Проект "Игротека"
проект по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С № 87
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
____________ Некрасова К.Е.
« ____» ______________2022 г.
Проект «Игротека»
по обучению игровой деятельности
в группе компенсирующей направленности
для детей с ЗПР
Участники проекта: учитель – дефектолог: Третьякова Е.С.
учитель – логопед: Чухина М.А.
воспитатель : Игнатьева А.В.
2022/2023 уч. год
Пояснительная записка.
Игра является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте. Она относится к тем видам детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Благодаря игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть и адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности, и его отношения с людьми. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе. А знание особенностей игры детей с отклонениями в развитии, условия ее организации с разными категориями детей с ОВЗ является важнейшим условием эффективной работы.
Как показывает практика, при поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к игрушке неустойчивый и действия с ней самые элементарные. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога – научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий. По нашему опыту, формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. Перевод игры на более высокий уровень организации происходит под влиянием целенаправленного обучения.
Игра для детей с нарушениями развития является самым действенным средством коррекции психофизического развития. Процесс обучения игре представляет собой форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками, что очень важно, так как дети с нарушением интеллекта часто аутичны и не умеют взаимодействовать с окружающими людьми. При обучении игре детей с умственной отсталостью учитываются индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.
Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Наша задача научить детей взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в процессе игры. Так как именно игра обеспечивает выделение и осмысление детьми социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка – быть как взрослый. Именно поэтому очень важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жизни.
Актуальность
Современная политика в сфере дошкольного образования определяется реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Содержание дошкольного образования, определенное в образовательных областях ФГОС ДО, может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)
Для развития детей дошкольного возраста с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.
Цели и задачи
Проект ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цель проекта: создание условий для формирования речевых навыков, активизации основных психических процессов, обучения методам взаимодействия в социуме через игровую деятельность.
Задачи проекта:
В начале обучения игре основными являются следующие задачи:
- формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре;
- обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением;
- обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно;
- обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т. д.);
- воспитание бережного отношения к игрушке;
-обозначение словом, предложением предметов и действий.
Задачи проекта могут быть частично изменены в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Возраст детей: 3 - 8 лет.
Состав группы: Дети с ОВЗ.
Принципы формирования группы: Группы формируются по принципу добровольного участия детей в игре, с учетом их заинтересованности и особенностей психофизического развития.
Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год (сентябрь 2022 г. – май 2023 г.).
Тип проекта: долгосрочный творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта: дошкольники 3 – 8 лет группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, педагоги, родители.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
включает в себя:
- составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- беседы с родителями об организации игровой деятельности дома;
- подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;
- организация игрового уголка и подготовка оборудования в соответствии с поставленными задачами обучения игре;
- пополнение предметно – развивающей среды.
- Основной этап
Включает в себя работу в соответствии с изучаемыми лексическими темами:
- экскурсия по детскому саду;
- беседы, презентации и альбомы по темам «Игрушки», «Загадки», «Домашние животные» и т.д.;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения;
- обучение преобразованию предметных действий в игровые;
- обучение игровым действиям на основе игровой ситуации;
- сюжетно - ролевые игры;
- игры-драматизации;
- игры со строительным материалом и обыгрывание построек.
- Заключительный этап
- включает в себя:
- воспроизводство связанных между собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т. д.);
- бережное отношения к игрушке;
- обозначение словом, предложением предметов и действий. обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т. д.);
- воспитание бережного отношения к игрушке;
- -обозначение словом, предложением предметов и действий.
- оформление фотоальбома, презентации
Содержание
В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:
- Правило последовательности:
- игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
- объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие взрослого или ребенка сопровождается комментарием;
- игровое действие должно быть завершено.
- Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
- Правило доступного игрового материала:
- игра должна быть с четко сформулированными правилами;
- подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.
- Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.
Чтобы научить ребенка играть, необходимо организовать поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком, при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с ребенком все основные действия.
Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ, по картинкам (не более 4 штук, по игрушкам); в помощь ребенку можно предлагать вопросный план, опорные слова (3–4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник)). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями
«А что было бы, если…».
Целесообразно разыгрывание сценки-диалога с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах- заместителях, например, кубиках (например, сказка «Три медведя»: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький – медвежонок, шар – девочка). Это поможет раз- вить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не надо стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основной стимул познавательной деятельности – не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют педагоги на занятиях с детьми с ОВЗ. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом коррекционного занятия. Благодаря ей решаются основные образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Ожидаемые результаты выполнения проекта.
В результате правильно организованного обучения игре дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулиру- ют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают перено- сить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители.
Таким образом, организация обучения детей с ОВЗ игровой деятельности компенсирует ряд отклонений в их развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать и отражать окружающий мир в разных видах детских игр, учиться строить взаи- моотношения в социуме, перенося эти отношения в игру.
Реализация проекта через образовательные области.
