Развитие личности в дошкольном возрасте
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развитие личности в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3-х до 6-ти лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что останется с ним надолго, определяя его как личности и последующее интеллектуальное развитие.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте детьми начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей развития ребенка по-прежнему играет мать. Стремление к одобрению со стороны матери становиться для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.
Одним из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого ,,бытового,, поведения. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются общения с людьми.
Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморугуляции переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция.
Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это – стремление к признанию одобрению со стороны окружающих людей.
Около 3,5 лет у детей можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанную с самооценкой.
Установлено, что четырехлетние дети не имеют адекватного уровня притязаний. Они нередко ставят перед собой слишком сложные, практически не достижимые цели. 5-6 летние дети проявляют больше реализма, однако в целом также характеризуются завышенным уровнем притязаний.
Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около 2-х лет. В это время дети узнают себя в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения.
Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствование поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти годы начинают формироваться такие важные личностные качества как инициативность, воля, независимость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личностные отношения.
В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.
Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3-х до 6-ти лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что останется с ним надолго, определяя его как личности и последующее интеллектуальное развитие.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте детьми начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей развития ребенка по-прежнему играет мать. Стремление к одобрению со стороны матери становиться для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.
Одним из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого ,,бытового,, поведения. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются общения с людьми.
Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморугуляции переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция.
Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это – стремление к признанию одобрению со стороны окружающих людей.
Около 3,5 лет у детей можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанную с самооценкой.
Установлено, что четырехлетние дети не имеют адекватного уровня притязаний. Они нередко ставят перед собой слишком сложные, практически не достижимые цели. 5-6 летние дети проявляют больше реализма, однако в целом также характеризуются завышенным уровнем притязаний.
Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около 2-х лет. В это время дети узнают себя в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения.
Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствование поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти годы начинают формироваться такие важные личностные качества как инициативность, воля, независимость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личностные отношения.
В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.
Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".
В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается доминирующая составляющая моей воспитательной работы...
Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-215005-1365104229.jpg)
Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-693294-1488054265.jpg)
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/29/picture-933767-1498732727.jpg)
Значимость реализации образовательной области «Физическое развитие» для развития личности ребенка дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315692-1381768738.jpg)
Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социа...
Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.
laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...