«Развитие мелкой моторики у детей с ОНР».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Никитина Анастасия Юрьевна

Статья из опыта работы на тему : «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_mm.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

                         

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ ……………………………………  3 

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ………………………………………….  4

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА ……………………………… 18

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………. ..  20

     5   ПРИЛОЖЕНИЯ  К  ОПЫТУ………………………………………

Тема опыта.   «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР». 

Выбор пал на эту тему не случайно. Наблюдая за детьми, я поняла, что не всегда этому вопросу уделяется должное внимание. Один из навыков, который должен быть сформирован у ребёнка к тому времени, когда он пойдёт в школу – это развитие тонкой (мелкой) моторики рук. Возраст 5-7 лет является наиболее подходящим периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).

Развитые детские руки нужны не, только для школы, но и для всей последующей жизни ребёнка.

Актуальность опыта.  В целостной системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В развитии ребёнка очень многое определяется тем, насколько хорошо он управляет своими руками. Зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет.   Совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В школе ребёнку надо много писать. Важна именно подготовка к письму, а не прямое обучение. Совместными усилиями детского сада и родителей можно справиться с трудностями и подготовить детей к школе.

Срок реализации.  2 года.

Диапазон опыта.  Эпизодическая работа по развитию мелкой моторики не может дать заметного положительного эффекта. Поэтому девиз моей работы: регулярность, систематичность, последовательность.

Я выбрала наиболее рациональные способы:

- во время продуктивной деятельности художественно-эстетической направленности;

- физкультминутки (во время образовательной деятельности);

- пальчиковая гимнастика (во время образовательной деятельности и в свободное время);

- игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Технология опыта.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила   более углубленно работать в этом направлении. Поставила следующие цели и задачи:

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

  1. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

  • произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • память, речь детей;

     3. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать   собственные действия.

   I. Поставив перед собой цели и задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, я разработала планирование с детьми и родителями (Приложения 1, 2), занялась поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг".

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры со скороговорками.
  3. Пальчиковые игры с палочками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Пальчиковая гимнастика и физкультминутки.
  6. Пальчиковый театр.

   II. Использую элементы ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

  1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д.
  2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
  3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
  4. Конструирование из бумаги - оригами.

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

  1. Шитьё в технике «изонить» (см. приложение № 5) для девочек.
  2. Плетение.
  3. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

IV. Развитие графической моторики.

  1. Рисование по трафаретам.
  2. Рисование по фигурным линейкам.
  3. Штриховка.
  4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

  1. выделив для этого время в непосредственно образовательной деятельности:
  2. в совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В непосредственно образовательную деятельность, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности выполнения специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитие мелкой моторики, мыслительных). Ставятся задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В совместную деятельность воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры...). Работа с детьми здесь исключает специально организованную образовательную деятельность. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Всегда стараюсь выступать в позиции партнера детей, но партнера - инициатора. При этом не обязываю детей к определенного рода активности, а предлагаю её, и приглашаю к ней своим примером и участием.  Обеспечиваю условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно (конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр).

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Вся эта деятельность необходима для развития детей.

При составлении плана работы учитывала связь указанной деятельности с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой. Образовательной деятельности целесообразно посвящать утренние часы, когда работоспособность детей наиболее высока. Что касается двух последних видов деятельности, то они охватывают все свободное от образовательной деятельности время.

На первом этапе образовательной деятельности я познакомила детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

                                     (Пальцы)

-Да, дети, это пальцы.
-А почему вы догадались?
-Почему пальцы "родными братьями" называют?
-У  пальцев каждой руки "мама" - это кисть.
-Любите ли вы играть с пальчиками?
-Покажите пальчики правой (левой) руки.
-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?
-Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле.

                                                          О. Дриз.

-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами поможем стать пальчикам умелыми, они смогут красиво писать и рисовать.

1. Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном провожу в блоке совместной деятельности. Пальчиковые игры это, культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Дети изображают из пальцев различные предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например,

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела.


Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко.

При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики как левой, так и правой руки.

2. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать сначала не сложные движения для пальчиков, затем усложнять их. Произношу скороговорку четко, не торопясь, с одновременным движением рук. Затем выполняем её вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои, и мы вместе выполняем движения от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой меняю темп речи, интонацию, громкость. Это способствует развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

   Скороговорки подобраны по алфавиту. Например, звук "Б": "Идут бобры в сыры боры". Обе ладони лежат на столе. Затем поочерёдно, одна - сжимается в кулак, другая - распрямляется.

