Консультация с родителями " Корреционная работа с детьми с ОВЗ дома "
консультация по коррекционной педагогике

Основные направления , методы и приемы взаимодействия с ребенком с ОВЗ (не зависимо от диагноза) в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_s_roditelyami.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

        МОБУ «СОШ «Янинский ЦО»

 

Консультация для родителей
"Коррекционная работа с детьми с ОВЗ  дома"
(развитие двигательной активности, координации и пространственных представлений)

                                                                                    .

        

Педагог : Державина А.С.

Консультация для родителей
"Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"


     К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха
(слабослышащие);
- с нарушением зрения
(слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;  
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом
(лёгкая форма);
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье
(с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

      Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей.      
     Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.
     Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в домашних условиях,
родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком.

Рассмотрим подробнее развитие двигательной активности, координации и пространственных представлений детей с ОВЗ дома с родителями.

  1. Развитие двигательной активности, координации детей с ОВЗ.
         Для ребенка с ОВЗ
    (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
    * Раскачивание ребенка
    (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
    * Качание на гимнастическом мяче
    (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
    *Ходьба по различным поверхностям
    (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.);
    * Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные  игры
    (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);
    * Развитие сенсорных ощущений руки
    (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
    * Катание на велосипеде;
    * Игры с мячом
    (бросание мяча вверх, от себя в стену, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
    * Пальчиковые игры;
    * Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста
    (Суджок и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).

2. Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ

Формирование представлений о собственном лице, теле.

      Освоение ребенком «схемы собственного тела» помогает убедиться, что существуют такие направления как верх и низ, перед — зад, правая и левая стороны. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует отработать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью», «возьмите левое ушко правой рукой»).

Игра «Весёлая зарядка» 
Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое. Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

     Задачами данных упражнений является развитие навыков ориентирования в пространстве относительно себя, ориентация других объектов относительно друг друга и себя, а также относительно других объектов. Обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. Закрепление у ребенка представлений, что у человека, стоящего напротив, все наоборот, то есть в зеркальном отражении: право — где у меня лево, а лево — где право.

     Игровые упражнения:
«Ближе, дальше», «Дальше всего, ближе всего».
Сюжетная картинка: Что находится в центре рисунка? (мальчик). Что находится в левом верхнем углу? (ветки). Что находится слева от мальчика? (теленок).

Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

      Уточнение предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции воспитателя. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.
      - «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще длиннее», «Стул высокий, а стол еще выше»; В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов.
     
- «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»;
     
- «Покажи, где: мамина дочка - дочкина мама. Хозяин коровы - корова хозяина. Мальчик спасен девочкой - девочка спасена мальчиком. Газетой накрыты цветы – цветы накрыты газетой. Ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе и показать то изображение, которое соответствует услышанной фразе.

      Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки и т.д.
Продолжи узор. Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.
Сложи узор, собери фигуру.
«Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя».

      Эти игры помогают положительно влиять на характер и содержание речи, способствует повышению эффективности развития и формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом. В этих играх он ощущает свое тело, его части, координирует свои движения, внимательно рассматривает и анализирует образец.
      Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка
(сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.). Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).
    В целом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: от одной переходя плавно к следующей.
    Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ
(отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.        
     Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например:
«Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).
     

      Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
     Также можно использовать элементы
«Холдинг-терапии». Например: держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза».
    Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка
(вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.).
    Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды
(носовой платок, носки). Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи).
     Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы
(ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды). Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.
     Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца
(взял игрушку – поиграл – убрал на место).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по работе с детьми имеющими нарушения зрения

Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам для работы с детьми имеющими нарушения зрения...

Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях".

Консультация для родителей на тему: "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"....

Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"

Консультация для родителей с детьми с ОВЗ "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"...

Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях"

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстано...

Методические рекомендации родителям для работы с детьми с ЗПР дома

Методические рекомендации  родителям для работы с  детьми с ЗПР дома...

Методические рекомендации родителям для работы с детьми с ЗПР дома

Методические рекомендации  родителям для работы с  детьми с ЗПР дома...