш». Повторить 5-6 раз. |
«Насос» | И. п.: стоя, с опущенными руками. На вдохе руки поднимаются вверх. Затем на длинном выдохе ребенок медленно опускает руки, произнося звук «с-с-с». Повторить 4-5 раз. |
«Сильный дровосек» | И. п.: стоя, ноги широко расставлены. На вдохе руки поднять над головой и сцепить ладони, как топор. На выдохе вытянутые руки легко опускаются, тело наклоняется вперед, губы вытянуты и произносят «Ух!» Повторить 4-5 раз. |
«Кипящая каша» | И. п.: сидя, одна рука на груди, другая – на животе. Вдохнуть, на выдохе произнести «ф-ф-ф». Повторить 5-7 раз. |
Глазодвигательные упражнения
Цель: расширить поле зрения, улучшить восприятие
Название упражнения | Описание упражнения |
«Глаз-путешественник» | И. п.: сидя за столом. Ребенок ищет глазами те предметы в группе, которые ему называет взрослый (5-6 предметов). |
«Ленивая восьмерка» | И п.: сидя. Ребенок в течение 5-6 секунд следит глазами за линиями горизонтальной «восьмерки», на которые указывает взрослый. |
«Крестики-нолики» | И. п.: сидя за столом. Ребенок двигает глазами по направлениям, указанным стрелками (слева направо, справа налево, по кругу). |
«Брат-квадрат» | И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами по вертикальным и горизонтальным линиям (5-6 сек). |
«Цветные дорожки» | И. п.: сидя за столом. Ребенок следит за стрелками того направления, цвет которого называет взрослый. |
«Змейки» | И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами за извилистыми линиями на схеме слева направо и справа налево (6-7 секунд). |
«Улитки» | И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами по линиям узора по стрелкам от края к центру, а затем в обратном направлении (6-8 секунд). |
«Радуга-дуга» | И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами по направлениям цветных дуг, которые называет взрослый. |
«Пружинки» | И.п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами сверху вниз и снизу вверх по направлениям цветных пружинок. (6-7 секунд). |
«Молния» | И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами за изображением ломаной линии сверху вниз и снизу вверх (6-8 секунд). |
Телесные упражнения
Цель: снятиенепроизвольных движений и мышечных зажимов
Название упражнения | Описание упражнения | |
«Перекрестное марширование» | И. п.: стоя. Ребенок марширует на месте, при этом задействует руку, противоположную ноге (например, правая нога идет вперед одновременно с левой рукой, а правая рука отведена назад). Маршировать в течение 8-10 сек. | |
«Ухо-нос-хлопок» | И. п.: стоя или сидя за столом. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот. | |
«Тянем-потянем» | И. п.: стоя или сидя за столом. Правую руку вытянуть вверх и прислонить к уху. Легко выдохнуть, схватить правую руку левой рукой и двигать ее вперед, назад, к себе, от себя. То же с левою рукой. | |
«Колено-локоть» | И. п.: стоя. Поднимать согнутую в колене ногу и касаться ее локтем противоположной руки. Выполнять 8-10 раз. | |
«Мельница» | И. п.: стоя. Левой рукой и левой ногой выполнять круговые движения вперед и назад. Затем то же правой рукой и правой ногой. После этого вращения выполнять левой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой.Повторить 6-8 раз. | |
«Паровозик» | И. п.: стоя или сидя. Правая рука лежит под левой ключицей. Ребенок вращает ей сначала 10 раз по часовой стрелке, затем 10 раз – против часовой стрелки. То же со сменой руки. | |
«Змейка» | И. п.: стоя или сидя. Скрестить руки ладонями друг к другу, пальцы сцепить в замок, руки вывернуть к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый. В упражнении последовательно участвуют все пальцы рук. | |
«Плечи-колени» | И. п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки скрещены на плечах. Меняя положение рук, хлопаем сначала по плечам, затем по коленям. Повторить 6-8 раз. | |
«Поймай себя за пятку» | И. п .:стоя .Согнуть правое колено, назад, ступня параллельно полу. Левой рукой коснуться правой пятки. То же с левой ногой и правой рукой. Повторить 6-8 раз. | |
«Крюки» | И. п. : стоя или сидя. Скрестить ноги в лодыжках. Руки вытянуть вперед тыльными сторонами друг к другу и большими пальцами вниз .Скрестить ладони, соединить их в замок и вывернуть их на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Оставаться в этом положении несколько секунд, затем разомкнуть ноги и опустить руки, прикоснувшись пальцами рук друг к другу и опустив их ниже пупка. |
Упражнения на развитие тонкой моторики
Цель: способствовать активации моторных речевых зон головного мозга, развитию речевой функции ребенка, подготовка ребенка к письму.
