Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ППк МБДОУ № 9 Дата____________. Протокол № | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 9 _________________ «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
Арина М.
(6 лет, 10 месяцев)
Срок реализации программы:
10. 10. 2022 г. - 31.05.2023 г.
Составители программы:
Кирпичева Ж.В., учитель-дефектолог
Филоненко И.Ю., воспитатель
Зайцева Л.В., воспитатель
Сукнева Ю.А., педагог-психолог
Кищукова В.В., учитель-логопед
Болелая Н.В., инструктор по физической культуре
Согласовано:
Родитель (законный представитель)
___________ _________________
(подпись) (расшифровка)
г.Канск
2022г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. Арина
Дата рождения, возраст ребенка (6 лет, 10 месяцев)
Домашний адрес:
Статус: ребенок-инвалид
Посещение МБДОУ № 9: с 02.09.2019 года, в режиме полного дневного пребывания.
Сведения о семье: воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя, со вниманием относятся к его потребностям. Проявляют заинтересованность в результатах развития дочери, выполняют рекомендации педагогов, посещают родительские собрания.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является коллегиальное заключение центральной ПМПК
ПМПК рекомендовано:
форма получения образования: в организациях осуществляющих образовательную деятельность.
рекомендуемая программа обучения: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умеренной умственной отсталостью.
формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: индивидуальные формы педагогического и логопедического воздействия с учетом психофизического состояния ребенка. Создание условий, позволяющих организовать среду и рабочее место обучающегося, в соответствии с ограничениями его здоровья и образовательных потребностей.
Актуальное состояние развития ребенка.
Учитель-дефектолог
В контакт с взрослым вступает ситуативно (обнимает, целует). Просьбу выражает жестом руки (дотрагивается до взрослого, берет за руку). Взаимодействие со сверстниками кратковременное, непродуктивное. Понимание обращенной речи затруднено: требуется жестовое подкрепление, привлечение за руку. Знакомые бытовые инструкции выполняет по подражанию. Собственная речь представлена отдельными звукокомплексами, единичными звукоподражаниями. В активном словаре два слова (мама, папа).
Игровые действия с игрушками представлены специфическими и неспецифическими манипуляциями. Интерес к игрушкам и игровому материалу кратковременный. По показу качает, кормит куклу, нагружает кубики в машину, прокатывает машину. Самостоятельно извлекает звуки из музыкальных инструментов. В свободную деятельность игровые действия не переносит.
Представления о себе и окружающем мире значительно ниже возрастной нормы. Откликается на свое имя, может показать некоторые части лица и тела. По просьбе педагога, указательным пальцем, после неоднократного предъявления, выделяет из общего фона хорошо знакомые отдельные предметы (овощи, фрукты, игрушки, животных). Воспроизводит некоторые звукоподражания и соотносит их с животными.
Сличает основные цвета и некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Предметы по величине: большой и маленький не различает. Знакомые разрезные картинки из 2-х частей собирает способом примеривания. Трехсоставную матрешку не собирает. Нанизывает кольца пирамидки на стержень без учета величины. «Почтовый ящик» собирает способом примеривания и силовой пробы. Подбирает парные картинки, предметы.
Ведущая рука правая, ручная и мелкая моторика развиты слабо. Прямые горизонтальные линии самостоятельно не проводит, предметы не закрашивает. На листе бумаги не ориентируется.
Педагог психолог:
На контакт идет по настроению, чаще по инициативе взрослого.
Проявляет кратковременный интерес к заданиям, отвлекалась на посторонние предметы. К концу обследования наблюдается утомление и снижение работоспособности.
Задание выполняет по подражанию и показу сопряженным способом.
уровень работоспособности низкий, темп медленный.
В игровой деятельности не может занять себя сама, выбор игрового материала однообразен, требуется организация со стороны взрослых. По подражанию действий педагога выполняет простые действия с игрушкой.
Девочка ласковая, подвижная, бывает упрямой, не всегда выполняет требования педагога (может отказаться от деятельности). На контакт со знакомыми взрослыми идет по инициативе взрослого, со сверстниками не вступает во взаимодействие. Психоэмоциональный фон настроения не стабилен.
