Картотека игр для песочной терапии
картотека по коррекционной педагогике
Коррекционная работа на основе использования элементов песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_peska.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы коррекционной работы на основе использования элементов песочной терапии.
Цель - создание положительного эмоционального фона, исследование внутреннего мира ребенка, содействие ему в сознании своего места в семейной системе.
Цель – развитие умений выражать свои чувства и эмоции адекватно приемлемыми способами, принимать нормы и правила поведения; формирование адекватной привязанности к матери.
Цель – гармонизация эмоционального состояния ребенка, формирование и развитие коммуникативных навыков. |
Цель: установление контакта между педагогом – психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона. Инструкция: Положи свои ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой? (сухой, шершавый, мягкий..). Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками. Возьмем песок крепко – крепко в руки, потихоньку отпустим его. А теперь давай закопаем друг другу ладошки. (Сначала выполняет педагог-психолог, затем ребенок). |
Цель: развитие тактильного восприятия, отреагирование эмоционального состояния, выстраивание взаимодействия с ребенком, исследование его внутреннего мира. Инструкция. Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Педагог-психолог отворачивается. Затем ребенок просит его отыскать спрятанную фигуру. Все спрятанные фигуры должны быть найдены – это способствует формированию границ и принятию правил. |
Цель: развитие тактильного восприятия, отреагирование эмоционального состояния, выстраивание взаимодействия с ребенком, исследование его внутреннего мира. Инструкция. Педагог-психолог предлагает ребенку выбрать из коллекции фигурки, символизирующих членов семьи, после чего прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем ему предлагается отыскать фигурки, рассказать о них или придумать историю. Примечание. Во время рассказывания истории педагог-психолог может сделать вывод о том, как выстраиваются взаимоотношения в семье, какие существуют семейные ценности. |
Цель: проигрывание семейных ролей, внутрисемейного взаимодействия, достижение осознания ребенком своего места в семье, формирование умения обозначить свои чувства. Инструкция. Ребенку предлагается осмотреться и накрыть стол для чаепития. Для этого он может выбрать посуду, муляжи фруктов и сладостей, которые ему понравились. Затем предлагается выбрать из имеющихся мелких игрушек те, что символизируют членов его семьи, посадить рядом с чашечками и покормить. В процессе игры, ребенку задаются вопросы о том, что чувствует каждый персонаж. Если он затрудняется ответить, то педагог – психолог оказывает помощь, обозначая существующие эмоции. В последствии эта игра может быть использована неоднократно. |
Цель: осознание ребенком своих действий. Актуализация познавательной активности, развития воображения. Инструкция. Песок предварительно следует слегка намочить. Сначала ребенку предлагается с помощью специальных массажных мячиков нарисовать на нем различные узоры и следы. Затем задача усложняется – надо придумать, кто еще может оставить следы на песке (зайчик, кошечка, и т.д.). Как правило, в процессе игры ребенок начинает искать таких животных на полках с игрушками и приносить их в песочницу. В конце занятия педагог – психолог вместе с ребенком моет и убирает на место все игрушки. Таким образом, у него формируется представление о логическом завершении занятий, а также продолжается работа по усвоению и принятию правил.
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона, развитие мелкой моторики рук, умение обозначать свои эмоции. Инструкция: Используется песочница с подсветкой. Педагог- психолог рисует на песке улыбающиеся лицо и сообщает о том, что у него сегодня веселое настроение. Затем он просит ребенка нарисовать то, чувствует он. В результате не только видит свое настроение, но и как оно подсвечивается разными цветами. Далее педагог – психолог рассказывает сказку, направленную на формирование адекватной привязанности к матери, а также на работу с беспокойством при вхождении в детский коллектив, развитие самостоятельности. |
Цель: развитие самостоятельности, осознание ребенком своей роли в семье, своих чувств, развитие умения выражать их словами. Инструкция: Педагог-психолог просит ребенка построить место, в котором он себя чувствует спокойно и хорошо, посмотреть внимательно на миниатюрные игрушки, выбрать необходимые и расположить в песочнице, придумать название своей композиции. Каждый ребенок строит что-то свое: ферму, дачу, парк и др. Он управляет игрушками, расставляя их меняя место расположение, достраивая и улучшая картину, если это необходимо. Примерные вопросы: *Кем бы здесь хотел быть ты? *Что ты сейчас чувствуешь? *Кто из знакомых, друзей здесь присутствует? |
(продолжение упражнения «Мое любимое место») Цель: развитие саморегуляции, осознание и раскрытие личностных ресурсов (навыков и способностей), формирование чувства защищенности. Инструкция: Работа продолжается с картиной, поостренной в ходе упражнения «Мое любимое место». Педагог-психолог, выстраивая взаимодействие с ребенком, меняет направленность работы. Примерные вопросы: *Как животные набирают силу? *Что им в этом помогает? *Как они взаимодействуют друг с другом? |
