Рабочие листы по лексическим темам
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Учебно - методические материалы для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Отгадай загадки.      

Привезли на кухню ящик

 — Белый-белый и блестящий,

 И внутри все белое.

Ящик холод  делает

 (Холодильник)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь — горе!

Продырявит море!

(Утюг)

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец, и сам — рассказчик,

 И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

(Телевизор)

Ходит — бродит по коврам,

 Носом водит по углам.

 Где прошел — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед.

(Пылесос)

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

 Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

Эта машина — не автомобиль.

Эта машина — помощница маме.

Белье ей не нужно

 Стирать руками.

 (Стиральная машина)

  1. Наклей отгадки.

  1. Назови лишний предмет. Объясни, почему?
  1.  Как называются все эти приборы? (Это бытовые приборы.)
  2. Для чего нужны бытовые приборы? (Для того чтобы облегчить труд человека.)
  3. Какие еще бытовые приборы вы знаете? (Телефон, радио, настольная лампа.)
  4. Для чего нужен холодильник (утюг, пылесос, телевизор, плита, стиральная машина, телефон)?
  5. Какие еще бытовые приборы ты знаешь? Какие есть у тебя дома?

  1. Игра «Добавь словечко».

Электрический ……………………………………………………………..

Удобный…………………………………………………………………………

Вместительный ……………………………………………………………….

Новый ………………………………………………………………………………

Современный ………………………………………..………………………

Микроволновая ………………………………………………………………

  1. Игра «Придумай 3 красивых слова к слову …..».   Образец: Утюг -  паровой, опасный, необходимый.

Телефон …………………………………………………………………………..

Радио ……………………………………………………………………….

Пылесос …………………………………………………………………………..

Машина …………………………………………………………………………

Фен ………………………………………………………………………………..

Лампа ……………………………………………………………………………

  1. Игра «1-3-5». Сосчитай и назови.

  1. Нарисуй в центре прямоугольника круг, заштрихуй его красным карандашом. Справа нарисуй треугольник, заштрихуй его желтым карандашом. Слева нарисуй квадрат заштрихуй его зеленым карандашом.
  2.  Найди закономерность и продолжи ряд

  1. Звуки М - М' Разложи картинки по столбикам. Объясни.

 



Предварительный просмотр:

  1. Отрывок из гадкого утенка.
  2. Назови птиц, которых ты запомнил(а).Каких домашних птиц ты ещё знаешь.
  3.  Спросите у  ребёнка:
  1. почему птицы называются домашними? 
  2. Как человек ухаживает за ними,
    о том, какую пользу птицы приносят.
  3. чем кормит и где содержит, кто ухаживает за птицами?

  1. Чем покрыто тело птиц?
  2. Покажи на картинкам и назови части тела домашних птиц  (лапы, шею, голову, клюв,хвост и т.д.).
  3.  

  1. Упражнение «Назови правильно»: Глядя на картинку, назови папу, маму и детеныша каждой птицы.

……………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………….

. Упражнение «Считай и называй»: Таня пришла на птичий двор и увидела там много птиц. Соедини разноцветными линиями птиц одного вида с кружками соответствующего цвета. Помоги Тане сосчитать (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их.

Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги

 на, около,

у,

с (со), между, за

  1. Упражнение «Назови ласково»: Назови птиц ласково. Утенок утеночек, утята утятки. Утка — ......................., утки — ..............................        Цыпленок — …………………..., цыплята — ………………......Петух — ......................................, петухи — ...............................        Курица — .............., куры —………………………….
  2.  Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про девочку Таню и продолжи его.

         

Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего любимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было видно. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул черный хвост Барсика. Таня подошла поближе и обнаружила в траве гнездо с куриными яйцами. Кот Барсик успел выкатить лапой одно яйцо из гнезда.

  1. Продолжить и записать, уметь пересказать.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Продолжи. На птичьем дворе много …………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Найди маму каждому птенцу.

Это  ……………………………..

Это  

…………………………….........

это …………………………………

Это ……………………………………………………………………..

  1. Раскрась букву красным цветов.

Найди закономерность

3

2

2

1

3

1

  1. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о домашних птицах по предложенному наглядному плану. Запиши его в индивидуальную тетрадь.

