Для родителей
методическая разработка по коррекционной педагогике

Головач Людмила Александровна

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Октябрьский детский сад «Светлячок»

Наш адрес: Новосибирская обл., Мошковский р-н, п. Октябрьский, ул. Локтинская, дом 10/2

Телефон: (383)486 00 13

E-Mail: ds-svetlyachok2014@mail.ru

Сайт: https://светлячок54.caduk.ru 

График работы:

Понедельник – пятница

с 7:00 до 19:00

Суббота, воскресенье - выходной

Старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе

Поддерживайте его во всем и хвалите за маленькие достижения

Чаще улыбайтесь

Сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием

«Адаптация детей 2-3 лет в детском саду»

(Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду)

Составитель: учитель-дефектолог

МКДОУ «Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.

Дети привыкают к детскому саду по-разному!

Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются.

Выделяют 3 фазы

адаптационного периода:

  • Легкая (от 1 до 16 дней)
  • Средняя (от 16 до 32 дней)
  • Тяжелая (до 64 дней)

Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду:

  1. Ребенок не подготовлен к посещению детского сада;
  2. Состояние здоровья;
  3. Биологические причины;
  4. Индивидуальные причины;
  5. Условия жизни в семье;
  6. Ограниченное общение со сверстниками.

Как облегчить период привыкания к детскому саду:

Соблюдайте самое важное правило: «спокойная мама — спокойный ребенок».

Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно

Посещайте детский сад регулярно

Придумайте «ритуал прощания» с ребенком

Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме

Создайте мотивацию для посещения детского сада

Никогда не обсуждайте то, что не устраивает Вас в детском саду при ребенке

Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку и т.д., чтобы они отводили малыша в детский сад

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка:

  • Нельзя пугать ребенка;
  • Нельзя наказывать за слезы при расставании;
  • Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить.

Игры, которые помогут быстрее адаптироваться к детскому саду:

Игра — важный вид деятельности

для ребенка.

Поиграйте с ребенком в такие игры:

«Детский сад» Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

  • «Дети собираются на прогулку»;
  • «Дети обедают»;
  • «Дети приходят в детский сад»;
  • «Дети готовятся к дневному сну»;
  • «Дети на прогулке».

«Сочиняем сказку» Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее.

«Хорошо-плохо» При положительном ответе - он хлопает в ладоши, а при отрицательном - грозиться пальчиком.

Варианты вопросов:

  • играть с игрушками в детском саду;
  • плакать утром;
  • дружить с другими детками;
  • стесняться попроситься в туалет



Предварительный просмотр:

«Психологические особенности детей с ТНР и особенности взаимодействия с ними посредством альтернативной и дополнительной коммуникации»

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Психологические особенности детей с ТНР:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Рассмотрим наиболее типичные трудности детей с ТНР:

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

При взаимодействии с данной категорией детей достаточно эффективными являются методы альтернативной и дополнительной коммуникации.

Право на коммуникацию: любой человек с инвалидностью, независимо от вида и степени снижения функций, обладает одним из основополагающих прав человека – с помощью коммуникации влиять на условия своей жизни.

Альтернативная и дополнительная коммуникация – это все виды коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, у которых в силу имеющихся врождённых или приобретённых расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей.

Что такое коммуникация?

Communicare = лат. делить(ся), делать общим

Коммуникация – это передача сообщения от одного индивида другому.

Коммуникация может быть осознанной или неосознаваемой.

Способы коммуникации:

  • Невербальная коммуникация: язык тела; выражение лица (мимика); зрительный контакт; естественные жесты; звуки.
  • Вербальная коммуникация: речь; письмо; жесты.

Причины, по которым строится общение: отказ; требование; социальное взаимодействие; обмен информацией.