Цель: гармонизация эмоционального состояния, развитие умения самостоятельно делать выбор и принимать «эмоциональные границы», тактильная стимуляция. Инструкция: Заранее включена песочница с подсветкой. В ней педагог-психолог рисует солнышко и облака. Затем предлагает ребенку дорисовать в это картине, сто ему захочется: травку, деревья, любое животное и т.п. по завершении он просит ребенка ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что у нас получилось?». В дальнейшем участники занятия меняются местами: ребенок сначала рисует картину, а педагог- психолог ее дорисовывает. Таким образом ребенок настраивается на процесс сотрудничества. 10.Упражнение «Детский сад» Цель: снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, выработка адаптационных способностей, построение коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Инструкция: Ребенку предлагается на песке построить настоящий детский сад, используя любые фигурки. Среди них его просят выбрать те, что символизируют воспитателя и родителя. Далее разыгрываются ситуации из жизни. Также часть песочницы засаживается деревьями – участок прогулок на свежем воздухе. Далее ребенку предлагается показать, как он проводит время в деском саду, - постепенно подобный опыт проживания станет использоваться им в реальной жизни. |
Цель: стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения, упорядочивание переживаний. Инструкция: Ребенку предлагается с помощью игрушечных формочек сделать песочные статуэтки. Формочки могут быть любые: в виде рыбки, собачки, кошки и др. Также можно использовать стаканчики для построения пирамидок. Выполняя это упражнение, ребенок успокаивается, расслабляется и с веселым настроением уходит с занятия.
|
Цель: развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения. Инструкция: Психолог предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок... Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко... Над тобой голубое небо, теплое солнце... Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело... (пауза - поглаживание ребенка). Гладят... (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах... Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок - он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок... Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии! |
Цель: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности. Форма проведения: групповая, в парах. Инструкция: Дети делятся на пары. Психолог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет, сделать «фотографию», а затем обсудить, насколько удачным получилось изображение, при необходимости внести изменения |
(модификация методики ГА. Цукерман) Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать; формирование навыка взаимопомощи. Форма проведения: групповая, в парах. Инструкция: Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом. |
Цель: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков. Форма проведения: групповая. Инструкция: С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»: Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сядет пчелка на цветы – Мы рисуем, водишь ты! Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется. |
(недирективный подход, модификация методики К.Г. Юнга) Цель: коррекция эмоциональных, личностных и поведенческих нарушений; реабилитация после психотравмирующего события. Инструкция: Серийное рисование предполагает проведение еженедельных (можно и чаще) индивидуальных встреч с ребенком в течение 20-25 минут. Психолог просит его нарисовать песком на световом столе все, что он захочет. Во время рисования психолог занимает позицию наблюдателя и вступает в разговор только по инициативе ребенка. В конце каждого занятия психолог спрашивает: Это изображение какой-то ситуации? Ты можешь рассказать мне, что происходит на твоем рисунке? Какие события предшествовали этому изображению? Что произойдет потом? Комментарий. Вопросы нужно задавать в конце занятия, чтобы не прерывать творческую деятельность ребенка. В этом процессе заключается больше, нежели просто занятие рисованием, поскольку создается возможность для психологического преодоления ребенком некоторых внутренних проблем и конфликтов. |
Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики. Инструкция: Психолог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна, какие существа ее населяют; какой у них характер; что они умеют делать; откуда пришли в эту страну; в каких взаимоотношениях находятся межу собой; всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше; что можно изменить; какие события будут происходить в этой стране; что жители будут делать дальше; есть ли название у получившегося рисунка; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для песочной терапии в период адаптация малышей к условиям детского сада
Данный материал содержит последовательную систему ирг с песком для детей 2-4 лет...
Картотека игр по песочной терапии
Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии,логопедии,развитию речи,ознакомлению с окружающей средой,экологии.Данные игры спос...
Картотека игр по Песочной терапии.
Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии. Первоначально арттерапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В на...
Картотека игр по песочной терапии
Картотека игр по песочной терапии...
Картотека игр для песочной терапии с детьми дошкольного возраста.
Картотека игр для песочной терапии с детьми дошкольного возраста....
Картотека игр по песочной терапии
Картотека игр по песочной терапии на развитие дошкольников...
Картотека игр для песочной терапии в ДОУ
Предлагаю вашему вниманию упражнения для игр с песком с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны как педагогом -психологом, так и воспитателям,работающих с ...