Учитель-логопед:
Состояние речевой деятельности: самостоятельная речь представлена отдельными звуками, звукосочетаниями. За педагогом цепочки слогов, слов и звукоподражания не повторяет. Фраза отсутствует.
Невербальные средства коммуникации: контакт со сверстниками и взрослыми малопродуктивен, проявляет двигательный негативизм; способность к подражанию на крайне низком уровне; взгляд на глазах говорящего, на органах артикуляции, на картинке фиксирует. Указательным жестом владеет.
Понимание инструкций: понимание речевой инструкции затруднено; может выполнять простую знакомую инструкцию в пределах бытовой ситуации, требуется жестовое подкрепление.
Слуховое восприятие: знает свое имя, откликается на него; проявляет реакции на громкие звуки; звучание 2-3 музыкальных инструментов на слух не различает; заданный ритмический рисунок не воспроизводит; иногда может определить направление неречевого звука (поворачивает голову).
Состояние номинативного словаря: отзывается на имя; предметы с их названием и назначением самостоятельно не соотносит; значение обобщающих слов не понимает.
Состояние предикативного словаря: действия с заданными предметами не соотносит.
Воспитатель:
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки сформированы частично. Просится в туалет. Руки моет самостоятельно. Знает свою ячейку для полотенец, вешает его на место. Снимает и надевает бриджи, шорты, носки, штаны, шапку, обувь самостоятельно после многократного повторения и жестового подкрепления. Складывает комком свои вещи в кабинку. При приеме пищи самостоятельно пользуется ложкой, кружкой. Ест медленно. Ребенок в продуктивные занятия привлекается педагогом. Отщипывает пластилин от куска, и придавливать его к основе. Кисть, карандаш держит неправильно. Красками и карандашами закрашивает контур предмета хаотично. Может нарисовать круг, не до конца соединив линии. Поверхность заготовки намазывает не всю и наклеивает ее после жестовой подсказки. Задания по конструированию выполняет по подражанию, иногда обыгрывает. Навыки и умения частично переносит в свободную деятельность.
Инструктор по физической культуре:
По речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметом не выполняет. Построение выполняет с помощью взрослого. Основные движения выполняет с помощью взрослого. В подвижных играх участвует, но правила не соблюдает.
Коллегиальный вывод об обучаемости ребенка
Основным способом деятельности является выполнение действий по подражанию и показу. Низкий уровень обучаемости. Работоспособность, общий темп и продуктивность деятельности – низкие. Требуется массивная (обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая) помощь. Перенос способа действия по аналогии не осуществляет.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе задач и содержания адаптированной основной общеобразовательной программы ДОО для первого года обучения.
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями на основе специальных педагогических подходов.
Основные задачи:
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
Осуществлять воспитательно-образовательную работу по основным образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных психофизических особенностей и познавательных возможностей ребенка.
Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социальное развитие и коммуникация»:
- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия с взрослым, подражание действиям взрослого, ребенка);
- формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою пастель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку;
- учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- учить понимать и воспроизводить указательный жест указательным пальцем;
-учить пользоваться рукой как средством коммуникации: здороваться, прощаться, просить о помощи;
- формировать умение узнавать себя в зеркале, на фотографии;
- показывать по называнию взрослым части тела и лица (на лице глаза, нос, рот, щеки, язык, губы, на голове – уши, волосы).
«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»:
- учить просить взрослых о помощи при затруднениях указывая жестом;
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце не отрывая петельку;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- учить самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, шапку, штаны, кофту), обувь.
«Формирование игры»:
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
-учить выполнять действия с предметами по подражанию, по показу (нагружать и разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Сенсорное воспитание и развитие внимания»:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- учить сличать парные предметы и парные картинки;
- учить сличать основные цвета (зелёный, синий, красный, желтый), воспринимая по два цвета;
- учить воспринимать величину: большой и маленький;
- учить понимать инструкцию «Дай такой же»;
- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием (игра «Кто тебя позвал?»);
- учить складывать разрезную предметную картинку из 2-3х частей;
-учить использовать величину в играх с дидактическими игрушками из трех частей (пирамидка, матрешка), пользоваться методом проб при их составлении;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить чередовать два цвета.