3. В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети составляют из них разные фигурки, сопровождаемые стишком, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Использую этот материал, как часть образовательной деятельности по математике, конструированию, Дети с удовольствием играют с палочками как в совместной деятельности, так и в свободное время.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.
  3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предлагаю сосчитать палочки каждого цвета.
  4. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?).

5.  Сосчитать уголки, входящие в фигуру.

6.  Самому придумать и сложить фигуру.

Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.

Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.

Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

Например, переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

   

В свободное от образовательной деятельности время отправляемся с детьми к героям «Спичечного королевства". Эта игра знакомит детей с геометрическими фигурами и помогает в развитии творческого мышления, я называю геометрическую фигуру, а дети на основе ее выкладывают образы.

Это увлекательное кропотливое дело.

С помощью палочек и спичек выкладываем с детьми смысл стихотворения. Читаю детям небольшое стихотворение несколько раз, а дети выкладывают его смысл одной или двумя "пиктограммами".

Например, "Ежик" В. Катаева

На комод забрался ежик,

У него не видно ножек,

У его такого злючки,

Не причесаны колючки.
И никак не разберешь -
Щетка это или еж?
 

4. Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, речи, памяти, внимания, мимики детей. Они учат общению.

В группе имеется подбор интересных стихотворений, к которым легко подобрать нужные и полезные для детей движения. Например, "День рождения".

На свой день рожденья позвал я ребят.
Пять маленьких свечек на торте горят
 (пальцы руки подняты и разведены).
Я дунул, сумел погасить лишь одну (загибаем большой палец).
Осталось четыре, я снова подул, погасла одна (загибаем указательный палец).
А три свечки горят, одну я задул (загибаем средний палец).
Гаснуть две не хотят, но вот мне одну погасить удалось (загибаем безымянный палец).
Осталась одна, постараться пришлось.
На пятую дул я опять и опять.
Погасла! Ура!
 (загибаем мизинец).
Мне исполнилось пять!

5. Вначале каждой образовательной деятельности я провожу пальчиковую гимнастику (3-4мин.) Начинаю её с разминки пальцев рук (сжатие кисти руки в кулак, сгибание и разгибание пальцев по очереди) и т. д.

На первом этапе выполнение нужных движений вызывали у детей трудности. Поэтому все упражнения я предлагала в медленном темпе, следила за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Любое задание я предлагала детям в игровой форме, которая вызывает не только интерес, но и за счёт положительных эмоций способствует повышению психологического тонуса и, следовательно, улучшает работоспособность в целом.

Благодаря пальчиковой гимнастике у детей развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной   активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с выполнением предыдущего задания.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладает рядом преимуществ: их речь как бы «ритмуется» движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

В ходе физкультминуток, дети «конструируют» различные объекты (домик, собаку и т. д). Эта деятельность вызывает у них интерес, увлеченность, что позволяет мне предельно мобилизовать их внимание. Желание точно воспроизвести физкультминутку самостоятельно, стимулирует запоминание. Разученные вместе со мною физкультминутки, дети используют в самостоятельных играх. Таким образом, физкультминутки по развитию пальчиковой моторики играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи, позволяют следующее:

  • Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
  • Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
  • Облегчать усвоение навыков письма будущим школьникам.

6. Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, использую ручных кукол (пальчиковый театр).

Один вид «веселого человечка», который оживает и действует на глазах, вызывает большой интерес у детей, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению. Вместе с детьми мы делали различные маски животных (конструирование, оригами), детали костюмы для персонажей (фартуки, косынки и т.д.) Рисовали, раскрашивали, вырезали из бумаги и картона нехитрые декорации (елки, березки, грибы, цветы и пр.)

  • вначале ребенок надевает куклу на один палец, и начинает самостоятельно с нею общаться: управляет ею, играет с нею, описывает её внешность, одежду, определяет её характер. Он «оречевляет» её действия. Кукла отвлекает его внимание от речевых трудностей. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребенка (в начальный период это определенные слова, короткие предложения, затем более сложные предложения и, наконец, целые рассказы);
  • далее ребенок играет уже с двумя куклами, одетыми на указательные пальцы обеих рук: куклы, идут на встречу друг другу, здороваются, обнимаются, танцуют, говорят друг с другом, между ними возникает импровизированный диалог. В данном случае у детей развивается речь, фантазия, творческое воображение.

