Сравнительный анализ задач и содержания работы по ЗКР в возрастных группах.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Сравнительный анализ задач и содержания работы по ЗКР в возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mrr._gruppa_3-b-z_murtazaeva_s.a.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МДК 0302 Теория и методика развития речи детей.
Выполнила Муртазева С.А. группа 3-Б-З
Задание 1.
Сравнительный анализ задач и содержания работы по ЗКР в возрастных группах.
Задачи | Возраст детей | ||
Младший | Средний | Старший | |
Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения | Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б; т — д; к — г; ф — в; т — с; з — ц) | Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков | Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. |
Воспитание орфоэпически правильной речи | Развивать моторику Рече двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. | Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. | Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). |
Формирование выразительности речи | Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. | Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Отрабатывать интонационную выразительность речи. |
Выработка дикции | Отчетливо произносить слова и короткие фразы. | Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. | Продолжать совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. |
Воспитание культуры речевого общения как части этикета | Учить говорить спокойно, с естественными интонациями. | Продолжать приучать говорить спокойно, с естественными интонациями. | Продолжать приучать говорить спокойно, с естественными интонациями. |
Задание 2. Подберите по 5 упражнений для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата.
Упражнения для развития у детей речевого дыхания:
1. «Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
2. «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
3. «Ветер дует»
Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания
Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко,
(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)
Я подую низко,
(Руки перед собой, присесть и подуть.)
Я подую далеко,
(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)
Я подую близко.
(Руки положить на грудь и подуть на них.)
4. «Муха»
Цель: учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение.
Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.
5. «Подуем на торт»
Цель: развивать длительную направленную воздушную струю.
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох «Часики» Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены. Затем дети высовывают язык и поворачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта. Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Упражнения для развития у детей речевого слуха:
1. «Угадай, кто это»
Цель: Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, а затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, он становится в круг; то, кого узнали, будет водящим.
2. «Запомни слова»
Цель. Развитие речевого слуха и памяти. Накопление словаря.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем. В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше слов.
3. Упражнение «Мишка»
Цель: учить детей определять товарища по голосу.
Для этого упражнения выбирают водящего, которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку). Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет мишку: “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.
4. Упражнение «Горячий — холодный»
Цель: научить детей более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный».
Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковер, и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребенок, который отправляет мяч, говорит: “Холодный”, это означает, что тот ребенок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребенок говорит слово “горячий”, то мяч трогать руками нельзя.
5. Принеси игрушки.
Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.
Упражнения для развития у детей артикуляционного аппарата:
1. «Лопаточка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Раз – два – три – четыре – пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем и в песочницу пойдем.
У меня лопатка –
Широка да гладка.
2. «Чашечка»
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку подставляй.
3. «Стрелочка»
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай по шире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять –
Стрелку будем выполнять.
4. «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Язычок вперед тяни
Да края его загни.
До чего же хороша
Наша трубочка – труба!
5. «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к небу.
Как, настоящий, лесной гриб, язык поднялся и прилип.
А в лесу растут грибы,
Очень вкусные они.
Язычок поставили как грибок достали мы.
В лес пошли мы погулять
И грибков насобирать.
Динамические упражнения для языка.
Задание 3. Проанализируйте задачи и содержание работы по ознакомлению с художественной литературой в возрастных группах в Программе воспитания и обучения «От рождения до школы». Заполните таблицу.
Сравнительный анализ задач по ознакомлению с художественной литературой
Задачи | Возраст детей | ||
Младший | Средний | Старший | |
Воспитание интереса к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров | Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций. | Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). |
Формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке. | Ежедневно читать знакомые, любимые детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей (рекомендованные программой) художественные произведения. | Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. | Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. |
Воспитание литературно-художественного вкуса, способности понимать и чувствовать настроение произведения. | Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. | Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. |
Задание 4. Составьте план (не конспект!) совместной образовательной деятельности (СОД) по ознакомлению с художественной литературой с детьми подготовительной группы (театрализация, викторина, КВН, вечер досуга и т.п.).
План совместной образовательной деятельности (СОД) по ознакомлению с художественной литературой с детьми подготовительной группы.
ВИКТОРИНА «Удивительные сказки»
Цель: Формирование интереса детей к художественной литературе.
Задачи: формировать умение анализировать художественные произведения. Развивать фантазию и воображение в игровых заданиях, умение называть сказку по персонажам. Развивать память, быстроту реакции, внимание, образное мышление. Прививать интерес к сказкам, как основному жанру детской художественной литературы.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам проверить свою память. Какие сказки вы знаете? Узнаете ли вы знакомых героев? Кого из вас можно легко запутать? Проверим совсем скоро!
Дети делятся на 2 команды. (придумать название командам).
Начинается игра Викторина.
1 Тур «Блиц опрос»
Воспитатель подводит итоги первого тура. Подсчитываются правильные ответы, определяется команда – победитель.
2 Тур «Назови сказку по главному герою»
Воспитатель подводит итоги второго тура. Подсчитываются правильные ответы, определяется команда – победитель.
3 Тур «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, в этом задании вы должны собрать картинку из частей. И к какой сказке она относится?
Воспитатель подводит итоги третьего тура. Подсчитываются правильные ответы, определяется команда – победитель.
4 Тур «Закончи»
Воспитатель: В этом задании мы должны закрепить знания о героях сказок, я называю слова а вы должны закончить…
На этом наша викторина заканчивается, я надеюсь, что вы вспомнили и запомнили эти сказки, и будете рассказывать своим маленьким братикам и сестренкам. Желаю вам сказочных дней и радоваться каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ задач, структур и содержания программ воспитания и обучения в детском саду.
«Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) представляет собой вариативную программу и построена на принципе личностно - ориентирова...
Творческая работа "Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию в подготовительной группе"
Даная работа была написана для более подробного изучения занятий по сюжетному рисованию в подготовительной группе....
Консультация для воспитателей «Задачи и содержание работы по ЗКР в младших группах детского сада»
Эта консультация рассчитана на воспитателей младших групп общеразвивающей направленности. В статье говорится об этапах становления речи и их закономерности, о задачах, которые должен решать воспитател...
Конспект родительского собрания «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы. Знакомство родителей с ФГОС»
Конспект родительского собрания тема: «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы. Знакомство родител...
Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с ОВЗ
Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с ОВЗ...
Задачи и содержание работы по звуковой культуре речи в младших группах детского сада
Цель консультаций: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у д...
Сравнительный анализ задач развитие речи в основной и вариативной программы.
Сравнительный анализ задач развитие речи в основной и вариативной программы....