Консультация для родителей и педагогов.
консультация по коррекционной педагогике

Жеребцова Юлия Яковлевна

У детей с детским церебральным параличом ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Имеющиеся у детей с ДЦП нарушения мелкой моторики рук, тонуса их мышц, присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняют приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx318.46 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по  устранению двигательных нарушений и развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.

       У детей с детским церебральным параличом ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Имеющиеся у детей с ДЦП нарушения мелкой моторики рук, тонуса их мышц, присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняют приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляторной  моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие. Важной задачей для педагогов и родителей детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. Создание необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, учитывая индивидуальные особенности таких детей первостепенной задачей является подбор специфических методов работы

 Рекомендации направлены на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП.  

Цель данных методических рекомендаций в том, чтобы познакомить педагогов и  родителей с работой по развитию  моторики, которая в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления. Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:

1. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ДЦП, т.к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.

2.  Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.

3.  Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.

4. Творческое использование таких основных дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены, но должны использоваться с учетом специфических особенностей детей, страдающих ДЦП.

5.     Организация занятий в рамках ведущей деятельности.

6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.

7.  Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.

8.  Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того, следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.

Виды работы по развитию мелкой моторики.

  Массаж пальчиков.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж производится поглаживанием кистей рук от кончиков пальцев к запястью, а так же с использованием природного материала - шишек, орехов, мячиков-ёжиков.


Лепка.

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой.

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов.

Очень важно, чтобы малыш это делал щепотью- то есть тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата». То есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Вырезание ножницами.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Игры с использованием нестандартного оборудования,

вспомогательных материалов

      - Дать больному шишку или горсть орехов, чтобы он мог сжимать их в руке, а также перекладывать их из одной руки в другую;

     - Насыпать в одну емкость горох и фасоль разных сортов, после чего произвести их сортировку;

      - Дать больному ленту или кусок бечевки, а также крупные бусины, что он мог поочередно нанизывать и снимать;

     - Взять шарик или небольшой мячик между ладонями, а также по ровной поверхности (крышке стола или обычной разделочной доске);

     - Можно немного поиграть: подобрать несколько разных по материалу и фактуре предметов, а затем попросить больного пощупать с закрытыми глазами распознать каждый предмет. В качестве предметов для этой игры можно использовать мягкие или керамические игрушки (в том числе фигурки животных), статуэтки, столовые приборы и многое другое.

    - Можно мелкие предметы разной фактуры, запустить руку внутрь. Не глядя, на ощупь определить, что находиться.

    - Кистевые эспандеры, виде резинового кольца, способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Сжимают на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильней

А головушка – умней!

         

Бельевые прищепки

           Включение бельевых прищепок разных цветов и размеров, конфигураций и упругости в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук, помогает тренировать пальцы рук.

Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за игрой, можно определить какой рукой предпочтительнее работает – правой или левой. Приветствовать работу обеими руками.

      Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые, деревянные; плоская фигура из толстого картона или ковролина (солнышко, ёжик и др.).

Варианты упражнений с прищепками для развития мелкой моторики:

    - Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки.

    - Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.

    - Прикрепить прищепки к серому полукругу. Получится колючий ёжик.

    - Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные – к красной)

    - Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.

    - Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок.

 - Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно:

 

 Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!                       

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Счетные палочки или спички

 Рассыпать коробок счетных палочек или спичек на столе и собрать их по одной пальцами правой и левой руки в различных комбинациях; сначала простые фигуры – квадрат, треугольник, ромб, буквы «Л, П, Г»  и т.д, А потом посложнее – звездочку, флажок, кораблик, елочку, домик, буквы, цифры, геометрические фигуры  и т.д.  Развивается подвижность пальцев рук, потому как процесс творения очень тонкий, сложный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...