Когда дети научились управлять куклами и общаться при помощи кукол, мы поставили в пальчиковом театре с группой детей сказки «Колобок», «Машенька и медведь» и др.

Я не ставила перед собой цель обучать детей искусству актера. Важно было создать не напряженную, радостную обстановку, которая располагает детей к творческой игре и четкой свободной речи. Наблюдая за играми детей с куклами из пальчикового театра, я сделала вывод: куклы помогают вызвать положительные эмоции и незаметно ослабить нервное напряжение у детей. Куклы концентрируют на себе их внимание и помогают свободно вступать в речь, побуждают их к активным действиям. В процессе игр с куклами у детей развивается внимание, память, мышление, пополняется и активизируется словарный запас, шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

 Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – всё это способствует развитию мелкой моторики.

На рисовании я рассказала детям сказку про "Пальчики".

 "Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:
- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.
- "Отдыхайте... Впереди новый день".

Дети с огромным желанием рисовали пальчиками "Кисти рябины", "Виноград", "Смородину", и т.д.

Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время, и меня не смущают детские каракули, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, даёт волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Рисуем на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

 Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево.

"Мы учимся письму. Для чего? И почему? Из крючков, из крючочков, из кружков из кружочков. Сможем буквы написать. Если будем мы стараться, будут буквы получатся." 

"Восьмерки" - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья.

"Петельки" - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья. "Клубочки" - упражнение для отработки вращательных движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки. Сматывание и разматывание клубочков.

Лепка с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д., а также плоскостная лепка, это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал. Применяю ее не только для рисования, но и в аппликации, и в конструировании. Особенно хочется рассказать о мозаичной аппликации, которую используем для подарков, оформления групповой и раздевальных комнат, лестничной площадки. Работу начинаем от простого рисунка, который выкладываем разными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат...). Это лисичка, жираф, белочка, птица, кот, дед Мороз, Снегурочка, сказки: " Два жадных медвежонка", "Лиса и заяц". Аппликация обрыванием от листа бумаги так же способствует развитию мелкой моторики. Эта работа связана с содружеством обеих рук, она учит таким качествам движений как координированность, точность, гибкость, ритмичность. Это развивает у детей произвольное внимание, наблюдательность, целеустремленность.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами.

При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание. Эти виды труда рекомендую для совместных занятий родителей и детей в семье. Некоторые работы дети приносят в группу для украшения и игры. В группе же, я провожу с девочками шитьё в технике «изонить» (рисование нитью). Почему, именно с девочками?  Я считаю, что им пригодится в дальнейшей жизни умение «дружить» с иголкой (см. приложение № 5 – с опытом работы выступила на педсовете ДОУ).  Используя эту технику, можно создать необыкновенные изделия, которыми приятно украсить группу, сделать подарок. Работа в технике «изонить» способствует развитию мелкой моторики кистей рук, воспитывает терпение и усидчивость, увлекает девочек своей кропотливостью и необычной деятельностью.

Точность и ловкость движения пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии "Сделай бусы". Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольные, каждый из них скручивается в виде бусинки, конец её приклеивается. Готовые бусинки нанизываются на нитку. Так же делаем   "рябиновые" бусы, бусы из бисера.

Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма. Дети обмениваются бусами, дарят их малышам, надевают куклам. Все это доставляет радость и удовлетворение.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты есть на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставила следующие задачи:

  • подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
  • развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Приобрела фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций. Учу детей штриховать:

  • параллельными отрезками, сверху - вниз, снизу - вверх, слева направо, и справа налево;
  • по косым линиям, точкам;
  • круговыми линиями, полуовалами;
  • волнистыми линиями, петлями.

Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала они сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Но постепенно движения руки ребенка становятся более уверенными, плавными, целенаправленными, расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".

Кроме всего перечисленного, использую различные графические упражнения. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, а также зрительного и слухового внимания. Работу по подготовке руки к письму начинаю в старшей группе, используя пособия «От А до Я», «От линии к букве», «Готовим руку к письму» (Топоркова И. Г., Щербинина С. В., 1996 г.) Все работы провожу в игровой форме, это вызывает у детей интерес и не приводит их к переутомлению. Сначала приходилось вместе с родителями ксерокопировать дорожки, лабиринты и т.п. Теперь работа значительно облегчилась, т.к. в продаже появилось много материала по развитию графических навыков. На каждого ребёнка приобретали прописи для дошкольников старших и подготовительных групп "Готовим руку к школе".