Внимание! Ребенок должен уметь пересказать записанный рассказ.

        

 

9.

10.



Предварительный просмотр:

  1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями перелетных птиц
    (грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец, жаворонок). Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».
  2. Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв,
    хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?
     

3.        Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Аист большой, а соловей ....

У соловья серая грудка, а у ласточки ....


У аиста длинная шея, а у кукушки ....

Аист белый, а грач ....

4.        Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Кукушка (какая?) …………………………………  Грач   черный,……………………………………….. .

Аист        …………………………………….        Ласточка ………………………………………………

Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют ……………………….……………………………………..

У соловья звонкий голос, поэтому его называют ..……………………...………….………………………

 У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют .. ……………………………………………………….

Упражнение «Нелепицы»: Послушай предложения. Расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.        Тело птицы покрыто шерстью.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.        Птенцы строят гнезда.

Дети сделали для аистов скворечники.        Скворец живет в будке.

Игровое упражнение «Танины марки».. Найди одинаковые картинки, соедини их линиями между собой. Назови птиц, которые на них изображены. Какие это птицы?
Обведи линиями синего цвета картинки с изображениями зимующих птиц, зеленого —перелетных, а красного — домашних.

Подберите к прилагательным существительные  быстрокрылая ласточка

Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, черноглазая, остроклювая, пестроголовая, громкоголосая, трудолюбивая, быстроногая, водоплавающая, теплолюбивая, насекомоядная.

Объясните детям, почему перелетные птицы улетают в теплые края. Прочитайте рассказ и  попросите ребенка ответить на вопросы. Ребенок должен отвечать полным предложением                                         «Птицы улетают»

Наступила осень. Похолодало. Насекомые спрятались в свои норки. Перелетные птицы — насекомоядные. Им нечем питаться. Они улетают в теплые края. Утки, гуси и лебеди улетают вереницей. Ласточки, грачи, скворцы — стаей. Журавли — клином. Кукушки улетают поодиночке. Весной птицы вернутся к нам.

Куда спрятались насекомые и  почему?

Куда улетают птицы и почему?

Как  улетают утки, гуси и лебеди.

Как  улетают Ласточки, грачи, скворцы .

Как  улетают  журавли

 Как  улетают  кукушки  .

Когда  птицы вернутся к нам?

Упражнение «Чем питаются птицы?»  Спросите у ребенка Чем перелетные птицы питаются (червяками, мошками, бабочками, жуками, мухами, комарами).

Рассмотри картинки. Послушай сказку. Правильно ли  расположены картинки? Пронумеруй рисунки по порядку. Перескажи эту историю.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: « Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти1

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грача своими семечками.

Упражнение «Считай и называй»:  Сосчитай   птиц (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назви их. ( один аист, пять соловьев и т.д.)

Составь предложения и запиши рассказ в логопедической тетради.

Упражнение  «Много –много».  Образец:  В небе летает  много – много ворон.

Грач………………………………, ласточка………………………….,  кукушка………………………………., соловей…………………………...,скворец……………………………, жаворонок……………………………. Червяк……………………………….,мошка……………………………..,бабочка………………………………… , жук………………………………… , муха……………………………… ,комар …………………………………….

Кто лишний и почему?

Найди закономерности. Дорисуй.

Сложи птицу из пальцев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы по лексическим темам

Рабочие листы по формированию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей и подготовительной к школе группы...

Рабочая карточка по лексической теме "Деревья"

Рабочая карточка по лексической теме "Деревья" предназначена для детей подготовительной к школе группы. Может быть использована на занятии или для домашнего закрепления по лексической теме. ...

Рабочий лист для закрепление темы "Высокий -низкий"

Рабочий лист, состоящий из заданий по теме "высокий- низкий","большой-маленький" для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет....

Рабочий лист по закреплению темы: "Цифры 1-10" для детей с ЗПР 6-7 лет

Подборка упражнений для закрепления знаний о цифрах от 1 до 10  для детей с ЗПР 6-7 лет....

Рабочие листы ФЭМП по теме Ориентировка в пространстве

Рабочие листы ФЭМП по теме Ориентировка в пространстве...