«Формирование мышления»:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («Кати мяч», «Покачай куклу»);
- учить пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением (чашка, ложка, стул, карандаш);
«Формирование элементарных количественных представлений»:
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много предметов из группы.
«Ознакомление с окружающим»:
- учить показывать некоторые части тела и лица;
-учить различать отдельные предметы окружающей действительности (игрушки, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, животные);
- учить различать некоторых диких и домашних животных.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи»:
- учить понимать и выполнять простые речевые инструкции в знакомой ситуации: «Возьми...», «Дай...», «Кати...», «Лови...», «Бросай...» и т.п.;
- побуждать к воспроизведению звукоподражаний, повторению слов за взрослым;
-учить слушать тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев.
«Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»:
- учить выполнять соотносящие движения (нанизывание на стержень и шнурок, вкладывание деталей мозаики в пазы, проталкивание в отверстия и др.);
- учить захватывать мелкие предметы щепотью и двумя пальцами (большим и указательным);
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаша от бумаги;
- формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений и заданий по продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»:
- учить выполнять движения по подражанию, показу (хлопки, фонарики, притопы, пружинки);
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, погремушка);
- приобщать к участию в коллективной досуговой деятельности.
«Ознакомление с художественной литературой»:
- формировать элементарный интерес к литературных произведений;
- формировать умение слушать текст с группой сверстников и реагировать на его содержание.
- учить фиксировать взгляд при рассматривании иллюстраций к произведениям;
- учить показывать героев произведений.
«Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»:
Лепка:
- воспитывать интерес к процессу и результатам лепки;
- учить выполнять различные действия с пластичными материалами - мять, разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами самостоятельно;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания;
- воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации;
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку, пользоваться салфеткой).
Рисование:
- воспитывать интерес к изображениям, выполняемым различными средствами − фломастерами, красками, восковыми мелками;
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок);
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами по подражанию (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить проводить прямые линии;
Аппликация:
- воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации;
- учить наклеивать простые заготовки по подражанию (наносить клей, переворачивать заготовку, пользоваться салфеткой).
Конструирование:
- вызывать интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого;
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие и физическое воспитание»:
- учить выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;
- учить выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого;
- учить бросать мяч в цель двумя руками;
- учить ловить мяч среднего размера;
- учить ходить по дорожке и следам;
- учить бегать вслед за воспитателем;
- учить прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками;
- учить ползать по гимнастической скамейке.
2.2 Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы
Показатели развития ребенка | Начало года | Середина года | Конец года |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Социальное развитие и коммуникация»: выполняет с взрослыми совместных действий (рисование мелом и карандашом, раскатывание пластилина и т.д.) дает положительный эмоциональный отклик на появление близких (матери, отца); выполняет 3-4 элементарные речевые инструкции в определенной ситуации; находится рядом с другими детьми, не причиняя вреда и не создавая дискомфорта; пользуется указательным жестом указательным пальцем; использует руку для коммуникации (просит о помощи, здоровается, прощается); откликается на свое имя (эмоционально, действиями); узнает себя в зеркале / на индивидуальной фотографии; адекватно ведет себя в привычных ситуациях. | |||
«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»: пользуется туалетом при поддержке взрослого; моет руки после пользования туалетом и перед едой; пользуется своим полотенцем; вытирает руки; берет свой стульчик и садится за стол на своё место; правильно пользуется чашкой, тарелкой, ложкой; вытирает рот и руки салфеткой; не выходит из-за стола, не окончив еды; знает свой шкафчик для одежды; снимает колготки самостоятельно; надевает колготки самостоятельно; самостоятельно снимает и надевает штаны; самостоятельно снимает и надевает шапку, обувь; складывает одежду на стул, ставит обувь на место; пользуется помощью взрослого. | |||
