"Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Описание приёмов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priyomov_triz_v_razvitii_svyaznoy_rechi.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Использование приёмов ТРИЗ в
развитии связной речи дошкольников»
Учитель – логопед
Троицкая Л.В.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Для развития связной речи дошкольников часто используют уникальную технологию ТРИЗ. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Г.С. Альтшуллером.
Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать, о чем — нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ — РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
ТРИЗ - технологии развития связной речи старших дошкольников включают в себя:
- обучение детей созданию образных характеристик объектов, в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор;
- обучение составлению дошкольниками рифмованных текстов. Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов;
- обучение детей составлению творческих рассказов по картине, представлено как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине;
- обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.
В работе по тризовским технологиям по развитию речи можно использовать различные методы и приемы.
«Объяснялки»
Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками..
« Подбери слова»
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
«Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
- Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.
Игра “Складушки–вычиталки”.
Белка + осень = запасы
Дерево - лист = осеннее дерево
Небо + вода = осенний дождь
Огород + тепло = урожай
Холод + лист = листопад
Человек + холод = теплая одежда
Ученик + осень = школьник
Шишка + сосна = лес
Воздух + холод = ветер
«Сказка наизнанку»
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
Метод – «Мозговой штурм».
Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. В ходе обсуждения создаётся речевой продукт, участники выбирают оптимальное и лучшее решение.
Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Так же предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
Они способствуют:
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
ТРИЗ - технологии дают педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Электронная презентация: Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста...
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики, и которые проявляются в различных видах деятельно...
Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи
Использование приёмов ТРИЗ в работе учителя логопеда по развитию связной речи детей на логопункте...
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...