Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста
проект по коррекционной педагогике

Квардицкая Ирина Олеговна

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx55.43 КБ

Предварительный просмотр:

КУ Урайский специализированный Дом ребенка

 «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Квардицкая И.О.

Урай, 2018г.

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Цели песочной терапией

• Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;

• Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета), целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;

• Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению;

• Дифференциация, автоматизация звуков;

• Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;

• Снижение психофизического напряжения;

• Актуализация эмоций;

Задачи песочной терапии

Образовательные:

• Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета;

• Обучать умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера;

• Обучать специальным движениям и их выполнение детьми;

• Учить выстраивать композиции на песке по образцу;

• Закреплять представления об окружающем мире;

Развивающие:

• Развивать психические процессы (внимание, память);

• Развивать логическое мышление;

• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

• Развивать умение действовать по инструкции;

• Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности;

Воспитательные:

• Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

• Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;

• Воспитывать слуховое внимание и память;

• Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;

• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке;

Дети, нуждающиеся в игре с песком:

• Различные формы нарушения поведения;

• Сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками;

• Психосоматические заболевания;

• Речевые нарушения;

• Повышенная тревожность, страхи;

• Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка)

• Неврозы.

Методы и приемы песочной терапии, используемых в работе:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы проведения занятий

• Индивидуальная;

• Групповая;

• В парах;

Виды игр на песке

• Обучающие игры помогают в овладении навыками счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;

• Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим;

• Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка;

• Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение.

Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Благодаря таким занятиям детки учатся общаться в социуме, вырабатывают позитивное отношение к самим себе и к миру в целом.

Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и педагог легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в групповой комнате.

Оборудование «мини-песочницы»:

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

Классическая форма песочницы представляет собой деревянный ящик размером 50*70*8 (50*70 – размер поля, 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия (охват всего мира одним взглядом, не перемещая глаз). Данный размер песочницы предполагает индивидуальную работу или работу с группой 3-4 человека.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

НОД с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную особенность:

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Педагог в ходе НОД обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении игр с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника, например - Песочного зайчика. Данная игрушка используется только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком.

При каждой организации игр с песком необходимо:

  • проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.
  • перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы.
  • обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;
  • проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

  • использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;
  • использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы;
  • сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);
  • играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;
  • насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;
  • ходить в обуви, наполненной песком;
  • закапывать в песок тело ребенка;
  • лежать на песке вниз лицом;
  • жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;
  • нюхать песок;
  • переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам.

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их отношениями;

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:

  • значительно повышается общий эмоциональный фон;
  • снижается уровень тревожности;
  • быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
  • повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • усиливается самостоятельность ребенка;
  • развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации и ловкости.

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому занятия лучше начинать с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

  • “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
  • “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
  • “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
  • далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
  • “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх–вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  • Предложите ребенку, а еще лучше – двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать двумя пальчиками  мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 4-5 сантиметров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы.

Автогонки.  Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения.

По камешкам. Для этого упражнения используются плоские речные камешки. Расположите их на некотором расстоянии друг от друга. Предложите ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой руки по камешкам от старта к финишу, через реку или по кочкам через болото. Дотягиваться пальчиками от одного камешка к другому, как бы шагая, ребенок должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду». Можно написать в них буквы какого-нибудь слова, например имя ребенка (если ребенок уже знает буквы). Чтобы прийти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем буквам по порядку.

Кому повезет. (Игра для нескольких игроков). Ребенок-водящий берет по одной вещи у всех играющих и прячет их в кучки песка, так чтобы в одной было две вещи, в другой – одна, а в третьей – ни одной. Спрятав предметы, водящий предлагает остальным поискать их. Тот, кому достанется пара – выигрывает. Выигравший сам становится водящим.

Секрет. (Игра для детей с 5 лет) Для игры понадобится стеклышко или кусочек прозрачного пластика не меньше чем 10 см2 (он может быть даже неправильной формы). В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Затем композиция засыпается песком, и секрет готов. Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть на цветочную композицию, сделанную юным флористом. Можно предложить детям побыть археологами.

Выкладываем и печатаем на песке. Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Поначалу взрослый  может рисовать на песке палочкой контур предмета,  а ребенок  будет выкладывать по нему изображение. Затем сам начнет придумывать сюжеты для своих картин. На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать их на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки, дощечки или ладоней разровнять влажный песок, подготовив таким образом гладкую поверхность. А дальше, слегка вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации

Что же спрятано в песке? Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
“Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (Вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..»

Вылепи отгадку на загадку.

Если отгадал загадку,
Вслух сказать не торопясь.
Ты, используя разгадку,
За задание берись
Кто колдует; заклинает;
В ступе по ночам летает?
У избы на курьих ножках
Кто хозяйка?
 (Бабка Ёжка)

* * *

Спрятал кто иглу в яйце,
А яйцо хранит в ларце?
Кто всех злее и тощей?
Кто не верит всем?
(Кощей)

Отгадал, не называй,
Вылепи (выкопай) и прочитай.  И т.д.

Необходимо подготовить гладкую поверхность на влажном песке также, как и для печатания, и приступайте к рисованию. Рисовать на песке можно прутиком, тонкой палочкой или просто пальцем.

Дорожка. Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеек для кораблика. Главное условие при проведении параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы… Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек – пусть малыш ее отремонтирует.

Узоры на песке. Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.

Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человечка.

Кто я? Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок, листок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

Волшебное превращение. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.

Узнавалки. В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож. В качестве примера можно предложить следующие контуры и варианты ответов к ним.

Одновременно. Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой – квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

Вслепую. Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами.

Вылечи букву (для старшего дошкольного возраста). Напишите на песке любую букву, а затем сотрите какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка.  Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики,  дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста"

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,...

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста».

              Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занят...

консультация на тему: «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

laquo;Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»...

Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов,работающих с детьми, возможность узнать л...

Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»...

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

К. Д. Ушинский писал:   «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».                          ...

Применение метода песочной терапии в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от дру...