«Формирование игры»: берет и убирает игрушки на место; проявляет эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; использует знакомые игрушки по функциональному назначению; выполняет по подражанию и при поддержке взрослого знакомые игровые действия с игрушками (машина, кукла); | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||
«Сенсорное воспитание и развитие внимания»: воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого; соотносит игрушку с её изображением; сличает парные предметы и парные картинки; сличает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) воспринимая по два цвета; воспринимает величину предметов: большой, маленький; соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием (игра «Кто тебя позвал?»); производит проталкивание в прорези коробки больших и маленьких кубов или шаров; складывает разрезную предметную картинку из двух частей; складывает пирамиду из трех-четырех колец, пользуясь методом проб. «Формирование мышления»: выполняет целенаправленные действия с предметами ближайшего окружения; использует предметы-орудия с фиксированным назначением (чашка, ложка, карандаш, стул) в практических ситуациях. «Формирование элементарных количественных представлений»: выделяет 1 и много предметов из группы по подражанию; составляет группы из одинаковых предметов; «Ознакомление с окружающим»: показывает некоторые основные части тела и лица; показывает отдельные предметы посуды, одежды и игрушки; узнает на картинках некоторых знакомых домашних и диких животных. | |||
Образовательная область «Речевое развитие» | |||
«Развитие речи»: выполняет действия по простым речевым инструкциям в знакомой обстановке; воспроизводит за взрослым знакомые звукоподражания; «Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»: выполняет соотносящие движения кистями и пальцами рук (нанизывание, вкладывание в пазы, проталкивание в отверстия) по подражанию; захватывает мелкие предметы щепотью / указательным типом хватания; проводит плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги. | |||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
| |||
«Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»: выполняет под музыку движения по подражанию (хлопки, фонарики, притопы, пружинки); извлекает звуки из музыкальных инструментов; участвует в коллективной досуговой деятельности. «Ознакомление с художественной литературой»: эмоционально откликается на литературные произведения; слушает художественный текст и реагирует на его содержание; фиксирует взгляд иллюстрации и узнает двух-трёх героев при поддержке взрослого. «Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»: Лепка: активно реагирует на предложение взрослого полепить; присоединяет к основе готовые детали, плотно прижимая пальцами; выполняет различные действия с пластичными материалами – мять, разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок; применяет приемы сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряженно с педагогом; положительно относится к результатам своей работы. Аппликация: адекватно реагирует на предложение выполнить аппликацию; наклеивает заготовки из бумаги по подражанию; положительно относится к результатам своей работы. Рисование: адекватно реагирует на предложение взрослого порисовать; правильно держит карандаш, фломастер, кисточку; закрашивает контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки); проводит различными изобразительными средствами прямые линии; положительно относится к результатам своей работы. Конструирование: положительно относится к процессу и результатам конструирования; выполняет простейшие постройки из строительного материала по подражанию; создает простейшие постройки из палочек; играет с постройками по подражанию действиям педагога. | |||
Образовательная область «Физическое развитие» | |||
выполняет инструкцию взрослого, поворачивается к нему лицом, когда он говорит; выполняет движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого; бросает мяч в цель двумя руками; ловит мяч среднего размера; ходит по дорожке и следам; бегает вслед за воспитателем; прыгает на двух ногах на месте, передвигается прыжками; ползает по гимнастической скамейке. |
Критерии оценивания по способу действия при выполнении задания:
0 – не делает (отказ от выполнения);
1 – сопряженные действия;
2 – действия по подражанию;
3 – действия по показу;
4 – действия по образцу;
5 – действия по речевой инструкции.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает группу для детей с умеренной умственной отсталостью.
Воспитательно-образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для данной группы.
