Статья на тему "Общее недоразвитие речи"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Чижова Екатерина Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_onr.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение средств в общении.

Общее недоразвитие речи – по определению Р. Е. Левиной это такая форма речевой патологии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне.

У детей с нарушенным слухом и интеллектом используется другой термин системное недоразвитие речи.

ОНР объединяем внешне сходные, но по этиологии и механизмам совершенно различные речевые нарушения. Например, ОНР может отмечаться у детей с дизартрией, алалией, при заикании, иногда у детей с ринолалией.

Общими проявлениями для всех детей с ОНР является более позднее начало речевого развития.

Ограниченный словарный запас, аграмматизмы в речи, дефекты звукопроизношения, нарушение звуко-слоговой структуры слова, фонематические нарушения.

Р. Е. Левина выделила три уровня речевого развития у детей с ОНР, позднее Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень речевого развития у детей с ОНР.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или практически полным отсутствием речи у ребенка. Р. Е. Левина: «Отсутствие общеупотребительной речи».

Дети пользуются звукоподражанием, лепетными словами и небольшим количеством общеупотребительных слов.

Недостаток речевых средств дети восполняют жестами.

Фразовая речь отсутствует. Лишь у некоторых детей, которые находятся на более высокой ступени речевого развития, отмечается попытка составления фразы. Такие дети говорят: «Мама, ам», «Мама, и жест».

Состояние звукопроизношения оценить невозможно, так как произношение звуков носит непостоянный характер, а лексический материал используется мало.

Слоговая структура слов значительно нарушена, ребенок способен удерживать максимально два открытых слога.

Второй уровень речевого развития. Речевые возможности детей несколько возрастают. В речи уже используется небольшой запас общеупотребительных слов. Дети строят простую фразу.

Дефекты звукопроизношения ярко выражены и затрагивают 16 – 20 звуков. Широко представлены все виды нарушений: искажение, замены, смешение звуков, отсутствие.

Звуко-слоговая структура слова характеризуется наличием выраженных трудностей воспроизведения слов. Отмечаются пропуски, перестановка, добавление слогов и звуков.

Чем менее знакомо ребенку слово, чем сложнее оно по своей структуре, тем более выражены ошибки звуко-слогового состава слова.

Характер звукопроизношения и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова непостоянный.

Нет наречий, сложных прилагательных.

В речи присутствует большое количество аграмматизмов, в виде неправильного употребления рода, числа, падежа, времени. Неправильного употребления предлогов и неправильного построения предложений.

Формы фонематического анализа, синтеза и представления детям недоступны.

У детей находящихся на более высокой ступени данного речевого развития отмечается наличие некоторых простых форм фонематического анализа (хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]).

По Левиной Р. Е.: «Зачатки общеупотребительной речи».

Третий уровень речевого развития: «Развернутая фразовая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития».

Запас речевых средств на данном уровне обширен.

Дети имеют достаточно большой по объему словарный запас, пользуются в речи различными грамматическими категориями, используют разнообразные словоизменения и словообразования.

Фразовая речь представлена различными типами предложений (простыми, распространенными, сложносочиненными, сложноподчиненными).

Однако в речи детей встречаются незначительные ошибки, как в использовании лексических средств, например, пальто – вешалка. Мама моет белье. Так и грамматических. Так в словообразовании дети затрудняются в образовании детенышей животных, относительных и притяжательных прилагательных (медвежий, мамин, папин), глаголов с помощью приставок (прилетел – ребенок говорит перелетел).

Отмечаются единичные ошибки при согласовании прилагательных с существительными, или если в одном предложении используются существительные мужского и женского рода (красным ручкам), числительных с существительными с непродуктивными окончаниями (пять белкам).

В звукопроизношении характерно наличие немногочисленных нарушений.

Нарушена слуховая дифференциация звуков близких по акустическим характеристикам (р – л, м - н). Дети с данным уровнем речевого развития пользуются диалогической и монологической связной речью. Однако при построении связного монологического высказывания у детей возникают ошибки их лексико-грамматического оформления.

Четвертый уровень речевого развития (по Т. Б. Филичевой): характеризуется высокими речевыми возможностями детей с единичными проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений.

Клинические типы ОНР выделены Е. М. Мастюковой

1 клинический тип – стойкое речевое недоразвитие. В эту категорию попадают детей с клиническим заключением алалия, которая обусловлена очаговым поражением речевых зон коры головного мозга в пренатальный, натальный и ранний постнатальный (до 2,5 лет) периоды развития ребенка.

Для детей с алалией характерно отсутствие активной речи, нарушение понимания обращенной речи, снижение речевой активности.

В зависимости от механизма выделяют моторную и сенсорную алалию.

