Консультация для родителей "Что такое задержка психического развития"
статья по коррекционной педагогике
Психическое развитие ребенка – сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, реализующийся под воздействием ряда наследственно-биологических и социальных факторов, таких как воспитание, обучение и влияние окружающей среды. Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, проявляющаяся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Что такое задержка психического развития»
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика:
-незрелость сложных форм поведения;
-недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости;
-нарушенной работоспособности;
-энцефалопатических расстройств;
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами;
-негрубым внутриутробным поражением ЦНС;
-нетяжелыми родовыми травмами;
-недоношенностью;
-близнецовостью;
-инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями;
-ранняя социальная депривация;
-влияние длительных психотравмирующих ситуаций.
В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К.С. Лебединской (1980), разработанный на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР.
- Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с "детскостью" мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию.
- Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью, не позволяет ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития.
- Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.
В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.
При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.
- Задержка церебрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей (И.Ф. Марковская, 1993):
группа "А" - в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;
группа "Б"- доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.
В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте в большей степени страдает звено контроля, при втором - и звено контроля, и звено программирования, что обусловливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивное.
ЗПР церебрально-органического генеза, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР. Данная категория детей в первую очередь нуждается в комплексной медико-психолого-педагогической коррекции в условиях специальных классов и дошкольных учреждений. По своей сути эта форма ЗПР нередко выражает пограничное с умственной отсталостью состояние, что требует квалифицированного комплексного подхода к обследованию детей.
Особые состояния, схожие по симптоматике с "задержкой", формируются у детей вследствие так называемой "педагогической запущенности". В этих случаях у ребенка с полноценной нервной системой, но длительно находящегося в условиях информационной, социальной, а часто и эмоциональной депривации, наблюдается недостаточный уровень развития эмоциональной и личностной сферы, а также отмечается снижение знаний, умений и навыков. Такой ребенок в знакомых ситуация на бытовом уровне ориентируется достаточно хорошо, но в ситуации требующей волевого усилия и познавательной активности часто проявляет себя как ребенок с ЗПР. Динамика развития такого ребенка определяется интенсивностью педагогической коррекции. При сочетании с благоприятными социальными условиями прогноз развития ребенка будет благоприятен.
В то же время у здорового от рождения ребенка при условии ранней депривации также может наблюдаться недоразвитие тех или иных психических функций. Если ребенок не получит педагогической помощи в сенситивные сроки, то эти недостатки могут оказаться необратимыми.
Основные направления медицинской и педагогической помощи детям с ЗПР:
1. Лечебные мероприятия:
-медикаментозное лечение (по показаниям),
-гомеопатия (по показаниям),
-фитотерапия (по показаниям),
-психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),
-физиотерапия (по показаниям),
-массаж,
-лечебная физкультура.
2. Развитие познавательной деятельности.
3. Развитие речи:
-развитие понимания обращенной речи;
-развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
-развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
-развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
-работа над дыханием и голосом;
-работа над темпом и ритмом речи.
4. Логоритмика.
5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
6. Формирование математических представлений.
7. Подготовка к обучению грамоте.
8. Физическое развитие.
9. Эстетическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/06/picture-106459.jpg)
Консультации для родителей "Что такое задержка психического развития?"
в работе дано описание факторов, влияющих на то, почему дети рождаются с диагнозом ЗПР, как вести себя родителям таких детей, даны примеры игр для развития детей с ЗПР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-444240-1415008011.jpg)
Консультация для родителей средней коррекционной группы. Что такое задержка психического развития.
Успех психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития зависит от степени заинтересованности родителей. Для этого необходимо первоначально познакомить родителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-558699-1570361062.jpg)
Консультация для родителей "Что такое задержка психического развития"
Эти три буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1072513-1696307511.jpg)
Консультации для родителей "Что такое задержка психического развития?"
Что такое ЗПР?Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-1230452-1585034797.jpg)
Консультация для родителей «Что такое задержка психического развития»
Что такое ЗПР? ЗПР - задержка психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка. ЗПР относится разряду слабовыраженных отклон...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/24/picture-1015463-1698124811.jpg)
Консультация «Что такое задержка психического развития»
Что такое ЗПР? Типы задержки. Как преодолеть ЗПР? Коррекционные игры...