Виды поведения, использующиеся для коммуникации:

- донамеренная коммуникация - ребенок не контролирует свое поведение, но оно отражает его состояние. Можно понять состояние ребенка по движению тела, выражению лица, звукам;

- намеренное поведение - поведение ребенка контролируется им, но он еще не понимает, что если он что-то сделает, то мама сделает для него что-то исходя из его действий. По-прежнему нужды ребенка интерпретируются его поведением;

- неконвенциональная коммуникация - ребенок намеренно использует досимволическое поведение, чтобы сообщить другим людям свои желания. Эти поведения включают движения тела, вокализации, выражения лица и простые жесты (например, потянуть за руку);

- конвенциональная коммуникация - ребенок намеренно использует досимволическое поведение, чтобы сообщить свои нужды и желания. К конвенциональным жестам относятся указательный жест и кивок головой (Да). Значение жестов определяются культурой, в которой они используются;

- конкретные символы - ребенок использует символы, которые физически очевидным для ребенка образом напоминают то, что они означают (выглядят также, движутся или звучат также как то, что они означают). Конкретные символы: картинки, предметы, естественные жесты, звуки. Многие дети эту стадию пропускают;

- абстрактные символы - ребенок использует абстрактные символы: слова устные или напечатанные. Эти символы физически не похожи на то, что они обозначают;

- язык - ребенок комбинирует символы любого типа в упорядоченные комбинации, согласно правилам грамматики. Ребенок понимает, что значение комбинаций слов может быть различным в зависимости от того, как символы расположены.

Нуждаются в АДК как альтернативном способе выражения:

  • люди с серьезными артикуляционными трудностями, с хорошим пониманием языка.

Нуждаются в АДК как поддержке:

  • дети с очень сильной задержкой языкового развития,
  •  те дети, которым АДК нужна в качестве поддержки для развития языка и речи и для того, чтобы добиться понимания;
  • часто постепенно начинают говорить те, кто научился говорить, но кого в некоторых ситуациях бывает очень трудно понять.

Нуждаются в АДК как альтернативном способе коммуникации для того, чтобы и понимать, и выражать:

  • сниженное понимание зыка и наличие речи в малой степени или ее отсутствие (напр., значительное нарушение развития или аутизм).

Цели АДК:

Общие (перспективные) цели:

- построение функционирующей системы коммуникации;

- умение самостоятельно и понятным образом выражать нечто еще неизвестное слушателю;

- развитие языковой способности, так чтобы ребенок мог выражать свои мысли с помощью символов.

Промежуточные цели: умение выбирать; умение играть в игру; участие в чтении сказки; умение общаться вербально (с помощью устройств с записанной речью).

Когда следует начинать использовать АДК?

  • начинать надо как можно раньше;
  • умение ребенка осуществлять коммуникацию важнее, чем сама ее форма;
  • раннее вмешательство позволяет не упустить максимально благоприятный период в жизни ребенка для развития языка;
  • применение адк позитивно влияет на речь ребенка – как на произнесение звуков, так и на словарный запас;
  • адк ускоряет и облегчает развитие речи.

Способы альтернативной и дополнительной коммуникации:

Сигналы: естественные реакции; предметы; картинки.

Символы: коммуникация с помощью жестов; графические способы коммуникации; речь; письмо.

Мануальные (то, что можно показать с помощью тела) - от естественных реакций и сигналов к языку жестов в качестве символов. Не зависящие от вспомогательных средств. Естественные реакции, сигналы, жесты в качестве АДК.

Графические - от конкретных предметов к более сложным символам, таким как символы системы «Блисс» и буквы, зависящие от вспомогательных средств. Предметы, фотографии, контурные картинки, рисованнные картинки, пиктограммы, система «Блисс», картинки-слова, картинки-фразы, буквы, письменный язык.

Говоря о мануальных способах, следует отметить преимущества и недостатки коммуникации с помощью жестов:

Преимущества:

  • руки всегда имеются при себе;
  • язык жестов легче понять и «произнести», чем речь;
  • язык жестов часто наглядeн;
  • ребенку можно помочь руками;
  • обращаются непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт.

Недостатки:

  • понятны только «посвященным»;
  • ограничения для детей с нарушениями двигательных функций жесты динамичны, т.е. исчезают сразу после «произнесения» жеста;
  • ребенок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

А говоря о графических способах, следует выделить виды картинок:

  • контурные картинки;
  • фотографии;
  • рисованные картинки;
  • картинки из системы pcs;
  • пиктограммы;
  • символы системы «блисс»;
  • письменный текст: изображение слов, печать с помощью клавиатуры.

Сравнение картинок:

  • простые картинки легче понять, чем сложные графические символы;
  • простые картинки легче заучить, чем сложные графические символы;
  • символы системы «блисс» труднее заучивать и понимать, чем пиктограммы, которые, в свою очередь, труднее для понимания, чем рисованные картинки или фотографии;
  • символы системы «блисс» относительно труднее поддаются заучиванию по сравнению с другими системами графических символов, предлагаемыми сегодня, но легче, чем письменный язык.