 Цель работы с пособиями:

  • научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
  • научить проводить прямые вертикальные линии сверху - вниз и снизу - вверх,
  • проводить линии в различных направлениях,
  • проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,
  • воспитать умение сосредотачиваться.

Ребенок карандашом проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям. Не отрывая руку от бумаги рисует «Клубочки» (размотай и замотай) - вокруг маленького клубочка, постепенно увеличивающиеся окружности и наоборот. Чем больше окружностей получится, тем лучше.

Такие задания помогают развивать логическое мышление, произвольное внимание, воображение, зрительно-моторную координацию. Развивают точность, ритмичность движения руки:

  • найди лишнюю фигуру и заштрихуй,
  • раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным,
  • подумай, на что похожа картина и дорисуй ее,
  • Оля стоит справа от стола и слева от стула, какую девочку зовут Олей?

В подготовительной группе один раз в неделю провожу образовательную деятельность по развитию графических навыков, для чего завели тетради, цель которых:

  • закрепить навыки ориентировки на листе бумаги,
  • развивать глазомер, умение "видеть" строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки,
  • одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определённые задачи, правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти (например, написать три большие палочки и две маленькие).

На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические правила:

  • как правильно сидеть,
  • как положить руки, кисти рук,
  • как держать правильно карандаш, в дальнейшем ручку и тетрадь.

Результативность опыта.

Определив основное направление в работе, я постоянно ищу новые пути создания разнообразной творческой деятельности, которая бы способствовала развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

     На родительском собрании в начале года я рассказала о своих наблюдениях и проблемах в развитии пальчиковой деятельности, познакомила их с методами своей работы, проведя практикум для родителей «Пальчиковый игротренинг» (по нетрадиционным игровым приемам, см. приложение № 3). Также провела мастер-класс, где рассказала о различных играх на развитие мелкой моторики (см. приложение № 6). Призвала родителей помогать нам развивать руки своего ребенка, используя разные виды деятельности (Приложение № 4). Объяснила, что, развивая руки ребенка, они помогают ему развивать речь, память, внимание, мышление. Я разъяснила им нужность и важность работы по развитию мелкой моторики пальцев рук, увидела их заинтересованность, нашла в их лице хороших помощников.

Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни наших детей. Поэтому наиболее верный путь – развивать их, начиная с раннего детства, во всех видах деятельности. По данному вопросу я выступала на педагогическом совете (Приложения № 4, №6).

В результате проведенной мною работы (Приложение №7) по развитию мелкой моторики рук, у детей развились следующие способности:

  • улучшилась речь;
  • обогатился словарный запас;
  • хорошо развились графические навыки;
  • развилось зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение.

Я считаю, что на проблему развития мелкой моторики рук следует обращать внимание постоянно, во всех возрастных группах.

В своей дальнейшей работе планирую:

  • продолжать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук;
  • более тесно сотрудничать с родителями;
  • пополнить картотеки по развитию мелкой моторики рук;
  • внедрять в свою работу новые технологии и использовать опыт лучших педагогов.

Список литературы

  1. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».          Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: Астрель; АСТ, 2003.
  2.  Е. М. Косинова. «Гимнастика для пальчиков». М.: Олма-пресс, 2003.
  3. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005г.
  4. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи». М.ООО ИКТЦ «Лада», 2011.
  5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание», №1, 2005г.
  6. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
  7. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.
  8. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» Серия «Учебники для вузов». – СПб.: Лань, 1999.
  9. М. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить», М. «Просвещение», 1973.

       10. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения», М. «Просвещение». 1991.

       11. А. Зарин, Л. Баряева, «От А до Я», «Дом похож на букву Д», «Верная рука», ДО «Апполон», 1993.

       12. О. И. Крупенчук, «Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам», С. - П., Литера, 2005г.

       13. О. И. Крупенчук, «Научите меня говорить правильно!» – СПб.: издательский дом «ЛИТЕРАТУРА», 2004.

        14.  Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги», СПб, «Корона», 2007.

       15.  С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». М. ТЦ Сфера, 2005.

       16. И. Светлова, «Развиваем мелкую моторику», ЭКСМО – Пресс, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...