Инклюзия. Вопрос и ответ.
статья по коррекционной педагогике
Инклюзия. Родители школьников не согласны на совместное обучение их детей с ребёнком с ОВЗ? Не складываются отношения в классе? Ребёнок с ОВЗ не усваивает программу? Что посоветовать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya_vopros_-_otvet.doc | 100.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзия. Вопрос – ответ.
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Вопрос 1.
В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?
Ответ:
Чтобы узнать причину несогласия родителей, необходима организация их встречи с педагогом, и желательно, психологом. Что может быть причиной недовольства?
Во-первых, родителей может беспокоить то, что педагог будет уделять львиную долю своего внимания ребёнку с ОВЗ и, вследствие этого, будет страдать качество образования остальных детей.
Во-вторых, присутствие в классе «необычного» ребёнка может вызвать у детей чувство жалости, агрессии, страха.
В ответ на эти опасения можно привести результаты исследований, проведенных по инициативе Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате Российской Федерации. Опрошенные родители детей без инвалидности отмечают, что обучение в инклюзивной школе формирует в детях представление о нормах и ценностях, необходимых для жизни в современном обществе, что обучающиеся в инклюзивных школах дети начинают толерантнее относиться к любым проявлениям «инаковости» и принимать окружающих такими, какие они есть, что является очень важным навыком в современном мире. Родители отмечают, что в случае необходимости педагоги проводят с их детьми разъяснительные беседы, однако, как правило, сама атмосфера в таких школах стимулирует формирование подобных качеств. Родители также отмечают, что в инклюзивных школах развит индивидуальный подход, а потому даже дети без инвалидности получают больше внимания со стороны педагогов, чем в других образовательных организациях, что позволяет им лучше усваивать материал и получать больше возможностей для развития.
Более того, некоторые родители испытывают мистический иррациональный страх перед физическими ограничениями, воспринимают болезнь как следствие неправильного образа жизни, ошибок, проступков, и считают, что нравственный человек не может заболеть. Следует объяснить, что такая модель понимания характерна для древних времён. Социокультурные изменения, происходящие в обществе, обусловили постепенное распространение новой парадигмы в отношении интеграции детей с ОВЗ. Например, инвалидность в гуманистическом понимании оказывается одним из признаков, отличающих людей, таких, как к примеру, пол, возраст, тип конституции и т.п. Инвалидность признаётся одним из нормальных вариантов развития, а не девиацией. А по своим человеческим качествам ребёнок с ОВЗ ничем не отличается от здорового.
Следует отметить, что многие родители просто незнакомы с инклюзией и испытывают боязнь перед неизвестным. Нужно объяснить, что ребенок с ограничениями здоровья – такой же член общества, которому необходимо взаимодействие с социумом. Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей ребята здоровые и с ОВЗ обучаются совместно. В качестве основных преимуществ инклюзивной системы образования детей-инвалидов отмечают, прежде всего, возможности полноценной социализации и интеграции для ребенка с инвалидностью, а также коммуникацию со сверстниками без инвалидности и детьми-инвалидами с другими ограничениями по здоровью. Родители детей-инвалидов (по результатам опросов, проведенных Московским психолого-педагогическим институтом) отмечают также, что факт обучения в инклюзивной школе положительно влияет на психологическое состояние как детей, так и родителей, которые перестают воспринимать своего ребенка как «инвалида», а смотрят на него как на обычного ребенка с детскими потребностями и особенностями. Можно привести примеры внедрения инклюзии в европейских странах, где уже к 2000 году были закрыты большая часть специальных учреждений для детей-инвалидов, а дети переведены в общеобразовательные школы. Например, в Норвегии дети с ОВЗ (кроме тяжёлых патологий) посещают общие детские сады, а после 6 лет родители сами выбирают образовательный маршрут для своего ребёнка: общую или специальную школу…
Я считаю, что с учетом текущего состояния формирования инклюзивной культуры в образовательной организации следует подбирать различные формы взаимодействия с родителями: круглые столы и практикумы на тему инклюзивного образования (обсуждение плюсов и минусов инклюзивного обучения, нахождение путей решения возникших проблем и т.д.) консультации родителей, в том числе и индивидуальные, оформление информационных стендов и т.д.
Вопрос 2.
Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?
Ответ:
Поскольку отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками может приводить к неспособности детей с ОВЗ создавать стабильные социальные и дружеские отношения, важно, чтобы педагоги и специалисты сопровождения создавали ситуации и поддерживали взаимодействие с одноклассниками.
Во-первых, необходимо избегать определённых ошибок: нельзя ограждать детей с ОВЗ от трудностей, участия в мероприятиях, в том числе трудовых (подклеивает учебники или рисует стенгазету в то время как остальные делают генеральную уборку класса); не присуждать детям с ОВЗ победу в соревнованиях только из-за их присутствия; - всё это создаёт негативное отношение здоровых детей к детям с ОВЗ.
Во-вторых:
- работу следует начинать уже в адаптационный период. Например, для знакомства с одноклассниками провести специальное занятие, где каждый из учеников подготовил бы рассказ о себе.
