Артикуляционная гимнастика
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Комплексы упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
Комплекс №1
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
- Упражнения для губ и щек:
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Упражнения для языка:
- «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
- «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
- «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
- Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Речевая зарядка:
«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
Сентябрь
Комплекс №2
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Брусничка» Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
- Упражнения для щек: «Голодный хомячок». Втянуть щеки. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- Упражнения для языка:
- «Горка» (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Катушка» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
- Речевая зарядка: Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
- Мал, да удал.
- Два сапога - пара.
- Нашла коса на камень
Октябрь
Комплекс №1
- Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
- «Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
- Упражнения для губ:
«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)- Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
- Упражнения для языка:
- «Чьи зубы чище?».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
- «Строчка». Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
- Речевая зарядка:
«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!
Октябрь
Комплекс №2
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
- Упражнения для губ и щек:
- «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
- «Спрячет сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
- «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
- «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
- Упражнения для языка:
«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Маляр» Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
- Речевая зарядка:
«Маша и Даша в саду». Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Ноябрь
Комплекс №1
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Стручок фасоли». Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
- Упражнения для губ и щек:
«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
- Упражнения для языка:
«Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Речевая зарядка:
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная
Просто объеденье -
Ням-ням-ням-ням.
Ноябрь
Комплекс №2
- Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
«Сорвали и попробовали айву». Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
- Упражнение для губ и щек:
- «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
- «Заборчик» - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
- «Улыбка» - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.
- Упражнение для языка.
- «Горка» - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами
- «Лошадка» - щелкать языком.
- «Футбол», («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у".
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
- «Колья забора острые — вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
- Речевая зарядка:
«Вьюга». Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал. от вьюги: «М-м-м-м-
м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Декабрь
Комплекс №1
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
- Игровое упражнение «Жуем твердую грушу.
- «Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
- Упражнения для губ и щек:
- «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
- «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
- «Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.
- «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
- «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
- Упражнения для языка:
Язык "лопаткой" положи
И спокойно подержи.
Язык "колышком" потом
Потянем тонким острием.
- «Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
- «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Пароход гудит».
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка
- Речевая гимнастика:
- «Разговоры фруктов». Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".
- «Яблоки падают на траву»: "Бам-бом-бум!»
Декабрь
Комплекс №2
- Упражнения для губ и щек:
- «Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
- «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
- Упражнения для языка:
- «Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
- «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
- «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- «Индюк».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
- Речевая зарядка:
«Развитие интонационной выразительности речи»
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла -
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
Январь
Комплекс №1
- Упражнения для щек и губ:
- «Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
- «Грустные снеговики весной». Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
- «Рот закрыт». Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
- Упражнения для языка:
- «Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
- «Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
- «Чьи зубы чище?».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Речевая зарядка:
Проговаривание загадки и чистоговорки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. —
Пейте чай, вода вскипела (Самовар)
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку
На подносе принес.
Январь
Комплекс №2
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
- «Жуем твердую морковь». Что лежит на подносе? (Морковь.)
- «Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями. — Покажите, как грызет морковку зайка.
- Упражнения для губ и щек
- «Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
3.Упражнения для языка:
- «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.
- «Дует ветерок».
Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
- «Барабан»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук «д»произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
- Речевая зарядка:
Мороз колдует.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Февраль
Комплекс №1
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
- «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
- «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
- Упражнения для губ и щек:
- «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
- «Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
- «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Упражнения для языка:
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
- «Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
- «Лошадка едет тихо».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л».
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
Кончик языка не должен загибаться внутрь.
Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
- Речевая зарядка:
Под окошком - блл, блл, блл -
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.
Февраль
Комплекс №2
- Упражнения для губ и щек:
- «Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос, губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
- «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
- «Рот закрыт». Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
- Упражнения для языка:
- «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- «Лошадка»
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
- «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
- «Розовая кошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.
- Речевая зарядка:
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом,
шутя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...