Режим дня на холодный период года (сентябрь-май)
Режимные моменты | Группа |
2 | |
Прием, свободная деятельность детей, дежурство | 07.00-08.05 |
Утренняя гимнастика | 08.05-08.15 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.15-08.45 |
Свободная деятельность детей, игры | 08.45-09.00 |
НОД, занятия со специалистами | 09.00-09.50 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.50-10.05 |
Непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальные занятия | 10.05-10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40-11.45 |
Возвращение с прогулки | 11.45-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
НОД, Индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.10-16.10 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 16.40-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Режим дня на теплый период (июнь-август)
Режимные моменты | Группа |
2 | |
Прием, свободная деятельность детей | 7.00-08.05 |
Утренняя гимнастика | 08.05-08.15 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.15-08.45 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа, прогулка | 08.45-10.00 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 10.00-10.10 |
Свободная деятельность детей | 10.10-10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.30-10.45 10.45-12.05 |
Подготовка к обеду, обед | 12.05-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 15.10.-16.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.15-16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 16.50-18.15 |
Свободная деятельность детей | 18.15-19.00 |
Сетка организации деятельности в группе № 2 на 2022-2023 учебный год
Деятельность I половина дня | Деятельность II половина дня | ||
Понедельник | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность 9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности 9.30-9.50 Физическое воспитание 10.10-10.30 | Индивидуальная работа (учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель) | |
Вторник | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность 9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности 9.30-9.50 | Индивидуальная работа | Музыкально-ритмическое занятие 15.25-15.45 |
Среда | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность 9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности 9.30-9.50 Музыкально-ритмическое занятие 10.00-10.20 | Индивидуальная работа | |
Четверг | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность 9.00-9.20 Физическое воспитание 9.35-09.55 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности 10.05-10.25 | Индивидуальная работа | |
Пятница | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность 9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности 9.30-9.50 | Индивидуальная работа |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учетом базовых ориентиров, соответствующих его образовательным потребностям.
Учитель-дефектолог:
-Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Педагог-психолог
-Формировать познавательный интерес.
-Развивать коммуникативные навыки.
-Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание.
-Развивать эмоциональную сферу.
Учитель-логопед:
-формирование умения реагировать на неречевые и речевые звуки;
-формирование умения устанавливать продуктивный контакт со взрослыми и сверстниками;
-расширение объема понимания речи;
-формирование способности к подражанию: «Делай как Я»;
-формирование навыка фиксации взгляда на объекте;
-развитие общей и мелкой моторики.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество групповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Интегрированная совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя | 5 | Пн. – Пт. |
Групповое занятие инструктора по ФВ | 2 | Пн., Чт. |
Групповое музыкальное занятие | 2 | Вт.- Ср.. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Вт., Чт., Пт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 1 | Чт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | Пн., Вт. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и СанПиН:
- продолжительность группового занятия 20 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 15 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
Охранительный педагогический режим для предупреждения утомления и повышения работоспособности предусматривает: снижение темпа ведения занятия; чередование видов деятельности; предоставление большего времени для выполнения задания; пошаговое выполнение задания; дозированная помощь; приемы привлечения внимания; динамические паузы, физкультминутки; обеспечение возможности смены положения (работа сидя за столом, стоя возле стола, на ковре, перемещение по группе и кабинету и др.).
В соответствии с медицинскими рекомендациями обеспечение офтальмологического режима предусматривает: чередование зрительного и слухового восприятия информации; смену зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз; применение гимнастики для глаз; достаточную освещенность рабочего места, использование довольно крупного дидактического материала, хорошо видимого по цвету, контуру, силуэту.
При реализации образовательной программы используются следующие методы и приемы работы: показ действия педагогом и воспроизведение действия за педагогом; упрощенная инструкция; игровые и практические ситуации; дидактические игры и упражнения; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; поддержание интереса к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий).