2 клинический тип - осложненный вариант ОНР. Он обусловлен рассеянной органической симптоматикой или минимальной мозговой дисфункцией. Для этой категории детей уже в раннем возрасте характерны двигательное беспокойство, нарушение режима сна и бодрствования, у некоторых отмечается задержка темпов психомоторного развития.

К трем годам развития выраженная моторная неловкость. Отмечается нарушение координации движений одновременности и переключаемости движений.

Моторные нарушения сочетаются с наличием повышенной возбудимости ребенка, проявлении психической истощаемости, повышенной отвлекаемости.

Моторные нарушения проявляются в ручной и артикуляторной мускулатуре.

Характерны расстройства статической и динамической организации двигательного аппарата. Ярким примером для данной группы ОНР является дизартрия.

3 клинический тип: неосложненный вариант ОНР. У детей данной группы не отмечается в анамнезе патологии беременности и родов. Чаще присутствуют сведения о недоношенности ребенка, соматической ослабленности, часто простудных заболеваниях, некоторые задержки темпов психомоторного развития.

В психическом облике этих детей отмечаются черты эмоциональной незрелости и слабости в его регуляции деятельности.

Нарушения нервно-психических действий не выражены. Локальные поражения ЦНС отсутствуют.

Этиология ОНР

Объединяет комплекс факторов биологического и социально-психологического характера действующих в пренатальный, натальный, постнатальный периоды развития ребенка.

Пренатальный период: отмечается действие таких неблагоприятных факторов как патология беременности.

Выделяют:

- токсикозы при беременности;

- психические и физические травмы матери;

- наличие угрозы выкидыша;

- влияние медикаментозных средств и химических веществ;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

- тяжелые соматические и инфекционные заболевания матери;

- наличие резус-конфликта;

- внутриутробная гипоксия плода или интоксикация;

- влияние радиационного излучения.

Натальный период: объединяющий комплекс патологических фактов действующих во время родов.

Выделяют:

- преждевременные, затяжные роды;

- слабость родовой деятельности матери, длительный обезвоженный период, гипоксия, применение средств родовспоможения;

- травмы ребенка во время родов;

- асфиксия (синяя, белая);

- внутричерепная родовая травма (собирательное понятие, к которому относят различные поражения ЦНС ребенка, неоднородные по этиологии и патогенезу, возникающие в натальный период)

Постнатальный период:

Неблагоприятные факторы:

- травмы головного мозга;

- тяжелые соматические и инфекционные заболевания, с последующим воздействием на ЦНС;

- различные нарушения мозгового кровообращения;

- опухоли головного мозга.

К социально - психологическим неблагоприятным факторам в этот период относят:

- педагогическая запущенность ребенка;

- неправильные методы воспитания ребенка;

- конфликтные отношения в семье;

- наличие у членов семьи речевых нарушений;

- билингвизм и др.

При сочетании социально – психологических причин с причинами биологического характера нарушение речевого развития приобретает более стойкий характер.

Этиологические факторы, действующие в разные периоды ребенка, обуславливают проявления у детей с ОНР ряда неврологических синдромов. Чаще всего отмечаются в структуре осложненного варианта ОНР и стойкого специфического недоразвития речи.

  1. Гипертензионный (гипертензионно-гидроцефальный) синдром – повышенное внутримозговое давление.

У ребенка отмечается увеличение размеров головы, выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков.

У детей с данным синдромом ярко проявляются нарушение работоспособности, произвольного внимания и поведения. Быстрая истощаемость, повышенная возбудимость. Двигательное беспокойство и расторможенность.

  1. Церебро-астенический синдром.

Характеризуется: повышенной истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью. Нарушением внимания и памяти. Двигательной гипервозбудимостью или наоборот заторможенностью.

  1. Неврозоподобный синдром.

Характеризуется: нарушением сна, аппетита и различными невротическими состояниями ребенка (чрезмерная плаксивость, частая смена настроения, тревожность, боязливость или агрессивность).

  1. Синдром двигательных расстройств.

Проявляется в нарушении мышечного тонуса детей и в особенности артикуляторной мускулатуре. Страдает выполнение тонких дифференцированных движений (движение языка). Легкие нарушения равновесия и координации, недостаточное развитие мелкой ручной моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Статья Особенности формирования речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется  его познавательная и предметная  деятельность. Овладение речью перестраивает всю пс...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса»  для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...

Статья . Использование фланелеграфа и картинного материала на этапах обучения связной речи детей с фонетическим недоразвитием речи на логопедических подгрупповых занятиях. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

Формирование связной речи детей с ФНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных ...

Статья"Влияние общего недоразвития речи на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста"

В статье раскрыт вопрос влияния речевого заключение общее недоразвитие речи  на межлчностные отношения...