Образовательные области | Направления развития | Содержание |
Физическое развитие | Здоровье | Ритмические упражнения, подвижные игры, дыхательная, зрительная гимнастика, пальчиковые игры |
Физкультура | Эстафеты, подвижные игры (имитация движений). | |
Социально – коммуникативное развитие | Труд | Трудовые поручения, дежурства. Закреплять умение самостоятельно готовить материалы к игре, убирать игрушки на место. |
Безопасность | Дидактическая игра «Можно или нельзя». Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо». | |
Социализация | Познавательные игры «Оденем куклу на прогулку», «Наведем порядок», «Расскажи, где ты живешь?», «Когда у тебя день рождения?». | |
Познавательное развитие, речевое развитие | Коммуникация | Беседы по лексическим темам. Беседы о людях разных профессий. Рассматривание картины «В детском саду». Викторина « Подумай -отгадай». |
Чтение художественной литературы | Стихи о маме и бабушке, папе, дедушке. Белозеров М. «Майский праздник». Маяковский В. «Кем быть». "Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно» Е. Благинина, потешки, колыбельные песни. | |
Художественно – эстетическое развитие | Художественное творчество | Рисование «Моя семья», открытки к Дню Победы. Аппликация «Неваляшка». Фотогазета «Наша армия», Конструирование «Мы строим зоопарк». |
Музыка | Песни о маме и бабушке, о людях военных профессий. Прослушивание музыкальных произведений: марш, вальс и т.д. |
Примерное перспективное планирование по организации игровой деятельности детей с ОВЗ
Лексичес-кие темы месяца | Обогащение опыта, развивающие игры | Дидактические игры, ознакомление с художественной литературой | Сюжетно - ролевые игры, игры драмматизации | Строительные игры, продуктивная деятельность | Подвижные игры | Обогащение словаря |
Сентябрь Здравтвуй, детский сад! Игрушки | Экскурсия по детскому саду. Беседа о сотрудниках д/с, игруш-ках, правилах поведения в д/с. | А. Барто «Игрушки», «Угадай, чего не стало» | Магазин игрушек, детский сад
| Наш детский сад, любимая игрушка. | «Рано утром детский сад малышей встречает..» | Игрушки, воспитатель, детский сад, этажи |
Октябрь Овощи. Фрукты Осень. | «Чудесный мешочек», «Вершки- корешки», «Кто быстрее соберет овощи (фрукты) в корзину», «Что где растет?» «Отгадай по описанию». Выставка «Дары осени». Фотовыставка «Во саду ли, в огороде» | Ботаническое лото. Сложи картинку. Угадай, что на хитрой картинке (коррекцион- ная игра «Что нарисовал художник» – зашумление предметов). «Что где растет». «Маленькая хозяюшка» – варим овощной суп, компот. | Наш дом. Осенние заготовки. Овощной магазин Драмати- зация сказ- ки «Репка», Урожай собирай и на зиму запасай… | Что растет в саду и в огороде. Огород. | Угадай-ка. Садовник. Сторож и зайцы. В огороде у ребяток. Пугало. | Овощи, фрукты, сочный, ароматный, гладкий, зреть собирать, огород, сад, красный, зеленый, гладкий, бархатистый |
| ||||||
| ||||||
Ноябрь Человек. Одежда. Обувь. Головные уборы. | «4-й лишний», Кто что делает», «Кому что нужно», «Что из чего сделано». Обогащение опыта, обучающие игры. | «Наша Маша маленькая» (потешка). Собери цветок. Что изменилось? Повторяй за мной. Свой, чужой, знакомый. | Обувная ярмарка. Ателье. Ремонт обуви. | Магазин Одежды. Драматизация стихотворения «Башмачки» А. Л. Барто. Обыгрывание рекламы одежды. | Сильные, смелые, ловкие. Кто скорее добежит до флажка. Фотограф. | Одежда, обувь Каблук, подошва, туфли, сапоги, ботинки, платье, пальто, шерсть. |
Декабрь Домашние птицы и животные. Зимние забавы. | «Кто чем питается?», «Чей? Чья? Чье?», «Кто как голос подает» | «Узнай, чей след», «Кто спрятался на хитрой картинке?», «Собери картинку» | Зооклиника. Драматизация стихотворения «Кот- мурлыка». | Будка для Жучки | Маша вышла на прогулку. Найди башмачок. Барашек. Вокруг домика хожу. Гуси-гуси. | Названия домашних животных и птиц и их детенышей, кормить, поить. |
Январь Зимующие птицы. Дикие животные. | «Улетают – не улетают», «Узнай по описанию», «Подбери предмет к признакам». Экскурсия в парк | Зоологическое лото. Что лишнее? Кто голос подает. Летает – не летает? Сложи узор. Мы кормушку смастерили… | Магазин, больница для животных. Пальчиковый театр. «Разговор птиц». Пальчиковый театр. «Теремок». | Птичий двор. Жилье для животных (из конструктора) | Ласточка. Гори ясно. Уточка и селезень. Воробушки и автомобиль. | Употребление приставочных глаголов; зимовать, зимующие, ледяной. |
Февраль Наш город. Моя улица. Мебель. Транспорт. День защитника Отечества | «4-й лишний», «Что из чего, какое?», «Назови три предмета», «4-й лишний», «Умные машины», «Кому что нужно». Экскурсия по улицам города. | Круглый год. Что сначала, что потом. Один – много. Сложи узор. Когда это бывает. Узнай по описанию. Силуэты. Общее – разное. | Семья . Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем. | Гараж. Мебель для кукол. | День – ночь | Мебель, грузить, перевозить, деревянная, стеклянная, машина, шофер, поезд, машинист, фургон, удобный, быстрый, перевозить, вагон, квартира, кухня, спальня, гостиная |
Март 8 Марта. Моя семья. Весна. Перелетые птицы. | «4-й лишний», «Домашние дела», «Накроем стол к обеду», «День рождения куклы Кати». | Ботаническое лото. От зернышка до булочки. Семена. Сложи узор. Что сначала, что потом. | Приготовление праздничного обеда. Драматизация стихотворения С. Капутикян «Девочка чумазая». | Мост для автомобилей | Мы – веселые ребята. Каравай. | Приготовить, украсить, накрыть. |
Апрель Профессии. Продукты. Посуда.
