16 вопросов логопеду
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей «16 вопросов логопеду»
Детки с особенностями развития, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога (логопеда, психолога, дефектолога). Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга (диагностики) развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или особенности/нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребёнку, и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей. Мне как практикующему логопеду, работающему в детском саду комбинированного вида, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребёнка всё в порядке. Предложение перевести ребёнка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждым родителем/законным представителем, чтобы объяснить в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.
Вопрос 1. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЛОГОПЕД?
Вопреки распространенному мнению хочу сказать, что логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.
Вопрос 2. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ПОРА ПОКАЗАТЬ РЕБЁНКА ЛОГОПЕДУ?
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у родителей были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда родителям/законным представителям не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита, но тем не менее результаты такой работы мы можем ощущать уже сейчас. Чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.
Вопрос 3. МОЖЕТ ЛИ РОИТЕЛЬ/ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ САМА ОПРЕДЕЛИТЬ, НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ ЛОГОПЕД?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже до восьми «лепетных» слов, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку», имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение
правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы (что, куда, сколько).
К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц, а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители/законные представители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в 2-3года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Вопрос 4. МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ/ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ САМИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям/законным представителям развивать речь ребенка, вот некоторые:
• Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя;
• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения;
• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
-нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;
-желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
-общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми.
-перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
-следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
-ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
-полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Вопрос 5. КАК ПОПАСТЬ НА ЗАНЯТИЯ К 0ЛОГОПЕДУ?
В нашем детском саду в октябре и ноябре проходит логопедическое обследование детей массовых групп, после того как родитель дает письменное согласие. Целью, является выявление детей нуждающихся в специализированной помощи логопеда, психолога, дефектолога. (Если по каким то причинам ваш ребенок не был обследован логопедом в период массового обследования необходимо через воспитателей группы выразить свое желание и логопед выделит время на обследование вашего ребенка).
Логопедическая помощь оказывается логопедом детям с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, стертая дизартрия, заикание). Для зачисления в логопедическую группу необходимо, чтобы возраст ребёнка соответствовал как правило, 4 или 5 годам на начало обучения. Основным условием зачисления ребенка в логопедическую группу является логопедическое заключение ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия), которая находится по адресу ул. Обручевых д.5, строение 1, помещение 19-Н, телефон дошкольного отделения 89967984613.
Логопед детского сада выдает родителю/законному представителю направление на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Родитель/законный представитель с этим направлением записывается на консультацию к педиатру, окулисту, неврологу, хирургу-ортопеду, отоларингологу и в это направление специалисты вписывают свои заключения после осмотра ребенка. Далее заполненное специалистами направление показывается логопеду детского сада, родителям/законным представителям выдается характеристика на ребенка и с готовым пакетом документов ребенок представляется на ТПМПК. После прохождения ТПМПК родителю выдается заключение, которое необходимо передать лично администрации детского сада и ребенок будет зачислен с нового учебного года в логопедическую группу.
Вопрос 6. НЕ УХУДШИТСЯ ЛИ РЕЧЬ МОЕГО РЕБЁНКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребёнок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит очень редко, и по мере коррекции и обучения, собственные и приобретенные ошибки будут исчезать.
Вопрос 7. МОЖЕТ РЕБЁНОК ПРЕОДОЛЕТЬ РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ В ОКРУЖЕНИИ НОРМАЛЬНО ГОВОРЯЩИХ СВЕРСТНИКОВ?
Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребёнка. Однако далеко не всегда он может справиться с речевыми особенностями самостоятельно.
Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.
Вопрос 8. МОЕМУ СТАРШЕМУ РЕБЁНКУ ЛОГОПЕД ПОМОГ ЗА ШЕСТЬ ЗАНЯТИЙ, ТАК СТОИТ ЛИ ИДТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ?
Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении одного звука, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники или логопункта. Процесс коррекции такой речи действительно займет короткий промежуток времени.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 10 и более, нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, пила – нож. Ребёнок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном воздействии в условиях коррекционной группы. Где в тесной взаимосвязи с логопедом, воспитателями, семьей ребенок преодолеет особенности развития речи.
Вопрос 9. НЕ ПОМЕШАЕТ ЛИ ОБУЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПОСТУПИТЬ В ПРЕСТИЖНУЮ ШКОЛУ?
Факт посещения ребёнком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребёнок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
Вопрос 10. В ЧЕМ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОСЕЩЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребёнок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребёнку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребёнком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, речи, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребёнок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребёнком вести тетрадь, выполнять рекомендации логопеда.
Вопрос 11. У РЕБЁНКА В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЕ СТОИТ ДИАГНОЗ ЗРР. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребёнка идёт медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить, частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребёнком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, чёткой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребёнку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребёнка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители/законные представители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР констатируется обычно у детей до 3лет. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребёнка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Вопрос 12. РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ И ПИШЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребёнок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста. Подобные проблемы могут возникать и с письмом. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Вопрос 13. КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребёнок сначала называет буквы: м, а –и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребёнок и сможет таким способом прочитать слова из трёх-четырёх букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребёнок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочёл буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т. п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т. д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба, не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребёнка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребёнка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т. д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.
Вопрос 14. РЕБЁНОК В 2 ГОДА ЗНАЕТ ВСЕ БУКВЫ, НО НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ
Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе, недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребёнок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырёх лет при условии систематических занятий. Можно научить читать и раньше четырёх лет методом глобального чтения. При этом ребёнок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Вопрос 15. КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?
Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону (зеркально, путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребёнок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм»,
«Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы. Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приёмы:
- взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5– 6 см, ребёнок раскрашивает или штрихует её;
- вырезывание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
- лепка буквы из пластилина; «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
- сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у - заячьи ушки и т. д.;
- обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
- выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, счетных палочек и т. д.;
- обводка букв, написанных взрослым;
- письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Вопрос 16. МОЖЕТ ЛИ У МОЕГО РЕБЁНКА ПОЯВИТЬСЯ ЗАИКАНИЕ?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» - или заставляют говорить напоказ.
Одна из причин заикания - непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трёх лет, одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребёнка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач, игры на телефоне и т. п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
Нельзя запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно тёмном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребёнка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его, предложите попить воды. Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается. Ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь).
Чтобы вовремя помочь ребёнку, важно не пропустить первые признаки заикания: употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания необходимо обратиться к психоневрологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16_voprosov.pdf | 464.53 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «16 вопросов логопеду»
Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутс...
Часто задаваемые вопросы логопеду…
Обычно все дети проходят определенные периоды или моменты в общем развитии и в развитии речи.Важную роль в прохождении этих периодов играют родители. Родители являются главными «консультантами&r...
Консультация для родителей "Вопросы логопеду"
Консультация содержит ответы на самые распространенные и важные вопросы родителей к логопеду детского сада....
18 вопросов логопеду
Ответы на самые популярные вопросы родителей...
Ответы на популярные вопросы логопеду
Ответы на популярные вопросы логопеду...
Консультация для родителей «16 вопросов логопеду».
В реальности нашего современного мира, где дети с младшего дошкольного возраста уже в руках держат гаджеты, и минимально имеют живое общение с родителями, которые всё меньше уделяют внимание своему ре...
Консультация для родителей «16 вопросов логопеду».
Консультация для родителей «16 вопросов логопеду». (Часть 2)...