Артикуляционная гимнастика для детей 2,5 – 4 лет в стихах
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)
Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malyshey.docx | 173.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для детей 2,5 – 4 лет в стихах
Комплекс №1.
Язычком наш котик
Моет лапки, ротик.
(имитируем движения языком, когда кот лижет лапы и умывает рот, следите, чтобы ребенок именно имитировал их, а не по-настоящему облизывал руки)
Суп он ест не за столом
Суп лакает языком.
(Наклоняем слегка голову вниз и показываем, как кот лакает из миски)
Я как котик не умею,
Но об том не жалею.
(Разводим руки в стороны и покачиваем головой в отрицательном жесте)
Мой язык умеет ловко,
Вверх и вниз качаться,
(Открывает рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз. Подбадривайте ребенка, похвалите язычок, попросите покачать его еще раз, потом еще).
Острый носик показать
На крыльце валяться.
(высунуть язык из приоткрытого рта, побуждайте кроху, чтобы кончик язычка был острым, а потом положите расслабленный язычок на нижнюю губу)
Может зубки посчитать
Раз, два, три, четыре, пять!
(рот открыт широким окошечком, провести языком по нижним, затем по верхним зубам)
На лошадке быстро мчится
«Цок, цок, цок!» — стучат копыца
(цокаем языком присасывая его кверху)
А когда он утомиться
За забором спать ложиться.
(спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки-«забор»)
Комплекс №2 «Болтунишка язычок»
Где твой болтушка язычок?
Ну-ка покажи его дружок!
(слегка приоткрыть губы, высунуть вперед острый язычок)
Пусть он на крылечке посидит, (положить расслабленный язык на нижнюю губу)
Пусть по сторонам он поглядит. (губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)
Кто там распевает в вышине?
Любопытно стало язычку и мне.
Тянемся высоко-высоко…
Но не разглядели никого
(поднимать язычок как можно выше вверх, к носу)
Что-то под ногами прошуршало
Посмотрели вниз – нет, убежала
Это, верно, серенькая мышка,
Не успели разглядеть малышку.
(опустить язычок как можно дальше вниз)
Ну, а это важный кот шагает,
Влево – вправо хвостиком виляет.
Мы с тобой подразнимся немножко
Язычок вильнет, как хвостик кошки.
(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)
Вечер. В небе звезды загораются
Носик-язычок вверх поднимается,
Чтобы любоваться звезд мерцанием
Что ж, спокойной ночи, до свидания.
(поднимать язычок как можно выше вверх, к носу, а потом убрать в рот и крепко сжать губы.)
Комплекс №3 «Вот какой наш язычок».
В море рыба – кит живет,
По волнам она плывет,
У нее огромный рот.
Вот такой!
(Широко улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время)
В поле мотылек живет,
Он нектар цветочный пьет
Тонким, длинным хоботком.
Вот таким!
(Вытянуть губы узкой трубочкой вперед, «полюбоваться» на хоботок)
Под пеньком живет змея,
Длинный хвост и голова,
Вынет, спрячет язычок…
Вот так!
(рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем)
В роще заинька живет,
Травку, ветки он грызет,
Носик морщит он смешно.
Получилось? То-то, вот!
(морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы, но зубы сомкнуты)
В будке Шарик наш живет,
Дом прилежно стережет,
Вертит весело хвостом.
Как? Покажем язычком! Смотри!
(рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык быстро движется вправо – влево)
Комплекс №4. «Здравствуй язычок».
Язычок мой, здравствуй
День такой прекрасный
Открывай свое окошко.
Просыпайся понемножку.
(открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О)
Сделаем зарядку,
Чтоб было все в порядке:
По –тя- ну – лись,
На – кло – ни – лись,
Влево – вправо по — вер- ну – лись
(Губы растянуты в улыбке, зубы приоткрыты, язык сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).
А теперь вперегонки
Побежим на завтрак мы…
(несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами)
На столе лежат блины,
Очень вкусные они
(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)
Мы макаем их в варенье,
Не блины, а объедение!
(Круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы)
Хочешь, в прятки поиграем?
Мы сначала убегаем…
Язычок в рот убираем,
А потом в окошко – скок
Покажем остренький носок.