| «4-й лишний». «Сервируем стол к обеду» (столовая и кухонная посуда). | С какой полки эти товары (игрушки, обувь, одежда). Назови признаки. Геометрическое лото. Рассеянный художник. | Детский сад. Рассказывание стихотворений от лица персонажа. | Поделки по образцу. Магазин «Продукты». Мы строители. | Ветерок. Солнце, дождик, ветер. | Посуда, глина, стекло, чашки, блюдце, тарелка; относительные прилагательные. |
Май Моя страна. 9 Мая. Цветы. Времена года. | Экскурсия к памятнику 1200 гвардейцам. | «Времена года», «Какой цветок», «Когда это бывает». | Мы - военные. Моряки. | Открытка к празднику | Бравые солдаты с песнями идут… | Весна, лето, осень, зима. Ромашка, тюльпан, роза, одуванчик. Солдаты, моряки, военный корабль. |
Взаимодействие с родителями
1. Способствование развитию содержательной игровой деятельности дома на основе создания в семье благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
2. Беседа на тему: Игровая деятельность дома.
4. Посещение детьми с родителями магазина, парикмахерской, поликлиники с целью обогащения словаря , активизации интереса к людям разных профессий.
5. Трудовая деятельность «Как я помогаю маме» (фотовыставка).
6. Консультация «Организация досуга в семье: выходные дни, семейные праздники, чаепития»
7.Совместная творческая деятельность детей и родителей, изготовление костюмов и атрибутов к сюжетно-ролевым играм, помощь в оформлении игровых уголков, участие в создании выставок, рекомендации родителям о посещении совместно с ребенком парикмахерской, аптеки, библиотеки и пр.
Методическое обеспечение:
.Игрушки: куклы пластмассовые, куклы-младенцы , куклы - персонажи литературных произведений;
картинки и фотографии изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младенец);
игрушки, изображающие сказочных персонажей (Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдатики — набор пластмассовых фигурок (высота 5—7 см); игрушечные удочки с магнитами; мелкие резиновые, пластмассовые, игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.; наборы кукол для театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); рукавички и перчатки с изображением мордочек животных. .
Одежда и обувь для медвежонка из сказки «Три медведя»: летняя одежда и обувь; одежда и обувь для игры в помещении; верхняя зимняя одежда и обувь .
Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник. .
Уголки для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»;
Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, чайная — пластмассовая; кухонная; наборы для стирки (тазик, ведро, прищепки для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; предметы домашнего обихода , миски, ложки, кастрюли; тазы, подносы различных размеров ;
Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; стол, пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки, ложки), используемая в быту; деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.); пластмассовые вазочки, муляжи овощей и фруктов натурального размера; плетеные и пластмассовые корзины; фартуки; кухонные прихватки с картинками, знакомыми детям, и т. п
Подвижные игрушки ( грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах); настольная ширма; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); атрибуты для игры-драматизации: репка, домик-теремок; магнитная доска; иллюстрации со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т. п, прилавок; деньги (кружки, бумажные знаки); касса ; кошельки; сумки для покупателей; весы; калькулятор); наборы для игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т. п.
Литература :
1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005
2.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под ред. Шевченко С.Г. М.,2005
3.Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности .М.,2008
4.О. А .Степанова Развитие игровой деятельности ребенка. М.,2009
Приложение.
Игры для проекта «Игротека».
«Зоопарк»
Задачи: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, кассир, посетители зоопарка.
Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят на животных. Предварительная работа: Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных.
«Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Продукты», «Книги».
Предварительная работа: Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми . Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб ?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал: весы, касса, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Парикмахерская»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия: Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво»
Игровой материал: Набор игрушек «Парикмахерская»: зеркало, набор расчесок, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, альбом с образцами причесок, краска для волос, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.
«Строительство»
Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Предварительная работа: Беседа о стройке. Чтение сказки «Теремок». Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал: строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну, предметы-заместители, машинки.
«Поликлиника»
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Экскурсия к детской поликлинике. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, игрушки - фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.