Что нужно знать родителям о речи ребенка.
статья по коррекционной педагогике
Первый звук, который издает ребенок, это непроизвольный крик, который он возвещает о своём появлении на свет. Но пройдет еще не мало времени, прежде чем ребенок начнет сознательно говорить. У новорожденного нет речи, а есть только предпосылки (слух, зрение, речевая мускулатура, инстинктивная подражательность), необходимые для ее формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_znat_roditelyam_o_rechi_rebenka.docx | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям о речи ребенка.
Первый звук, который издает ребенок, это непроизвольный крик, который он возвещает о своём появлении на свет. Но пройдет еще не мало времени, прежде чем ребенок начнет сознательно говорить. У новорожденного нет речи, а есть только предпосылки (слух, зрение, речевая мускулатура, инстинктивная подражательность), необходимые для ее формирования.
Однако, чтобы сформировалась правильная, здоровая речь, нужны соответствующие условия. .Важнейшим здесь является общение ребенка с окружающими его людьми. Подготовительная ступенька к речи – лепет. Он очень важен, так как подготавливает речевой аппарат к речевой деятельности.
Существенным фактором в развитии речи ребенка является понимание им речи окружающих первые попытки сознательно подражать ей. Часто можно слышать от матери или бабушки о годовалом карапузе: «Все понимает, а не говорит». Примерно к одному году у ребенка появляются первые слова. Причем, у девочек речь развивается раньше, чем у мальчиков. Между первым и вторым годом идет быстрое накопление словаря. В течение второго года жизни вместе с накоплением слов у ребенка появляются и первые попытки перейти от слова к предложению.
Наиболее интенсивно речь развивается от двух до пяти лет. Именно в это время ребенок быстро накапливает словарь, усваивает звуковую сторону речи, овладевает ее грамматическим строем. Характерной особенностью детской речи самого раннего периода является упрощение слов, пропуски отдельных звуков или слогов, перестановки, искажение отдельных звуков, замена одних звуков другими, смягчение твердых согласных. Все эти искажения вполне закономерны. Если, например, в три года ребенок вместо звука «Ш» произносит «С» («сапка» вместо «шапка») или вместо «Р» говорит «Л» («лыба» вместо «рыба»), это не страшно. Это физиологическое косноязычие, через которое проходят все дети. Оно является естественным и до определенного возраста, приблизительно 4-5 лет, не должно вызывать беспокойства у родителей.
Если же ребенок к 5-6 годам продолжает некоторые звуки произносить нечисто, то здесь уже необходима помощь логопеда. Следует обратить внимание родителям на плавность речи ребенка. В том случае, когда в речи ребенка вдруг появились запинки (в любом возрасте!), то его нужно, проконсультировать у логопеда и детского невропатолога, чтобы исключить заикание или своевременно начать его лечение.
Если в 5-6 месяцев ребенок не оборачивается на зов, а в 7-8 месяцев, когда родители называют тот или иной предмет, ребенок не ищет его глазами – это тревожный сигнал, который может обозначать снижение или отсутствие слуха. При первом же подозрении на это следует обратится к врачу.
Если к 2 годам словарный запас ребенка составляет 2-3 слова – это уже является отклонением от нормального развития речи. В этом случае нужно проконсультироваться с врача-психоневролога , чтобы выяснить причину задержки речи и своевременно принять меры для устранения этой причины. Если к 4 годам ребенок плохо произносит не один-два, а многие звуки, если речь его вообще малопонятна и носит лепетный характер, нужно срочно обратится к логопеду!
Только при своевременно начатых занятиях по исправлению звукопроизношения, можно достигнуть хороших результатов необходимо помочь ребенку овладеть правильной артикуляцией дефектных звуков до поступления его в школу, так как они могут повлиять на его успеваемость по многим предметам (чтение, письмо), на характер ребенка (замкнутость, раздражительность и так далее).
Специалисты пришли к выводу: легче предупредить речевые ошибки, чем исправит их в дошкольном возрасте тем белее легче это сделать, так как в этом возрастном периоде нежелательный стереотип (плохую привычку) можно быстрее и качественнее заменить на нужный, правильный. Так что от своевременно начатых логопедических занятий во многом зависит быстрое исправление дефектного звука и своевременный ввод его в спонтанную (свободную) речь ребенка.
Полезно с 4-5 лет проконсультировать своего ребенка у логопеда с тем, чтобы предупредить возможные речевые нарушения, получив у него необходимые рекомендации и советы. Проверить его речевой аппарат, чтобы исключить дефекты и вовремя исправить их у врача стоматолога-ортодонта. Итак, как правило к 5 годам нормально развивающийся ребенок должен говорить уже хорошо, то есть иметь запас слов, пользоваться развернутой фразой и произносить все звуки чисто.
Какие ошибки могут допускать родители в речевом воспитании ребенка? Нередко родители с маленькими детьми «сюсюкаются», тем самым ребенок постоянно слышит искаженные слова и значительно хуже понимает взрослого. В таком случае даже нормально развивающийся ребенок будет искаженно произносить многие звуки и слова значительно дольше положенных сроков.
Довольно бывает и другая крайность: родители в присутствии ребенка разговаривают о чем угодно, считая, что он маленький. На самом деле даже тогда, когда ребенок поглощен игрой или какими-нибудь занятиями, он, как губка, впитывает все, о чем говорят взрослые.
С самых ранних месяцев жизни ребенка надо обращаться с ним как с мыслящим, понимающим человеком. Многие родители редко общаются с малышом. Лежит молча такой ребенок часами один в кроватке, либо сам с собой играет в манеже, а взрослые и рады: спокойный ребенок, тихий, можно к нему и не подходить, сменил штанишки и накормил, вот и вся забота. А ведь с малышами надо разговаривать с момента рождения учить речи, воспитывать ее. Иначе речевое развитие задержится, отстанет. И это серьезно скажется на всем развитии ребенка.
Как только ребенок освоился с новой ролью говорящего человека, он начинает постоянно спрашивать обо всем, что его окружает. Надо внимательно и терпеливо выслушивать все его «почему?» и стараться понятно ответить на них. Если родители будут отмахиваться от этих вопросов, они в какой-то мере будут сами способствовать задержке умственного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителю при поступлении ребенка в детский сад.
Рекомендации родителям....
Что нужно знать родителям о правах ребенка.Консультация воспитателя Перминовой В.Н.
Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве....
Что нужно знать родителям о правах ребенка
консультация для родителей...
Буклет "Что нужно знать родителям о правах ребенка?"
Буклет "Что нужно знать родителям о правах ребенка?"...
Консультация "Что нужно знать родителям о правах ребенка"
консультация для родителей детского сада о правах ребенка....
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о правах ребенка»
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о правах ребенка» ...