(Вытяните узкий язычок вперед, удерживайте его так 5-10 сек.)
И опять он убежит
В домишке тихо посидит
Снова выглянет в окошко,
(повторяйте предыдущие движения)
И свернется словно кошка,
На крылечке.
(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)
Вот какой, язычок мой озорной!
(широко улыбнуться себе в зеркале)
Комплекс № 5. «Веселая гимнастика для язычка».
Повторите с язычком наши упражнения,
Перед зеркалом садись, повторяй движения.
Ротик – дверь откроем,
(открыть рот, губы округлые)
Зубки все помоем
(несколько раз провести языком по верхним, а потом по нижним зубам)
Крылечко чисто подметем
(провести языком по нижней губе, слева – направо и обратно)
Ляжем отдохнуть потом.
(рот открыт, круглый, расслабленный язык лежит на нижней губе)
В доме часики идут: «Тики-таки, тики – тук».
И язык наш с ними в такт: «Тики-так да тики – так»
(рот приоткрыт в улыбке, язык двигается слева – направо, и обратно)
А теперь за стол садимся
И вареньем угостимся.
(имитируются движения, слизывания варенья с блюдца)
Рот испачкан, посмотри, губы язычком протри!
(круговым движением облизать губы)
Вечер. Солнце закатилось.
Ротик – дверка затворилась.
Спит тихонько язычок,
Ну, и ты, дружок, молчок!
Комплекс №6. «Машин язычок».
Язычок у Маши жил (в данной строчке называйте имя своего ребенка)
Поиграть он с ней любил.
Открывает Маша рот
Язычок гулять идет.
(Вытяните узкий язычок вперед, удерживайте его 5-10 сек.)
Смотрит влево, вправо он:
Что –то там со всех сторон?
(Губы растянуты в улыбке, зубы приоткрыты, язык двигается вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).
Прыгнет ловко на качели
Вверх и вниз качается
Маша смотрит в зеркальце
Тоже удивляется.
(Язычок опускаем вниз, к подбородку, затем поднимаем к верхней, рот круглый- 10 – 15 сек)
Встали зубки ровно в ряд
(Улыбнитесь и покажите сжатые зубки, ровно и покажите сжатые зубки, ровно стоящие друг на друге).
Стал их язычок считать
Сверху много, снизу много –
Снова посчитать готов он.
(Языком провести по верхним зубам слева – направо и обратно, 10-15 сек).
А теперь он полежит…
(Рот приоткрыт, расслабленый круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)
Быстро-быстро убежит.
(Спрятать язык и закрыть ротик).
Комплекс № 7 «Ах, как вкусно!»
Киска молоко лакала
И усы все облизала.
Ах, как вкусно!
(Языком показываем как лакает киска. Если малыш затрудняется выполнить это движение, налейте ему на блюдце каплю молока или того, что он любит. Затем движение меняется: предложите малышу облизать свои губы, как киска облизывает ротик)
Прилетела к нам оса,
Есть варенье со стола,
Длинным, тонким хоботком.
Ах, как вкусно!
(высунуть вперед и удерживать 5-10 секунд язык)
А зеленая лягушка,
Языком поймала мушку.
Ах, как вкусно!
(Ротик улыбается, ведь у лягушки рот широкий. Должны быть видны сжатые зубы. Приоткрываем рот, вытягиваем как можно дальше вперед язычок, а потом вновь его прячем за зубы)
Наш Андрюшка – молодец
Лижет сладкий леденец.
Ах, как вкусно!
(имитируем движение языка, будто облизываем леденец. можно дать малышу настоящую конфетку)
Губы сладкие оближем — и повыше, и пониже!
(Облизать сначала верхние, а потом нижние зубы).
Комплекс № 8 «Сказка про язычок».
Сказку я тебе дружок расскажу про язычок.
Жил он в ротике- домишке
Шалунишка и плутишка.
(несколько раз обвести пальцем губы, легко их массируя; сначала это может делать взрослый, а потом сам малыш)
Утром рано он вставал,
Домик ротик открывал
(открыть рот, сделать его круглым, как бы произнося звук «А)
И смотрел по сторонам:
Кто есть тут, А кто есть там?
