Развитие личности в дошкольном возрасте
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Развитие личности в дошкольном возрасте.

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3-х до 6-ти лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что останется с ним надолго, определяя его как личности и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте детьми начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей развития ребенка по-прежнему играет мать. Стремление к одобрению со стороны матери становиться для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

Одним из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого ,,бытового,, поведения. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются общения с людьми.

Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморугуляции переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция.

Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это – стремление к признанию одобрению со стороны окружающих людей.

Около 3,5 лет у детей можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанную с самооценкой.

Установлено, что четырехлетние дети не имеют адекватного уровня притязаний. Они нередко ставят перед собой слишком сложные, практически не достижимые цели. 5-6 летние дети проявляют больше реализма, однако в целом также характеризуются завышенным уровнем притязаний.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около 2-х лет. В это время дети узнают себя в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствование поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти годы начинают формироваться такие важные личностные качества как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личностные отношения.

В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.

Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnosti.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности в дошкольном возрасте.



Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3-х до 6-ти лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что останется с ним надолго, определяя его как личности и последующее интеллектуальное развитие.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте детьми начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей развития ребенка по-прежнему играет мать. Стремление к одобрению со стороны матери становиться для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.
Одним из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого ,,бытового,, поведения. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются общения с людьми.
Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморугуляции переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция.
Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это – стремление к признанию одобрению со стороны окружающих людей.
Около 3,5 лет у детей можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанную с самооценкой.
Установлено, что четырехлетние дети не имеют адекватного уровня притязаний. Они нередко ставят перед собой слишком сложные, практически не достижимые цели. 5-6 летние дети проявляют больше реализма, однако в целом также характеризуются завышенным уровнем притязаний.
Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около 2-х лет. В это время дети узнают себя в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения.
Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствование поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти годы начинают формироваться такие важные личностные качества как инициативность, воля, независимость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личностные отношения.
В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.
Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...

Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...