Разбор вопросов участников.

Составитель: учитель-логопед

МКДОУ Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

  1. Улыбочка – заборчик – трубочка – окошко.

Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке.

Затем губы сохраняют тоже положение. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны.

Крепко сжать зубы, а губы вытянуть как можно дальше вперёд.

Расслабить губы, но оставить в округленном положении, как-будто удивились.

Активно переключаемся между этими позициями, сначала медленно.

  1. Качели. Рот открыт, губы в улыбке. Качаем язык вверх вниз, пряча за верхние и нижние зубы.
  2. Чистим верхние зубки. Рот приоткрыт, водим широким кончиком языка по верхним зубам с наружной и внутренней сторон.
  3. Чистим нижние зубки. Рот приоткрыт, водим широким кончиком языка по нижним зубам с наружной и внутренней сторон.
  4. Язычок отдыхает/Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. И подержать его под счет (10).
  5. Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот, с верхней губы широким языком слизываем варенье (можно прям намазать) нижняя челюсть опущена.
  6. Грибочек. Рот открыт, губы в улыбке. Вся широкая поверхность языка присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго.
  7. Накажем непослушный язычок. Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя». Можно покусывать его зубами произнося «та-та-та». Под счет до 5-10.
  8. Чашечка. Открываем рот широко, сначала кладем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу («лопата»), а затем боковые и передний края широкого язычка слегка прогибаем вверх. «Наш язычок похож на чашечку». (Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижна, нижняя губа не «помогает» язычку. Можно слегка оттянуть подбородок ребенка вниз двумя пальцами при выполнении). Удерживаем «чашечку» под счет до 5, выполняем 6 — 8 раз.
  9. Дятел. Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык за верхними зубами произносим «д-д-д-д» сначала медленно, потом постепенно ускоряя темп.
  10. Иголочка-лопаточка. Высунуть узкий и острый язык, для этого можно сложить губы трубочкой, затем расслабить язык, положить широкий язык на нижнюю губу.
  11.  Маляр. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо вперед-назад.
  12. Парус. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко в них упирался. Удерживать под счет от 5 до 10.
  13. Ступеньки. Широкий язык лежит на верхней губе, затем спускается на верхние зубки, после чего прячется за них. (На верхнюю губку, на верхние зубки, за зубки скачек во рту язычек.)
  14. Лошадка. Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.
  15. Индюк. Улыбнуться, открыть рот язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед – назад произнося была-была-была.
  16. Дразнилка. Слитно и протяжно произнести несколько гласных звуков на одном выдохе. Следить за тем чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

А-У, У-А, А-И, И-А, И-У, У-И, О-И, И-О, А-И-Э-У-О.

  1. Пароход гудит. Слегка приоткрываем рот и длительно произносим звук «ы-ы-ы-ы». Следим, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу. Выполняем в течение 60 секунд.
  2. Горка/Мостик. Улыбнуться, открыть рот, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
  3. Горку построим — горку разрушим. Улыбнуться, открыть рот, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
  4. Ветерок дует с горки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
  5. Часики. Улыбнуться, приоткрыть рот. Тонкий язык движется вправо и влево (как маятник у часов). Язык касается уголков рта, но не касается нижней и верхней губы.
  6. Кружок. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. По 5-6 кругов в одну и другую сторону.
  7. Фокус. Рот открыт, губы в улыбке. Сначала кладем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу («лопата»), а затем боковые и передний края широкого язычка слегка прогибаем вверх. «Наш язычок похож на чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувая ватку с кончика носа.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

  1. Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно  Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  2. Гармошка. Рот открыт, губы в улыбке. Вся широкая поверхность языка присасывается к нёбу («Грибок»), и не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, язык не провисал и не стучали зубы.

Составитель: учитель-логопед

МКДОУ Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Октябрьский детский сад «Светлячок»

Наш адрес: Новосибирская обл., Мошковский р-н, п. Октябрьский, ул. Локтинская, дом 10/2

Телефон: (383)486 00 13

E-Mail: ds-svetlyachok2014@mail.ru

Сайт: https://светлячок54.caduk.ru 

График работы:

Понедельник – пятница

с 7:00 до 19:00

Суббота, воскресенье - выходной

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»

В.А. Сухомлинский

Особенности взаимодействия с ребенком с задержкой психического развития

Составитель: учитель-дефектолог

МКДОУ «Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.