(высунуть острый язычок и повернуть его сначала влево, касаясь уголка губ, потом вправо)
Тут гуляет Машка – кошка «мяу
(язычок снова повернуть влево)
Там Барбос глядит в окошко «Гав – гав!»
(язычок двигается вправо)
Тут коза жует траву «Ме – ме!»
Там бычок ревет «Му-му!»
(язычок соответственно словам двигается влево и вправо)
Всем помашет он: «Привет!»
«Здравствуй!» — слышит он в ответ.
(язычком 3-4 раза двигаем вверх — вниз)
Язычок наш в дом идет,
И блины себе печет (Вот такие!)
(расслабленный мягкий язык кладем на нижнюю губу, округлый рот открыт)
А блинов наестся он
Рот умоет
(облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю)
А потом,
Отправляется гулять,
На лошадке поскакать.
(цокаем язычком — присасываем его к небу о отпускаем)
Вечером домой вернется,
В домике своем запрется
Спать ложиться до утра
Отдохнуть и нам пора.
(ротик закрыть, глубоко вдохнуть и выдохнуть)
Комплекс № 9. «Погуляем!»
Смотрит солнышко в окно
Нам гулять пора давно.
(приоткрыть рот, сделать его круглым окошечком)
Позовем и язычок –
Выходи-ка к нам, дружок!
(высунуть язык вперед, кончик языка острый)
На крылечки полежи,
Свою спинку покажи.
(рот открыт, губы округлые, мягкий язычок лежит на нижней губе, если язык беспокойный, напряжен, пошлепайте по нему верхней губой, приговаривая «бя-бя-бя-бя»).
Отдохнул он, полежал,
Влево — вправо побежал.
(рот в улыбке, язык движется от одного уголка губ к другому)
Бегал, бегал – утомился!
На крылечке развалился…
(язык спокойно лежит на нижней губе, как в позиции 3)
А потом давай скакать
Вниз да вверх, да вниз опять.
(Рот открыт широким окошечком, язык опускается к подбородку, затем поднимается к верхней губе или зубам)
Нагулялись, наигрались,
По домам все разбежались.
(спрятать язычок и закрыть рот)
Комплекс № 10 «Язычок наш не скучай»
Язычок наш заскучал, в дверку –ротик постучал:
(Губы сомкнуты, щеки слегка надуты)
Тук, тук – гулять пустите,
Дверку-ротик отворите.
(Толкнуться языком сначала в одну щеку, потом в другую)
Носик острый покажу, влево, вправо погляжу.
(Рот в улыбке, зубы раздвинуты, качаем языком влево-вправо)
Цок, цок, цок – кто это мчится?
Лошадь- звонкие копытца!
(Попросить малыша поцокать, показать, как у лошади стучат копытца)
Пинь-пинь-пинь! Кто там поет?
Носик вверх язык загнет,
На ветвях сидит синичка, песню распевает птичка.
(Рот полуоткрыт в улыбке, язык поднимается к верхней губе, если получается, то к носу, и удерживается так некоторое время)
Буль –буль-буль – чей голосок?
Вниз посмотрим – ручеек!
(Рот в том же положении, язык опускаем вниз, касаясь подбородка)
Вверх – на птицу, вниз на водицу!
(несколько раз, покачиваем языком вверх- вниз, слова также повторяются 4-5 раз)
Язычок мы покачали и немножечко устали,
Язычок ушел поспать
Мы тоже будем отдыхать.
(прячем язычок, закрываем ротик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду
Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....
Общая артикуляционная гимнастика для детей 3 - 4 лет.
Артикуляционная гимнастика для использывания на занятиях по звуковой культуре речи....
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"
Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей в картинках и стихах.
Звуки речи формируются благодаря сложным и согласованным движениям артикуляционного аппарата. У ребёнка, который искажает или пропускает некоторые звуки, правильный уклад не сформирован.Чтобы правильн...
Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах
Данная методическая разработка представляет комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата, выработку определенного положения языка, губ, щёк, которое не...
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
Артикуляционная гимнастика -это комплекс специальных упражнений для развития и укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и...
Методическая разработка к игровому дидактическому посо-бие для артикуляционной гимнастики у детей с об-щим недоразвитием речи Игрушка – рукавичка «Мишка -Топтышка» Для детей 5-7 лет.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).Для выработки полноценных...