Подготовка детей к школе с ЗПР часть №2
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Токарев Алексей Алексеевич

Пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования РФ, состоит из двух книг. В первой книге раскрываются организационные аспекты системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, даны пояснительные записки к программам и сами программы (авторы С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина). Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой к школе детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), необходимо понимать, что основной задачей является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Подготовка к школе осуществляется не для того, чтобы ребенок с ЗПР освоил часть материала из начальной школы на более ранней ступени старшего дошкольного возраста. Без этой подготовки такой ребенок на начальной ступени обучения не освоит необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы, а следовательно, не сможет остаться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности. При этом ставятся общие задачи:  создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;  обеспечить охрану и укрепление его здоровья;  осуществить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;  стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);  провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонении в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. Единство указанных направлений обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР. Автор программы по формированию элементарных математических представлений Г.М.Капустина в пояснительной записке к программе отмечает, что главная цель курса — всестороннее развитие ребенка с ЗПР: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал на занятиях дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей. В программе дошкольного курса развития речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте (автор — Р.Д.Тригер) ставятся следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка. Использование автором программы метода звукового анализа слов, а также логопедических приемов для дифференциации звуков способствует предупреждению ошибок при чтении и письме. Автор программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (С.Г.Шевченко) важнейшую цель курса видит в расширении и систематизации знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. В соответствии с программой дошкольник знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей — естествознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, закрепляют и расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся анализировать свои наблюдения, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи активизируется словарь детей, формируются навыки связной речи. Значительное место в подготовке к школе детей с ЗПР занимает программа «Ознакомление с художественной литературой» (автор — И.Н.Волкова), направленная на формирование у дошкольников навыков восприятия произведений различных жанров. Программа способствует развитию творческой деятельности через различные виды продуктивной деятельности. Занятия строятся в соответствии с режимом дня в детском саду и учебным планом, представленными ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon shevchenko2.pdf852.05 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...