Заключение ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее по сравнению

с принятыми возрастными нормами. То есть такие психические процессы, как память, внимание, мышление,

эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Специалисты, которые могут Вам помочь:

  • врач-невролог, психоневролог
  • учитель-дефектолог
  • педагог-психолог
  • учитель-логопед.
  • воспитатель

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;

— не давайте категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

— помните, чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

— выслушайте, что хочет сказать ребёнок;

— проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребёнку достаточно внимания;

— проводите досуг всей семьёй;

— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

Организация режима дня и места для занятий:

— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

— избегайте по возможности больших скоплений людей;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний;

— задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.



Предварительный просмотр:

Нормы развития речи

К 3 годам:

Звукопроизношение: все еще не полностью соответствует норме. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

Слоговая структура слова: слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных могут произноситься искаженно.

Фонематический слух и восприятие: ребенок может различать и узнавать неречевые звуки бытового характера.

Лексика: словарный запас характеризуется словами бытовой тематики, оценочного значения, словами обобщения. Ребенок знает и называет предметы по некоторым лексическим темам (игрушки, посуда, одежда, части тела).

Связная речь: хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободный пересказ своими словами еще не дается.

Грамматика: почти полное отсутствие аграмматизмов в речи. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок употребляет союзы и использует основные части речи. Согласует с глаголом местоимения и существительные.

Понимание обращенной речи: ребенок понимает обращенную речь взрослого, понимает одноступенчатую инструкцию и может ее выполнить. Понимает несложные сюжетные картинки.

К 3 годам у ребенка должны присутствовать все гласные, согласные раннего онтогенеза (п, б, к, г, т, д, в, ф, м, н), свистящие (с, з).

К 4 годам:

Звукопроизношение: все еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют соноры, может наблюдаться смешение свистящих и шипящих.

Слоговая структура слова: слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных могут упрощаться за счет пропуска согласных в местах их стечения.

Фонематический слух и восприятие: ребенок может различать звуки, далекие по акустическим признакам. Может различать неправильно произносимые звуки.

Лексика: словарный запас достигает 2000 слов. Обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные отношения. Ребенок знает и может назвать, сгруппировать предметы по знакомым лексическим темам, назвать обобщающее слово.

Связная речь: еще не сложилась. В рассказе событий из собственной жизни допускается непоследовательность и смешение с любимой сказкой.

Грамматика: появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок допускает все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. Согласует существительное с числительным и с прилагательным.

К 4 годам у ребенка должны присутствовать все вышеперечисленные звуки + шипящие (ш, ж, щ) и аффрикаты (ц, ч)

К 5 годам:

Звукопроизношение: все звуки родной речи должны правильно произноситься.

Слоговая структура слова: ребенок может воспроизвести 3-4-сложные слова.

Фонематический слух и восприятие: ребенок может различать звуки, близкие по акустическим признакам. Может определить первый звук в слове.

Лексика: дети пользуются словами по разным лексическим темам, могут обобщать предметы и называть обобщающее слово. Еще могут испытывать трудности в построении предложений с использованием союзного слова «который».

Связная речь: ребенок может составить последовательный рассказ по 1 сюжетной / серии картинок из 5-8 развернутых предложений. Может составить пересказ без опоры.

К 5 годам речь ребенка должна быть фонетически полностью оформлена, неправильно произносимых звуков не должно быть. У ребенка в речи должны присутствовать все вышеперечисленные звуки + соноры (л, ль, р, рь)

ТО ЕСТЬ ВСЕ!

К 6 годам:

Звукопроизношение: сформировано полностью.

Слоговая структура слова: ребенок может воспроизвести 4-5-сложные слова.

Фонематический слух и восприятие: как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

Лексика: дети используют сравнительные степени прилагательных, наречия, краткие прилагательные, подбирают простые антонимы.

Связная речь: развивается еще больше и усложняется. Ребенок может составить рассказ по картине/серии картинок из развернутых предложений. Ребенок подробно и последовательно пересказывает текст без наглядной/словесной опоры.

Составитель: учитель-логопед

МКДОУ Октябрьский

 детский сад «Светлячок»

 Головач Л.А.



