РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике

В раннем возрасте (от рождения и до 3 лет) происходит интенсивное развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер жизни ребенка. Именно поэтому это крайне важный период для каждого малыша! А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, в будущем может потребовать двойных усилий!

Речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения. Удивлены? А это именно так! На становление речи у малыша влияют следующие факторы:

Биологические – наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.

Социальные – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как же формируется речь ребенка от рождения до 3 лет?

Ребенок учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.

Рассмотрим варианты нормотипичного развития речи у детей от 0 до 3 лет.

0 - 2 месяца: крик‚ плач. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно, либо что-то болит.

2 - 3 месяца: на смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.

3 - 6 месяцев: лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему взрослого. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал», «я хочу спать». Узнает свое имя и реагирует на него.

6 месяцев: первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок все чаще произносит определенные звуки: «ба», «ма». Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.

7 - 9 месяцев: комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

9 - 11 месяцев: звукоподражание. Ребенок имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет», «нельзя».

12 месяцев: малыш всячески демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

18 месяцев: ребенок легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела, может указать на них. Осваивает несложные слова. Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». («Там» или показывает указательным жестом, где именно). Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.

2 года: первые фразы, предложения. Усвоенные к 2 годам простые слова ребенок может соединить в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи папе». Словарный запас расширяется. Ребенок начинает использовать местоимения, прилагательные. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.

3 года: предложения. В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому моменту ребенок, как правило, умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и может определить размер предмета. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения могут сохраняться.

Словарный запас значительно расширяется. Не все родители могут знать, какие признаки именно у вашего ребенка могут указывать на недостатки в его развитии. Поэтому обязательно посещайте детского невролога. В 3, 6, 9 и 12 месяцев ребенка визиты к этому врачу обязательны.

Но также необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе! Описанные выше периоды речевого развития – это отправные точки нормотипичного развития, ориентируясь на которые, мы можем определить наличие или отсутствие проблем в речевом развитии ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_rannego_vozrasta.docx571.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем возрасте (от рождения и до 3 лет) происходит интенсивное развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер жизни ребенка. Именно поэтому это крайне важный период для каждого малыша! А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, в будущем может потребовать двойных усилий!

Речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения. Удивлены? А это именно так! На становление речи у малыша влияют следующие факторы:

Биологические – наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.

Социальные – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как же формируется речь ребенка от рождения до 3 лет?

Ребенок учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.

Рассмотрим варианты нормотипичного развития речи у детей от 0 до 3 лет.

0 - 2 месяца: крик‚ плач. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно, либо что-то болит.

2 - 3 месяца: на смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.

3 - 6 месяцев: лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему взрослого. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал», «я хочу спать». Узнает свое имя и реагирует на него.

6 месяцев: первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок все чаще произносит определенные звуки: «ба», «ма». Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.

7 - 9 месяцев: комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

9 - 11 месяцев: звукоподражание. Ребенок имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет», «нельзя».

12 месяцев: малыш всячески демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

18 месяцев: ребенок легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела, может указать на них. Осваивает несложные слова. Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». («Там» или показывает указательным жестом, где именно). Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.

2 года: первые фразы, предложения. Усвоенные к 2 годам простые слова ребенок может соединить в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи папе». Словарный запас расширяется. Ребенок начинает использовать местоимения, прилагательные. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.

3 года: предложения. В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому моменту ребенок, как правило, умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и может определить размер предмета. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения могут сохраняться.

Словарный запас значительно расширяется. Не все родители могут знать, какие признаки именно у вашего ребенка могут указывать на недостатки в его развитии. Поэтому обязательно посещайте детского невролога. В 3, 6, 9 и 12 месяцев ребенка визиты к этому врачу обязательны.

Но также необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе! Описанные выше периоды речевого развития – это отправные точки нормотипичного развития, ориентируясь на которые, мы можем определить наличие или отсутствие проблем в речевом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"

Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...