Реализация АОП предусматривает активное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Работа с родителями в группе № 2
на 2022-2023учебный год
Форма взаимодействия | Темы | |
С Е Т Я Б Р Ь | Развлечение | День знаний (воспитатели групп) |
Оформление наглядно-информационных материалов «Примите наши правила!» | Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет( специалисты, воспитатели) | |
Практические занятия | Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях( специалисты, воспитатели) | |
Выставка поделок из природного материала | «Краски осени» (совместное творчество) | |
Выставка открыток и поздравлений «День дошкольного работника» | «День дошкольного работника» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) | |
Групповые собрания на тему: «Родители – активные участники образовательного процесса» | Воспитатели группы | |
О К Т Я Б Р Ь | Выставка творческих работ детей «Безопасное движение» | (совместное творчество детей, родителей и педагогов) |
Практические занятия | Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях( специалисты, воспитатели) | |
Праздник урожая | «Осень, Осень в гости просим» | |
Физкультурное развлечение | «Веселые старты» (инструктор по ф-ре) | |
Санбюллютень для родителей «Взрослый на дороге-пример для детей» | Воспитатели группы | |
Ознакомление родителей с индивидуально ориентированной программой развития ребёнка | специалисты, воспитатели | |
Целевая прогулка «Знакомство с улицей» | специалисты, воспитатели | |
Н О Я Б Р Ь | Памятка «Пристегни самое дорогое» | «Пристегни самое дорогое» (педагоги группы) |
Практические занятия | Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях (специалисты, воспитатели) | |
Выставка рисунков посвященных дню матери «Любимая мамочка» | «Любимая мамочка» (педагоги группы) | |
Наглядно-информационный материал | «Обучение дошкольников ПДД в семье»(педагоги группы) | |
Праздник | «День матери»(педагоги группы) | |
Д Е К А Б Р Ь | Наглядно-информационный материал | «Осторожно гололед!» (педагоги группы) |
Практические занятия | Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях( специалисты, воспитатели) | |
Выставка совместных детско-взрослых творческих работ «Новогодняя сказка» | «Новогодняя карусель» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) | |
Консультация | «Игры и упражнения для пополнения и активизации словарного запаса» ( учитель-логопед) | |
Праздник | «Здравствуй, здравствуй Новый год!» (муз.руководитель, педагоги группы) | |
Я Н В А Р Ь | Родительское собрание | «Социальное партнерство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника»(педагоги группы) |
Наглядно-информационный материал | «Методы профилактики детской заболеваемости» (медицинский работник) | |
Индивидуальные беседы | Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми (специалисты) | |
Ф Е В Р А Л Ь | Коллаж | «Профессии настоящих мужчин» (совместное творчество) |
Практические занятия | Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях( специалисты, воспитатели) | |
Тематическое занятие | «День Защитников отечества» (инструктор по ф-ре, муз.рук, педагоги) | |
Наглядно-информационный материал | «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» | |
Целевая прогулка« Правила поведения на улице » | специалисты, воспитатели | |
М А Р Т | Наглядно-информационный материал Консультация | «Как организовать выходной с ребенком» (педагоги группы) |
Санбюллютень для родителей | «В машине ребенок!» (педагоги группы) | |
Выставка открыток, рисунков и плакатов | «Всем женщинам мира» | |
Праздник | «Ах, какая мама – загляденье прямо!»(совместное творчество детей, родителей и педагогов) | |
А П Р Е Л Ь | Целевая прогулка | «Пешеходный переход» (родители, педагоги группы) |
Театрализованная деятельность | «Мы расскажем о весне» по мотивам р.н. сказок(инструктор по ФК, муз.рук., педагоги группы | |
Практические занятия | Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях( специалисты, воспитатели) | |
Выставка | «Пасхальные мотивы» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) | |
Анкетирование | «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» (педагог-психолог) | |
М А Й | Выставка | «Мы этой памяти верны» (педагоги группы) |
Инструктаж | «Соблюдение ПДД в летний период» (педагоги группы) | |
Наглядно - информационный материал | «Безопасное лето вашего ребенка» (педагоги группы) | |
Индивидуальные беседы | Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми (специалисты) | |
Групповое собрание | «Подведение итогов детско-родительского коллектива группы»(педагоги группы) |
3.3 Формы контроля
Мониторинг по адаптированной образовательной программе осуществляется три раза в год (сентябрь, январь, май), с фиксацией итогов в таблице «Планируемые результаты освоения АОП».
По окончании срока реализации программы (май) посредством повторной диагностики, наблюдения за ребенком, бесед с родителями педагогами и специалистами сопровождения осуществляется мониторинг динамики развития ребенка, данные которого, отражаются в листе динамического наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...