Предварительный просмотр:

ЖА-ЖА-ЖА – мы видели ежа

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на лужок хожу

ЖИ-ЖИ-ЖИ – у меня чижи

ЖО-ЖО-ЖО – на улице свежо

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я с ребятами дружу

ЖИ-ЖИ-ЖИ – в нашем доме этажи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – жирные моржи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – очень твердые коржи

ЖА-ЖА-ЖА – жвачка для моржа

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на лужок хожу

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на ежа гляжу

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я жилет вяжу

ЖУ-ЖУ-ЖУ – желудь покажу

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – пижама на морже

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – крыжовник на корже

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – я живу на пятом этаже

ЖИ -ЖИ-ЖИ – желудь покажи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – тут живут ежи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – Женя, не тужи

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на животике лежу

ЖОК-ЖОК-ЖОК – в руке флажок

ЖОМ-ЖОМ-ЖОМ – режут хлеб ножом

ЖОК-ЖОК-ЖОК – Женя лучший мой дружок

ЖАР-ЖАР-ЖАР – ужасный пожар

ЖАК-ЖАК-ЖАК – кожаный пиджак

ЖДА-ЖДА-ЖДА – трикотажная одежда

ЖАЛ-ЖАЛ-ЖАЛ – я за Женей забежал

Ыжник-ыжник-ыжник – тяжелый булыжник

Ежник-ежник-ежник – нежный подснежник

ЭТАЖИ

Жи-жи-жи – в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа – надо мной 2 этажа.

Жа-жа-жа – подо мной 2 этажа.

Же-же-же – на каком я этаже?

ЕЖИ

Жа-жа-жа – жили-были 2 ежа.

Жу-жу-жу – на двоих ежей гляжу.

Жу-жу-жу – ближе, ближе подхожу.

Же-же-же – вижу желудь на еже.

Ди-жи-жи – ежик, желудь покажи!

Жа-жа-жа – испугали мы ежа.

Жи-жи-жи – убежали прочь ежи.

УЖИ

Жа-жа-жа – ежата у ежа.

Жу-жу-жу – ужи пришли к ежу.

Жи-жи-жи – ежат нам покажи.

Жу-жу-жу – я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа – ужи уходят от ежа.

ЕЖ

Жа-жа-жа – вот поймаю я ежа.

Жу-жу-жу – ежа в корзину покажу.

Жи-жи-жи – глупый ежик, не дрожи.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жо-жо-жо – стало к вечеру свежо.

Жа-жа-жа – отпущу я в лес ежа.

Еж-еж-еж – до свиданья, крошка еж.



Предварительный просмотр:

ЛА-ЛА-ЛА – лопата и пила

ЛА-ЛА-ЛА – новая юла

ЛА-ЛА-ЛА – высокая скала

ЛА-ЛА-ЛА – новая метла

ЛА-ЛА-ЛА – в окошке нет стекла

ЛА-ЛА-ЛА – Мила пол мела

ЛА-ЛА-ЛА – кошка на окне спала

ЛА-ЛА-ЛА – лодочка плыла

ЛА-ЛА-ЛА – у Володи есть пила

ЛО-ЛО-ЛО – на улице тепло

ЛО-ЛО-ЛО – мы приехали в село

ЛО-ЛО-ЛО – мама вымыла окно

ЛО-ЛО-ЛО – в лодке новое весло

ЛО-ЛО-ЛО – на дереве дупло

ЛО-ЛО-ЛО – на улице мело

ЛО-ЛО-ЛО – платье мне мало

ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы сидели на полу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – диван стоит в углу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – я взяла игру

ЛУ-ЛУ-ЛУ – я ищу пилу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – заведу юлу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – всех прошу к столу

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – дети вымыли полы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – новые столы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – вот идут ослы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у папы нет пилы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – в комнате углы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у мамы нет метлы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы стояли у скалы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у Милы две иглы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы забьём голы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – завяжу узлы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – в печке нет золы

СЛА-СЛА-СЛА – я гусей пасла

СЛА-СЛА-СЛА – Мила яблоки несла

ШЛА-ШЛА-ШЛА – мама в комнату вошла

КЛА-КЛА-КЛА – мама пироги пекла

АЛ-АЛ-АЛ – папа гвозди забивал

АЛ-АЛ-АЛ – со стола упал пенал

АЛ-АЛ-АЛ – наш малыш упал

АЛ-АЛ-АЛ – я купил пенал

ОЛ-ОЛ-ОЛ – мы забили гол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – Алла мыла пол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – я поставил стул на стол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – папа сделал стол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – Михаил дрова колол

