картотека игр для детей с ТНР
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

 игры для детей с тяжелым нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Картотека дидактических игр для детей с тяжелым нарушением речи

Ачинск,2021г

Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речиречевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Солнечные зайчики

Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне,

Ну, лови, лови скорей,

Вот он светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.

Досказалка

Цельразвитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко - на плите сбежало моло. (ко).

Ща-ща-ща - зеленая ро. (ща).

Чу-чу-ну - педаль кру. (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит«Ло-», — вы досказываете«-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Общие слова

Цельразвитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…

2. Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

Цветные предложения

Цельразвитие восприятия, мышления и речи.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом, выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

Назови ласково

Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи.

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

Какая бывает собака?

ЦельРазвитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.

Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.

Кто больше?

Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.

Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)

Задание детям:

1. Кто больше перечислит свойства предмета.

2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.

(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

Шаги

Цель: расширять словарный запас, развивать речь.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы«Все круглое»«Все горячее»«Все мокрое»«Ласковые слова для мамы», и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Цель: продолжать знакомство с профессиями, развитие связной речи.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

1 вариант: Задаем вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариантВопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Путаница

Цельразвитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой -

У апельсина цвет. голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две. курицы.

Известно каждому ребенку -

Корова - мама …жеребёнка.

Отгадай слово

Цельразвитие внимания, логического мышления, развитие речи.

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу«Лоша…», а вы должны сказать«Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.

Лошадки и поезд

Цельразвитие артикуляционного аппарата, развитие внимания.

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила. «Когда скачут лошадки, то слышно«Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат«Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

Игра повторяется 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека "Рассказы о детях-героях ВОВ" (для детей старшего дошкольного возраста)

В картотеке собраны рассказы о детях-героях ВОВ из методического пособия Шорыгиной Т.А....