методическая разработка "Дыхательная гимнастика"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
научить детей правильному физиологическому и речевому выдоху на материале игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дыхательная гимнастика | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамическая дыхательная гимнастика по лексическим темам
Автор: учитель – логопед Губарева Нина Анатольевна МБДОУ Сертоловский ДСКВ №2 структурное подразделение на ул Дм Кожемякина д9 В клинической картине у дошкольников с ТНР неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив. Во время речеведения нарушается взаимодействие между дыханием и голосообразованием: перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения; нередко дошкольники говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. В то же время, за счёт аритмичного сокращения мышц дыхательного отдела речевое дыхание становится прерывистым. Поэтому особая роль в комплексе специфических коррекционных мероприятий отводится технике формирования речевого дыхания в целом ряде логопедических техник. Так как в процессе речевого общения на всех этапах коррекционной работы идет постоянное программирование дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речи. В качестве ведущего средства динамического коррекционного воздействия на речевое дыхание дошкольников с ТНР предлагаем использование игровых технологий. Именно в педагогически контролируемой игровой ситуации и заключаются коррекционные возможности игры. Реализация техники формирования речевого дыхания посредством игры позволяет ненавязчиво разрушить старые патологические коммуникативные стереотипы и пошагово вывести детей на новый расширенный уровень высказывания в условиях свободного общения. Вся система работы по развитию речевого дыхания в процессе речевого общения условно разделяется на три этапа:
Причём на первом-втором этапах коррекционно-развивающей работы оптимально сочетать статические игровые упражнения (производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями) с выполнением динамических игровых упражнений (связаны с плавными движениями рук, туловища, ног). Последние физически укрепляют организм ребёнка, улучшают функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивают фонационное дыхание, подготавливают к интенсивным голосовым упражнениям, положительно влияют на настроение и эмоции ребёнка, вызывая у него чувство радости и бодрости. Динамические игровые упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног и туловища. Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими игровыми упражнениями. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний, междометий, односложных слов на выдохе. Представляю вашему вниманию несколько авторских комплексов динамической дыхательной гимнастики, которые соотносятся с тем или иным лексико-тематическим циклом и могут быть использованы в качестве коррекционного средства при формировании навыков темпо-ритмической организации речевого общения дошкольников, страдающих расстройствами дыхания.
Лексико-тематический цикл: «Одежда. Ателье» ПРИМЕРКА
Цели. Выработка дыхательной опоры. Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Формирование выразительного интонирования (радость, восторг, одобрение). Игровой материал. Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Ателье» или «Магазин одежды» Методика проведения Педагог приглашает детей на примерку одежды в ателье (магазин). Дети «примеряют» одежду, выполняя имитационные движения (по 4 раза).
Методические указания. Перед началом игры напомнить детям о необходимой опоре на ударный гласный в слове. Перед началом выполнения каждого вида упражнений целесообразно использовать соответствующую рифмовку. Оречевляя ее, педагог выступает в роли закройщика ателье (портного, продавца). Рифмовки - // - Руки выше поднимаем, А потом их опускаем! - // - Руки выше поднимаем, Приседая, опускаем! - // - Руки средне поднимаем, А потом их опускаем! - // - Руки шире мы разводим, А потом опять их сводим!