УЛ-УЛ-УЛ – я поставил стул

УЛ-УЛ-УЛ – наш малыш уснул

УЛ-УЛ-УЛ – Павел сел на стул

ИЛ-ИЛ-ИЛ – папа потолок белил

ИЛ-ИЛ-ИЛ – машинку я катил

ИЛ-ИЛ-ИЛ – дятел дерево долбил

ИЛ-ИЛ-ИЛ – рисунок маме подарил

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – суп уже остыл

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – я машину мыл

АЛА-АЛА-АЛА – я маме помогала

УЛА-УЛА-УЛА – я шары надула

ОЛА-ОЛА-ОЛА – это наша школа

УЛА-УЛА-УЛА – в море плавала акула

ЛАТ-ЛАТ-ЛАТ – в салатнице халат

ЛАТ-ЛАТ-ЛАТ – голубой халат

ЛОК-ЛОК-ЛОК – мы купили котелок

ЛОМ-ЛОМ-ЛОМ – мы сидели за столом

ЛАС-ЛАС-ЛАС – постелили мы палас

АЛЫ-АЛЫ-АЛЫ – новые пеналы

АЛЫ-АЛЫ-АЛЫ – на дороге шпалы

ИЛЫ-ИЛЫ-ИЛЫ – у папы много силы

ИЛЫ-ИЛЫ-ИЛЫ – мы купили пилы

ОЛЫ-ОЛЫ-ОЛЫ – делаю уколы

ОЛЫ-ОЛЫ-ОЛЫ – я стою у школы



Предварительный просмотр:

РА-РА-РА – высокая гора

РА-РА-РА – ставать уже пора

РА-РА-РА – на кухне повара

РА-РА-РА – глубокая нора

РА-РА-РА – новая игра

РА-РА-РА – у лисы нора

РА-РА-РА – на улице жара

РА-РА-РА – как рубить из топора

РО-РО-РО – легкое перо

РО-РО-РО – дырявое ведро

РО-РО-РО – мы едем на метро

РЫ-РЫ-РЫ – ежик у норы

РУ-РУ-РУ – ягод наберу

РУ-РУ-РУ – листья соберу

РУ-РУ-РУ – скачет кенгуру

РУ-РУ-РУ – посуду уберу

РУ-РУ-РУ – мы видели нору

РУ-РУ-РУ – я зашью дыру

РУ-РУ-РУ – мы строили гору

ДРА-ДРА-ДРА – у мамы два ведра

ДРА-ДРА-ДРА – выпил воду из ведра

ДРА-ДРА-ДРА – дождь льёт из ведра

ДРА-ДРА-ДРА – новое ведро

ДРА-ДРА-ДРА – нам купили по ведру

ТРА-ТРА-ТРА – мы сидели у костра

ТРА-ТРА-ТРА – мы поём с утра

ТРА-ТРА-ТРА – вот бежит моя сестра

ТРА-ТРА-ТРА – в детский сад идем с утра

ТРУ-ТРУ-ТРУ – мы замерзли на ветру

ТРУ-ТРУ-ТРУ – я морковку тру

ТРУ-ТРУ-ТРУ – встану поутру

ТРУ-ТРУ-ТРУ – пыль везде сотру

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – большие осетры

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – книга у моей сестры

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – у Вани две сестры

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – мы зажгли костры

ТРО-ТРО-ТРО – едем мы в метро

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – высокие заборы

АРЫ-АРЫ-АРЫ – мы включили фары

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – в банке помидоры

АРЫ-АРЫ-АРЫ – закипели самовары

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – мы повесим шторы

АРЫ-АРЫ-АРЫ – хорошие гитары

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – мы поедем в горы

УРЫ-УРЫ-УРЫ – петухи и куры

АР-АР-АР – мы купили самовар

ОР-ОР-ОР – красили забор

УР-УР-УР – мама кормит кур

ОР-ОР-ОР – я держу топор

АР-АР-АР – у Тамары шар

ОР-ОР-ОР – вот идет шофер

УР-УР-УР – мы тянули шнур

ОР-ОР-ОР – не берите мухомор

АР-АР-АР – вот летит комар

ОР-ОР-ОР – подметали коридор

ИР-ИР-ИР – папа пьет кефир

АР-АР-АР – над кастрюлей пар

УР-УР-УР – повесим абажур

ОР-ОР-ОР – у нас хороший хор

АР-АР-АР – мы видели пожар

ОР-ОР-ОР – птица села на забор

ИР-ИР-ИР – на столе кефир

ОР-ОР-ОР – едет дедушка Егор



Предварительный просмотр:

