Статья "Знакомство с буквами ребёнка с РАС"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

При описании расстройств аутистического спектра можно встретить упоминания о том, что дети с РАС часто начинают читать раньше детей без особенностей развития и иногда даже самостоятельно изучают второй язык.

Однако большое число детей с РАС испытывают трудности при овладении навыками чтения. Наиболее типичными и характерными для детей с РАС являются:

  •  Связание смысла слова с реальными объектами и действиями.

Помимо этого дети с РАС могут испытывать:

  • Сложности с запоминанием букв
  •  Объединение букв в слоги

 Стоит заметить, что речь идет именно о запоминании букв, овладении звуко-буквенными обозначениями (Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953), а не об овладении навыками письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvami_rebyonka_s_ras.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

При описании расстройств аутистического спектра можно встретить упоминания о том, что дети с РАС часто начинают читать раньше детей без особенностей развития и иногда даже самостоятельно изучают второй язык.

Однако большое число детей с РАС испытывают трудности при овладении навыками чтения. Наиболее типичными и характерными для детей с РАС являются:

Помимо этого дети с РАС могут испытывать:

 Стоит заметить, что речь идет именно о запоминании букв, овладении звуко-буквенными обозначениями (Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953), а не об овладении навыками письма.

Глобальные трудности с запоминанием букв могут быть последствием нарушений зрительно-пространственного восприятия, а могут проявляться изолировано при относительно сохранном (сформированном в должной степени) зрительном восприятии.

Первый вариант встречается наиболее часто. Вам могут помочь следующие упражнения:

  • лепка букв на картоне из пластилина
  • обведение букв (если моторно доступно)

Диагностировать наличие/отсутствие несформированности зрительного восприятия и подобрать конкретные упражнения  вам поможет нейропсихолог.

Для развития пространственного восприятия могут помочь:

  • собирание простых паззлов
  • собирание картинок из кубиков, разрезанных изображений
  • конструирование по образцу

Для изучения желательно иметь несколько комплектов букв: 

так, на многих азбуках рядом с буквой нарисован предмет, название которого начинается с этой буквы. Например, А – арбуз.

  • комплект с буквами без дополнительных изображений для отработки навыка запоминания.
  • при освоении нескольких новых букв желательно сразу же составлять слова, в которых эти буквы используются.
  • на первом этапе лучше учить не название букв, а конкретный звук, который буква обозначает: не «эм», а «м», не «вэ», а «в».
  • учить буквы не обязательно в алфавитном порядке, лучше руководствоваться тем, какие слова из выученных букв вы сможете составлять. Желательно, чтобы ребенок мог их произнести и чтобы составленное слово слышалось или использовалось ребенком достаточно часто. Например, слово «мама» – для его составления достаточно знать только 2 буквы.
  • важно составлять слова и соотносить их с предметом, слова «мама» и «папа» можно раскладывать под фотографиями родителей.
  • многим детям с аутизмом тяжело сразу понять, что буква «А» с изображенным рядом арбузом – это та же самая буква, которая нарисована отдельно, без арбуза. Возможно, вам придется несколько раз соотносить карточки из обеих азбук между собой: http://petra-center.ru/wp-content/uploads/2019/01/20190115_155541-254x300.jpg

положите перед ребенком две карточки из азбуки, в которой нарисованы предметы, и дайте ребенку две карточки с точно такими же буквами, но без изображений-подсказок. Задача – разложить выданные буквы на лежащие перед ребенком карточки с буквой и изображением.

Если ничего не помогает…

Если никакие зрительные подсказки не помогают, ребенок хорошо запоминает учебный материал, но с буквами никак не получается, вы можете ввести дополнительные подсказки, или так называемое опосредование:

  • можно придумать жест, который будет связан с данной конкретной буквой
  • можно обводить изображенную букву пальцем, рука в руке. Важно, чтобы скорость обвода была довольно большой и буква всегда обводилась одинаковым движением.

Таким образом вы сформируете связь между звуком и изображением опосредованно и получите следующую цепочку:

Изображение буквы – движение – звук (название буквы)

  • Стоит заметить, что и при обычном обучении (без жестов) чтению и письму такая цепочка тоже в итоге сформируется, но только в другой последовательности, жест свяжется со звуком, когда ребенок будет учиться писать:

Изображение-звук-жест(движение, совершаемое рукой при написании буквы)

Если ребенок в целом запоминает буквы, но путает несколько букв между собой

Скорее всего, причина кроется в недостаточно сформированном фонематическом слухе, например, ребенок тяжело на слух различает схожие по звучанию б – пз – с.  При отсутствии четкого звукового образа,  соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками, и наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком (Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников, Просвещение, 1983.) .

В дальнейшем эта проблема может проявиться и в письме, когда ребенок будет заменять похожие по звучанию буквы между собой.

Вам могут помочь следующие упражнения:

  • выделение звука на фоне слога. Например, взрослый читает слоги и, если в слоге слышится звук з, ребёнок должен поднять флажок или карточку с буквой з. Важно: на начальном этапе слоги не должны включать оппозиционных звуков. То есть при изучении звука з в слоговом ряде не должно быть слогов со звуком с (Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников, Просвещение, 1983).

Пример слогового ряда: ма, ло, за (ребенок должен поднять карточку с буквой), ну, ра, зу (понимает карточку), пу.

Следующий этап:

  • Выделение звука в слове. Как и в случае со слогами, на начальном этапе не должны встречаться слова с похожим звуком. Упражнения:
  1. взрослый читает ребенку слова, а ребенок должен поднять флажок или карточку с буквой, когда в слове встречается изучаемый звук. Например: забор (поднимает карточку), дверь, окно, ваза (поднимает карточку).
  2. Ребенку предлагается ряд картинок, нужно назвать все картинки и отобрать те, в названиях которых имеется заданный звук. В усложненной форме задания, нужно подобрать картинки к букве, не называя её.
  3. Ребенка просят придумать слова с изучаемой буквой
  4. Взрослый зачитывает слова. Ребенок должен на слух определить и сказать, в какой части слова (начало, середина, конец) находится изучаемый звук.
  5. Взрослый зачитывает предложения. Ребенок на слух определяет, в каких словах есть изучаемый звук.

По такой схеме по отдельности отрабатывается каждый из смешиваемых звуков (б – п , з – с и другие). И только после этого можно повторить все описанные выше упражнения, уже включая обе изучаемые фонемы-буквы в последовательности слогов, слов, карточек и предложений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Знакомим ребёнка со звуками и буквами"

Советы родителям по грамотному ознакомлению детей с буквами и звуками.  Предложены некоторые игры со звуками....

Как с ребёнком учить буквы

Обучения ребёнка чтению начинается со знакомства с буквами....

Как помочь ребёнку запомнить буквы (советы родителям)

Советы родителям, дети которых испытывают трудности в запоминании букв....

Как научить ребёнка запоминать буквы

Игровые упражнения для запоминания букв...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребёнка произносить букву "Р" "

В наше время многие дети имеют проблемы с правильным произношением буквы «Р». И печальная статистика показывает, что таких детей с каждым годом все больше и больше....