Название упражнения | Описание упражнения |
«Колечки» | И. п.: сидя за столом. Поочередно соединять пальцы на правой руке с большим пальцем. Сначала медленно, затем темп упражнения убыстряется .Движение можно сопровождать словами: «Пальчики перебираем и колечко получаем». То же с левой рукой, затем одновременно двумя руками. Повторить 5-6 раз. |
«Кулак-ребро-ладонь» | И. п :сидя за столом. Поочередно менять положение ладони в соответствии с указанием взрослого: сначала она сложена в кулак, затем стоит на ребре, потом ладонь лежит на столе горизонтально. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем –левой, потом – двумя руками одновременно. Выполнять 5-6 раз. |
«Оладушки» | И. п. : сидя за столом, ладони лежат на столе. Перевернуть правую ладонь тыльной стороной вверх. Приговаривая «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки!», менять положение ладоней на столе. Повторить 5-6 раз. |
«Этот зайка под сосной» | И. п.: сидя за столом.Указательный и средний палец правой руки вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем. Раскрытая ладонь левой руки находитсянад правой. Со словами «Этот зайка под сосной, этот зайка - под другой!» менять положение рук 5-6 раз. |
«Зайчик-колечко-цепочка» | И. п. : сидя за столом. Попеременно показывать «зайку» (указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты к ладони большим пальцем), «колечко» (указательный и большой палец соединить, остальные вытянуты вверх) и «цепочку» (поочередно соединять большой палец с остальными пальцами и через них попеременно «пропускать» «колечко» из пальцев другой руки). |
«Флажок-рыбка-лодочка» | И. п. : сидя за столом. Поочередно менять положение рук, показывая «флажок» (большой палец отогнут вверх, остальные сомкнуты вместе), «рыбку» (пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец) и «лодочку» (обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»). Повторять 6-8 раз. |
« Зайчик-коза-вилка» | И. п. : сидя за столом. Попеременно показываем «зайчика» ( указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные прижаты к ладони большим пальцем), «козу» ( указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный прижаты большим пальцем к ладони) и «вилку» ( указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены и напряжены, большой палец прижимает мизинец к ладони). |
«Гусь-курица-петух» | И. п. :сидя за столом. Последовательно изменяем положение рук. «Гусь» - ладонь согнута под прямым углом, пальцы вывернуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой. «Курица» - ладонь немного согнута, указательный палец опирается на большой палец, остальные пальцы прижаты друг к другу в полусогнутом положении. «Петух»- ладонь поднята вверх, указательный палец опирается на большой палец. |
«Лезгинка» | И. п. : сидя за столом. Левую руку жать в кулак, большой палец отставить в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой руки. Менять положение правой и левой рук .Выполнять 5-6 раз, стараясь убыстрять темп. |
«Кошка» | И. п. : сидя за столом. Ладони лежат на столе тыльной стороной вверх. Левую ладонь согнуть в кулак. Поочередно менять положение рук. Движение можно сопровождать словами: «Кулачок-ладошка, так шагает кошка!» Повторять 6-8 раз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР
Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...
Картотека кинезиологических упражнений
Картотека кинезиологических упражнений...
Картотека кинезиологических упражнений
Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Картотека кинезиологических упражнений ( продолжение)
Продолжение......
Картотека кинезиологических упражнений
Включены различные комплексы кинезиологических упражнений....
Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....
Картотека кинезиологических упражнений.
Картотека кинезиологических упражнений. КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием ки...