ЩА-ЩА-ЩА – мы купили леща

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем леща

ЩА-ЩА-ЩА – не поймает щука-хищница леща

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща

ЩУ-ЩУ-ЩУ – клещи я ищу

ЩУ-ЩУ-ЩУ – щуку я тащу

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я грибы в лесу ищу

ЩУ-ЩУ-ЩУ – в гуще щуку поищу

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – еще дай-ка щей

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – я пошёл гулять в плаще

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы купили плащи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – щиплем щавель мы на щи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ты нас мама не ищи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мама варит щи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ты, мышонок, не пищи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – в той реке живут лещи

АЩ-АЩ-АЩ – надень новый плащ

ОЩ-ОЩ-ОЩ – мама варит борщ

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в сеть попался лещ

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – у Кати новая вещь

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – лещ рыба, а не вещь

ЮЩ-ЮЩ-ЮЩ – я выращиваю плющ

ЯЩ-ЯЩ-ЯЩ – это хрящ

ЧИСТИМ ВЕЩИ

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – вычистим любую вещь

АЩ-АЩ-АЩ – станет чистым мамин плащ

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – ни соринки на плаще

ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – что почистить нам ещё?

ЩИ-ЩИ-ЩИ – вещь для чистки поищи

РЫБОЛОВ

ЩА-ЩА-ЩА – я тащу, тащу леща

ЩО-ЩО-ЩО – щуку я тащу ещё

ЩИ-ЩИ-ЩИ – не годится щука в щи

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тащу и не грущу

ПЛЮЩ

ЮЩ-ЮЩ-ЮЩ – вырос в доме длинный плющ

ЩА-ЩА-ЩА – много листьев у плюща

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – я забочусь о плюще

ЩУ-ЩУ-ЩУ – дам водичку я плющу

ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – завтра плющ полью ещё

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА

Дождь идёт — я без плаща,

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ

Нет дождя, а я в плаще.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ

Я тебя не отыщу,

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ

Ты иди, меня ищи!

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ

Вот теперь-то отыщу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка с играми по воспитанию правильной речи у детей 6-7 лет

Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения, так и для развития других компонентов речи.

1. «Скажи наоборот»

Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)

Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)

Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать)

2. «Кто что делает?»

Слова для определения действий: какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть и т. д.)

Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.)

3. «Кто больше?»

По очереди взрослый и ребёнок называют по одному предмету одежды или посуды, насекомых или животных, фрукты, овощи, растения, цветы, деревья (любые обобщающие понятия).

4. «Загадки»

Придумываем загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребёнок отгадывает, затем наоборот.

Например: дом охраняет, чужих кусает.

Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и взрослому, и ребёнку.

5. «Что я вижу»

Рассказываете друг другу, что Вы видите сейчас. Например: «Я вижу деревья, покрытые снегом».

«Я вижу, что по дороге едет легковой автомобиль». Главное, чтобы в предложении было несколько слов, а не одно.

6. «Чья мама?»

Взрослый называет животное, ребёнок должен назвать его детёныша или, наоборот, взрослый называет детёныша, а ребёнок должен назвать его маму.

Например: телёнок, ягнёнок, цыплёнок, бегемотик, попугайчик, воробьишка, поросёнок, лягушонок, жеребёнок …

7. «Кто где живёт?»

Взрослый называет животное, ребёнок должен сказать, где оно живёт.

Например: акула в море, щука - в реке, корова - в хлеву, верблюд - в пустыне, пингвин - Антарктиде, белый медведь на севере, лев в Африке и т. д.

8. «Слова-определения»

- О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковорода).

- круглый (шар, мяч, обруч….)

- круглое (колесо, зеркало….)

- красный (флаг, мяч….)

- красная (косынка, майка….)

- красное (знамя, яблоко….)

9. «Слова-наречия»

- Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно)

- Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)

- Как Вы играете в детском саду? (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,.)

10. «Родственные слова»

- Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, сыр?

- Какие клички можно придумать о лисе, что бы было понятно, что она рыжая? (рыжуля, рыжик, рыжулька, рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.)

