Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными и двигательными нарушениями
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными и двигательными нарушениями
Нозологическая группа | Социальная адаптация | Двигательная активность | Коммуникация | Способность к обучению и развитию |
Лица с нарушениями слуха | Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач социализации таких детей Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда ещё речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребёнка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР - врача (в первые 2-4 месяца, в 1 годи далее - каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что ребенок ведёт себя "не так, как другие дети", нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведёт первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где ребенок будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. Для игр с ребёнком с нарушением слуха не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространённые игрушки - куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. | Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.4 Особенности развития основных движений и физических качеств у детей с нарушение слуха обусловлены тремя факторами: 1. функциональным нарушением некоторых физиологических систем; 2. отсутствие слуха; 3. недостаточное развитие речи. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром, в связи с этим, нарушение такой связи приводит к уменьшению получаемой информации, что, следовательно сказывается на развитии не только всех познавательных процессов, но и в первую очередь на процесс овладения всеми двигательными навыками | Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в настоящее время имеет сущность заключаться в формировании речи как средства общения. Теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у дошкольников с нарушениями слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека, а также особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха, психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью, и с учетом в процессе речевого развития у детей с нарушениями слуха. | Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности: Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий и организации детской деятельности. Познание окружающей действительности дошкольником обеспечивается процессами ощущения и восприятия, от развития которых зависят полнота и точность формирующихся представлений. Развитие восприятия связано с накоплением различных чувственных образов — зрительных, двигательных, вкусовых, осязательных, слуховых. Формирование способов чувственного познания, совершенствования ощущений и восприятий лежит в основе сенсорного воспитания. |
Лица с нарушениями зрения | Основной целью работы групп для детей с нарушенным зрением является успешная социальная адаптация их в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей. Социализация подразумевает «усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений … Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы» [8]. Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе. Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой) Воспитатели, учителя-дефектологи (тифлопедагог и логопед), педагог психолог – должны быть не только организаторами и направляющими, но, побуждать их к эмоциональному и речевому общению, формировать у них навыки неречевого общения (т.е., умения использовать жесты, мимику, пантомимику). Все это, поможет детям быстрее овладеть навыками общения, а значит, и легче адаптироваться к условиям детского сада и к процессу коррекции зрительного заболевания. | Для детей раннего возраста характерно отставание физического развития по отношению к возрастной норме. (отставание в физическом развитии) Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений. Физические движения, упражнения а, следовательно, и физическое, развитие ребенка с точки зрения медицины являются фундаментальными и основными для последующего всестороннего его развития. | Речевые способности при непосредственном межличностном общении также имеют отклонения. Дети не способны различать эмоциональную сторону беседы, у них наблюдается несоответствие представлений об окружающих предметах, как следствие, в разговоре используются неверные названия. Смысловая сторона речи значительно нарушена. Согласно мнению Л.С. Волковой, нарушения речи детей при отклонениях зрения зависят также от микросоциальной среды (в частности, семьи) и от речевых привычек, наблюдаемых в ней. В большинстве случаев, для ложного облегчения общения, члены данной среды стараются пользоваться элементами неречевой коммуникации, которые, как правило, употребляются неточно или неверно. Это негативно сказывается на развитии речи ребенка. Его речь становится невыразительной. Понимание речи взрослого усложняется. Это отрицательно сказывается на развитии коммуникативных навыков, а также на межличностном уровне общения, особенно со сверстниками. В таком случае необходима целенаправленная коррекционная работа. | Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта. Обучение детей с нарушениями зрения в детском саду осуществляется на занятиях с группой 10 человек слепых и слабовидящих детей или 10 — 12 детей с косоглазием и амблиопией. Занятия носят фронтальный, подгрупповой или индивидуальный характер. Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи. Методы обучения в дошкольных учреждениях строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей. |
Лица с двигательной патологией | В социальной адаптации лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата традиционно определяют два направления: первое - приспособление окружающей среды к человеку с нарушениями функций ОДА (использование специальных технических средств передвижения (колясок, костылей, тростей, велосипедов), предметов обихода (тарелок, ложек, особых выключателей электроприборов), пандусов и т.д.); второе - приспособление самого человека с нарушениями функций ОДА к обычным условиям социальной среды. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в эмоциональной и социальной поддержке. Поэтому в дошкольном учреждении педагогом-психологом и учителем-дефектологом проводится работа, направленная на развитие их коммуникативных способностей, уверенности в себе с применением игротерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игр на релаксацию и других методов. | И физическое, и интеллектуальное развитие ребенка происходит последовательно и непрерывно. Очень важно, чтобы процесс реабилитации не ограничивался отдельными занятиями и процедурами, а сопровождал ребенка на протяжении всей его деятельности: развивающей, игровой, социально-бытовой и т.д. Для полноценного и всестороннего развития ребенку с ДЦП необходимо проведение комплексных коррекционно– развивающих занятий высококвалифицированными специалистами: врачом-неврологом, врачом-ортопедом, врачом-психиатром, врачом-физиотерапевтом, врачом ЛФК, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором-методистом ЛФК, массажистом и др. Для проведения качественной и эффективной реабилитации для каждого ребенка коллегиально должен разрабатываться индивидуальный коррекционно– реабилитационный «маршрут» с учетом формы детского церебрального паралича, степени ее тяжести, наличия сопутствующих заболеваний, психического развития и эмоционального состояния ребенка. | Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно-мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей. | У детей с церебральными параличами часто отмечается недостаточность целого ряда нервно-психических функций, в значительной мере связанная с поражением двигательной сферы. Сюда прежде всего относятся нарушения развития речи, в большей мере обусловленные дефектностью ее моторного компонента. Речевые нарушения у детей с ДЦП характеризуются задержкой речевого развития, различными фермами дизартрий и моторной алалией. Задержка речевого развития отмечается уже с доречевого периода: гуление и лепет появляются позднее, медленно накапливается активный словарь, нарушается формирование фразовой речи. У этой' категории детей наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия. Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. При детских церебральных параличах довольно часто отмечается снижение слуха. Это приводит к нарушению произношения ряда звуков, отмечается недоразвитие фонематического слуха, что приводит к трудностям при обучении чтению и письму. Любое нарушение звукового, восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях—к грубому недоразвитию речи, В нарушении психического развития имеет значение и недостаточность пространственного гнозиса, связанная с поражением теменных отделов мозга. Эти дети имеют трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Кроме того, отмечается недоразвитие представлений о схеме собственного тела. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клинико- психолого- педагогическая характеристика детей с дизартрией.
Тезисы. Дизартрия - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата, вследствие органического поражения центральной нер...
Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушением зрения
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных ум...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
В статье раскрывается понятие "задержка психического развития"; описываются различные существующие классификации ЗПР....
Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста со сложными недостатками развития
Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста со сложными недостатками развития...
«Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах»
План1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.3. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.4....
Клинико-психолого-педагогическая картина при ДЦП.
ДЦП – обусловлено органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными р...
«Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах»
План1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.3. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.4....