Лексико-тематический цикл: «Птицы (домашние, дикие зимующие, дикие перелетные)» ЗАРЯДКА ДЛЯ КРЫЛЬЕВ И ЛАП – 1
Цели. Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого (но не крикливого) голоса. Игровой материал. Шапочки-маски птиц (по выбору). Методика проведения. Педагог приглашает детей на птичью зарядку: Рано утром по порядку Птицы делают зарядку. А вороны лучше всех, Их сегодня ждёт успех! Дети в образе названной птицы выполняют имитационные движения (по 4 раза): 1) «Где стая?» И.п. – стоя, ноги вместе, подбородок приподнять. Медленно поворачивая голову вправо (влево), протяжно произнести: «К-а-а-а-р». Занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох. То же – в другую сторону. 2) «Полетаем!» И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Медленно опуская руки вниз и выдыхая при этом, протяжно произнести: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох. 3) «Слетаемся к кормушке». И.п. – руки поднять через стороны вверх. Плавно опуская руки, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох. 4) «Покормимся!» И.п. – руки поставить на пояс. Медленно наклоняя туловище вперёд, не опуская голову вниз, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох. 5) «Погреем лапки». И.п. – руки поставить на пояс, подняться на носки. Медленно «перекатываясь» на пятки, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох. Методические указания. Вводить игровые образы других птиц, используя их звукоподражания. Последовательность упражнений можно менять в зависимости от сюжета.
ЗАРЯДКА ДЛЯ КРЫЛЬЕВ И ЛАП – 2
Цели. Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого (но не крикливого) и звонкого голоса. Игровой материал. Шапочки-маски птиц (по выбору). Методика проведения. Дети в образе названной педагогом птицы выполняют упражнения (по 4 раза): 1) «Приветствие». И.п. – стоя, ноги вместе, приподнять подбородок. Медленно повернуть голову и туловище вправо (влево) с отведением руки в сторону. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох. 2) «Чистим крылышки». И.п. – стоя, ноги вместе, руки поднять через стороны вверх. Медленно наклонить туловище вперед (не опуская голову вниз), плавно опустить руки, потрясти кистями. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох. 3) «Разминаем лапки». И.п. – стоя, ноги вместе, руки развести в стороны. Медленно поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, плавно обхватить колено руками. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох. 4) «Прятки» или «Осторожно опасность!» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты через стороны вверх. Медленно присесть, обхватить руками колени (не опуская голову вниз). Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох. Методические указания. Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Вводить игровые образы птиц, используя рифмовки. Рифмовки - // - Рано утром по порядку Птицы делают зарядку. - // - Важно гуси гоготали, На зарядку сразу встали. - // - Вот уже через минутку На зарядку вышли утки. - // - Индюки без промедления Начинают упражнения. - // - Закудахтали хохлушки, На зарядку курам нужно. - // - Ку-ка-ре-ку! Ри-ки-ки! На зарядке петухи.
Лексико-тематический цикл: «Моя семья» ОТДЫХ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ
Цели. Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Выработка дыхательной опоры. Формирование выразительного интонирования. Методика проведения Педагог предлагает детям отправиться на отдых всей семьёй. Например, на рыбалку. Дети выполняют имитационные движения (по 4 раза): 1) «Закидываем удочку». И.п. – стоя, ноги вместе, руки понять вверх, соединив ладони. Медленно наклонить туловище вперёд (не опуская голову вниз), плавно опуская соединенные руки перед собой. Произнести протяжно и задорно: «У-у-у-ух» или «Р-а-а-з». Принимая и.п., сделать вдох. 2) «Вытягиваем рыбку». И.п. – стоя, ноги вместе, руки вытянуть перед собой, соединив ладони. Медленно приводить руки к груди. Произнести протяжно и радостно: «У-р-р-а!» Принимая и.п., сделать вдох. 3) «Рыбка сорвалась с крючка». И.п. – стоя, ноги вместе, руки сжать в кулаки перед грудью. Медленно наклониться вперед, не опуская головы. Произнести протяжно и разочарованно: «Э-э-э-х». Принимая и.п., сделать вдох. 4) «Большой улов». И.п. – стоя, ноги вместе, руки развести в стороны. Медленно положить руки на область диафрагмы. Произнести протяжно и гордо: «В-о-о-о!» или «Д-а-а». Принимая и.п., сделать вдох. 5) «Вкусная уха». И.п. – стоя, ноги вместе, пальцы рук прижать к плечам. Медленно вытянуть руки перед собой (в стороны), сжав кисти в кулаки и выставив большие пальцы вверх. Произнести протяжно и восхищённо: «О-о-о!». Принимая и.п., сделать вдох. Методические указания. Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Можно разнообразить сюжеты соответственно тематическому циклу. Рифмовки - // - Очень дружно мы живем: Рано утром все встаём, Рюкзаки вмиг собираем, На рыбалку уезжаем. - // - Едем на рыбалку дружно: Наловить нам рыбки нужно, Чтобы вкусною ухой Насладиться всей семьёй.