- Как сказать о цыплёнке, чтобы понять, что он пушистый? (пушистик, мягкий)

Учитель-логопед: Головач Людмила Александровна



Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие речевого дыхания для детей младшего/среднего дошкольного возраста.

 «Самолётики»

Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.

Обоудование: игрушка (игровой персонаж) кусочки разноцветной бумаги на подносе.

Ход игры: Игрушка: Я прилетел(ла) к вам ребята на самолёте.Посмотрите, как много у меня тут самолётиков (показывает поднос). Давайте подуем на самолётики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.

«Сдуваем снежинки»

 Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Обоудование: бумажные снежинки или кусочки белой бумаги на подносе. 

Ход игры: Взрослый держит перед детьми поднос и предлагает устроить в комнате снегопад. Для этого нужно дружно подуть на снежинки. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на бумажки.

 «Птичка, лети!»

 Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Обоудование: бумажные птички на ниточке.

Ход игры: взрослый показывает детям птичку. Предлагает подуть на нее, чтобы птичка могла полететь и показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на птичку, а она «парит» в воздухе.

«Тёплое и холодное дыхание»

Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Ход игры: Воспитатель объясняет и показывает, как делать горячий и холодный воздух при выдохе: «Надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку – пойдет холодный воздух. А если еще раз набрать воздух и выдохнуть его с широко раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло». Несколько раз поторите упражнение с детьми.

«Мы подуем высоко…»

Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Ход игры: Дети выполняют игровые действия согласно словам стихотворения.

Мы подуем высоко, (дети поднимаются на носочки, руки на поясе и дуют)

Мы подуем низко, (приседают на корточки и дуют)

Мы подуем далеко, (встают, руки на пояс, дуют, сложив губы трубочкой,

                                    вытягивая голову вперед)

Мы подуем близко, (подносят ладонь к лицу и дуют на ладонь)

«Чей одуванчик раньше улетит?»

Цель: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ.

Ход игры: Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют, воспитатель предлагает сорвать по одному отцветшему одуванчику. Показывает, как подуть на цветок, чтобы полетели парашютики. Дети дуют на одуванчики так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки нужно за 3-4 раза.

«Пускание корабликов»

Цель: формирование умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука «ф» . Можно дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом плывет плавно. Воспитатель: «Но вот налетел порывистый ветер» - дети произносят звук «п» 2-3 раза на одном выдохе: п-п-п.

«Птицеферма»

Цель: развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Оборудование: игрушки: курица, цыпленок, петух, утка, гусь.

Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит звукоподражания 3-4 раза. Затем игрушки убирают. Воспитатель говорит детям: «вот мы пришли на ферму, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам…(показывает гуся) гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее воспитатель показывает последовательно остальные игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Сначала говорят все участники игры. Затем можно попросить 3-4 детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе (2-3, 3-4 звукоподражания).

«Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Ветерок»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

«Листопад»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!  Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

 «Снег идёт!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить её самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребёнку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно: «Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее». Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Песня ветра»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Катись, карандаш!»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

«Чей шарик дальше?» 

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик для пинг-понга.

Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. «Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!» Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

«Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар или вертушка.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребёнка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребёнку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед. Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

«Уточки»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть. «Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка». Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребёнку. Затем игра усложняется. «Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке». В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.

«Кто самый громкий?»

Цель: тренировка носового дыхания, смыкания губ.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая пальцем правой руки по правой ноздре. В результате этого получается длинный скандированный звук выдох. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря, а на выдохе похлопывается левая ноздря. Игра повторяется несколько раз. Каждый раз объявляется победитель – тот, кто произнес звук «ммм» правильно и громче всех.

«Булькание»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан или бутылочка с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребёнку и предложите подуть. «Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!» По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Расти, пена!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё. «Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть». После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

«День рождения»

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой. «У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи». Когда ребёнок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз. Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха. Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует. Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

«Перышко, лети!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость

для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них. «Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!» Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Милиционер»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свистки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров. «Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот Вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!» Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Подуй в дудочку!» 

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах; активизация губных мышц.

Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть. Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе. «Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!»  Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос. Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

«Музыкальный пузырёк»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).

Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру. «Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А ещё? Не знаете! Сейчас я Вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба». Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

«Надуй игрушку!»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков... Как же с ними играть? «Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!  Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней». Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован. На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребёнка не получается, не настаивайте.

«Бумажный флажок»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).

Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами). «Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!» Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...