- необходимо включать детей с ОВЗ в различные виды совместной деятельности: общие игры, праздники, конкурсы, экскурсии, соревнования; - совместная рекреационная и игровая деятельность способствует включению детей с ОВЗ в коллектив и делает их более уверенными;
- включать детей с ОВЗ во фронтальную работу класса; организовывать на уроках парную работу учеников с участием включаемого ребёнка; вызывать включаемых детей к доске и в случае затруднения просить одноклассников помочь им;
- обязательно акцентировать внимание на способностях и успехах включаемых детей.
Однако если уже случился инцидент, началась травля, то это не должно умалчиваться, педагогу необходимо ситуацию озвучить, воззвать к совести обидчиков, сделать упор на неприемлемое поведение, ведь ребёнок с ОВЗ неспособен защититься либо из-за физического ограничения, либо по незнанию, ведь родители в домашних условиях создают «тепличную», любящую атмосферу для своего ребёнка (конечно в лучшем случае). Хотя травля (буллинг) – явление, не имеющее границ, и в группе риска находится любой человеческий коллектив. Исследования в области буллинга не выделяют конкретных и однозначных типов жертв, но среди жертв травли есть и дети богатых семей, и здоровые, и талантливые, и даже выдающиеся дети. В изоляционных моделях социальных сообществ, в том числе, и образовательных, риски буллинга и насилия значительно выше.
Думать нужно не о том, что, возможно, обидят ребёнка с ОВЗ, а о том, что травле может быть подвергнут любой ребёнок. Если в классном коллективе есть буллер, то жертва найдётся, учится в классе ребёнок с ОВЗ или нет. Поэтому внимание должно быть обращено к самой проблеме травли. И бороться надо с ней, а не с учениками с ОВЗ, назначенными в обязательные жертвы лишь нашей фантазией.
Таким образом, в данном вопросе роль педагога состоит в планировании и организации совместной учебной и внеучебной деятельности в инклюзивных класса. Кроме того, являясь значимым взрослым, педагог демонстрирует школьникам образец отношения к одноклассникам с ОВЗ, а для успешной реализации инклюзивной практики педагогу необходимо обладать широким репертуаром профессиональных действий, т.к. от этого зависит принятие школьников с ОВЗ в коллективе сверстников.
Вопрос 3.
Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель образовательной организации в сложившейся ситуации?
Ответ:
Почему может возникнуть такая ситуация? В условиях родительской гиперопеки ребёнку с ОВЗ, как и любому ребёнку, свойственно лениться, лукавить, давить на жалость, чтобы не трудиться над домашним заданием, а чтобы родители ему помогли или, что хуже, сделали бы это задание за него. Естественно у родителей создаётся впечатление, что ребёнок не способен овладеть данной программой. Минус такого поведения ребёнка ещё и в том, что нежелание вникнуть в суть задания и потрудиться самому действительно будет способствовать отставанию по программе и неуспеваемости.
Если педагог видит в ребёнке определённый потенциал и знает, что ребёнок справляется или справится с индивидуальной программой, считает правильным образовательный маршрут, хотя в данный момент, возможно, есть определённые трудности, то ему (преподавателю) не нужно идти на поводу у родителей. Педагог должен объяснить (или напомнить) родителям, что получение их ребёнком полных и развёрнутых знаний, качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В этом случае педагогу необходимо дать совет или провести консультацию с родителями такого ребёнка по правильной организации условий для работы дома: сделать акцент на поэтапном и последовательном выполнении заданий; повторить несколько раз инструкции к заданию до полного понимания; посоветовать смену видов деятельность и чередование работы с отдыхом (игра, прогулка); ни в коем случае не делать задания за ребёнка, а попытаться объяснить и т.д.
Если же педагог и сам видит некие сложности в овладении материалом, то всё же сдаваться сразу не стоит. Нужно, во-первых, определить причину отставания и попытаться устранить. Необходимо использовать различные методы в работе:
- дети с ОВЗ нуждаются в изменении способов подачи информации, поэтому необходимо предоставление особых условий (изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение и т.п.);
- важно вырабатывать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем, для чего широко используется дидактический материал и игровая деятельность;
- детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи;
- нужно помнить, что повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ, его необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым;
- важно активизировать познавательную деятельность, обогащать знаниями об окружающем мире;
- необходимо корректировать все виды высших психических функций: память, внимание, мышление;
- проводить нейропсихологические упражнения для улучшения мозговой деятельности; предотвращать наступление утомляемости и т.д.
Дирекция образовательного учреждения, а это несомненно опытные и знающие педагоги, вправе поддержать преподавателя, убедить родителей в правильности его действий. Если же все попытки по улучшению успеваемости не дали положительного результата, то можно посоветовать родителям вновь пройти обследование и получить новые рекомендации от соответствующей комиссии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста
Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...
Интеллектуальная игра по экологии "Один вопрос-один ответ" по теме "Насекомые".
Уен « Бер сорауга бер җавап» ...
Адаптация ребёнка к ДОУ. Вопросы и ответы.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется....
Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.
В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...
Готовим ребенка к школе:вопросы и ответы
Вопрос: Готовим ребенка к школе дома. Узнали о требованиях школы, в которую хотели попасть. Трудность в следующем: не знаем как получить более точную информацию о достижениях ребенка. Посоветуйт...
ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ. ВЗРОСЛЫЕ ОТВЕТЫ
Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендо...
Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.
Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...