Лексико-тематический цикл: «Город. Транспорт» ПОЕЗДКА НА АВТОМОБИЛЕ
Цели. Выработка дыхательной опоры. Развитие координации межу дыханием и фонацией. Методика проведения Педагог предлагает детям отправиться в поездку на автомобиле (цель поездки каждый раз меняется). Дети выполняют имитационные движения (по 4 раза): 1) «Закроем дверцу». И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. Медленно отвести руку в сторону, с поворотом туловища. Произнести протяжно: «Хло-о-оп». Принимая и.п., сделать вдох. 2) «Поехали». И.п. – сидя на стуле, руки согнуты в локтях, кисти расслабить, стопы ног поставить на пятки. Медленно сжать пальцы рук, стопы опустить. Произнести протяжно: «Ж-ж-ж». Принимая и.п., сделать вдох. 3) «Лопнула шина». И.п. – стоя, руки развести перед собой полукругом. Медленно обхватить себя руками (одна рука ложится на плечо, другая – в подмышечную впадину, локти параллельно). Произнести протяжно: «Ш-ш-ш». Принимая и.п., сделать вдох. 4) «Накачаем шину». И.п. – стоя, руки сжать в кулаки перед грудью. Медленно наклонить туловище вперед. Произнести протяжно: «С-с-с». Принимая и.п., сделать вдох. 5) «Поехали» (см. № 2) Методические указания. Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный.
Лексико-тематический цикл: «Лето» ОТДЫХАЕМ - ЗАГОРАЕМ
Цели. Выработка дыхательной опоры. Развитие координации между дыханием и фонацией. Игровой материал. Стулья по количеству детей. Методика проведения Педагог предлагает детям позагорать на солнышке, ощутить тёплое дыхание летнего ветерка: Летом можно отдыхать И на солнце загорать, С тёплым ветром подружиться И природой насладиться. Занимайте-ка, ребятки, Лежаки все по порядку! Дети рассаживаются на стульях и выполняют движения под дуновения тёплого ветра «Шшшшш…»: 1) «Наши руки загорают». И.п. – сидя на стуле, руки в стороны. Медленно положить руки на колени и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох. 2) «Наша грудка загорает». И.п. – сидя на стуле, руки поставить на пояс, отвести локти назад. Медленно приводить локти вперёд и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох. 3) «Наши ножки загорают». И.п. – сидя на краю стула, облокотиться на спинку стула, держаться руками за сиденье. Медленно поднять прямую правую ногу и на длительном выдохе произнести: «Шшшш … .». Принимая и.п., сделать вдох. То же левой ногой. 4) «Наш животик загорает». И.п. – сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить, одна рука на груди, другая на животе. Диафрагмальное дыхание с произнесением «Шшшш …». 5) «Станем ближе солнышку». И.п. – сидя на стуле, поднять руки через стороны вверх, над головой. Медленно опустить руки вдоль туловища и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох. Методические указания. Перед выполнением упражнений расслабить мышцы рук, ног, шеи, туловища. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие.Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз в стихах....
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....
Программно-методический материал: "Гимнастика после дневного сна".
Я не боюсь ещё раз повторить:Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейЗависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вера в с...
Методическая разработка . Гимнастика с массажным мячиком су-джок.
Гимнастика с массажным мячиком су-джок.В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кис...
Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах
Зрительная гимнастика в стихах...
Методическое пособие "Гимнастика для глаз"
Методическое пособие "Гимнастика для глаз" во всех возрастных группах...
Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"
Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"...