Играем, фонематический слух развиваем
консультация по коррекционной педагогике
Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_fonematicheskiy_sluh_razvivaem.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем – фонематический слух развиваем
Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме. Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определенные этапы. 1 (начальный) этап. На этом этапе создается основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям. • «Угадай звук» Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребенку догадаться по звуку, что лежит внутри. • «Жмурки» Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика). • «Веселый карандашик» Даем ребенку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы. 2 этап. На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по- разному. • «Чей голос?» Записываем на диктофон знакомые ребенку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит. • «Сказка о трех медведях» Читаем сказку о трех медведях ребенку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа- медведь и медвежонок. • «Спрячемся от волка» Игру проводим под музыку. Ребенок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – все спокойно, громко – идет волк, нужно прятаться. 3 этап. Этот этап более сложный. Ребенок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию. • «Скажи правильно» Показываем малышу картинку и называем ее неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребенок должен повторить правильное слово. 4 этап. Рассказываем ребенку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов. • «Что лишнее?» Произносим три одинаковых слога, а четвертый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребенок должен найти «лишний» слог. • «Повтори!» Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребенок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребенку сложно повторить цепочку из трех слогов, можно начинать с двух. • «Сосчитай слоги» Произносим слова вместе с ребенком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап. На данном этапе ребенок учится различать звуки и выделять их в слове. • «Подбери слово» Всем знакома игра – подбор слов на определенный звук. Кто назовет больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребенка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки. • «Выбери картинку» Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ). • «Лови звук» Произносим несколько слов, просим ребенка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня "И дома играем,фонематический слух развиваем".
Здесь размещены разные упражнения, с помощью которых родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие....
Рекомендации родителям «И дома играем, фонематический слух развиваем»
Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?...
«И дома играем, фонематический слух развиваем»
Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня. Здесь вы найдете ответы на вопросы : Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?...
Консультация для родителей. Советы логопеда «Дома играем, фонематический слух развиваем»
Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы о...
Играем – фонематический слух развиваем.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух, умение слышать и различать звуки речи (фонемы).Но не все дети достаточно четко различают на ...
Буклет для родителей играем - фонематический слух развиваем"
Различие звуков речи, т.е. фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что ус...
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"
Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...