Консультация
консультация по коррекционной педагогике

Животенко Наталья Петровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz_na_konkurs.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Детский сад – территория равных возможностей»

Что такое детский сад? Многие, наверное, скажут, что детский сад – это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, в котором дети пребывают, пока родители находятся на работе.    Детский сад – это не просто присмотр, а ещё и очень интересный мир, созданный для маленьких человечков-наших детей.

Детский сад – это дом радости, здоровья, творчества, любви; это пространство возможностей для каждого ребёнка! Именно детский сад и педагоги стремятся к тому, чтоб каждый воспитанник смог открыть для себя этот многогранный мир, создать ту территорию счастья, психологического благополучия для всех детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

Категория детей с ограниченными результатами здоровья в дошкольном образовательном учреждении крайне неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой развития, дети,  сложную структуру дефекта и дети с множественными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольной организации  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Специальные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ включают в себя  реабилитационных услуги приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья актуальной является проблема разработки и использования инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей.

Учитывая данный фактор, специалисты коррекционного профиля (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) в своей профессиональной деятельности с данными категориями воспитанников помимо традиционных методов, активно внедряют  инновационные методики, новаторские идеи,  которые оказывают положительный эффект на динамику развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

К одной из инновационных технологий  работы педагога-психолога с детьми можно отнести комплект психолога: «Pertra». Данный комплект разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг и позволяет в увлекательной игровой форме развивать все психические процессы. Кроме того, эта методика хорошо зарекомендовала себя в специальной развивающей и коррекционной работе с детьми с нарушениями развития, обучения, детьми ОВЗ.

По компактности, многофункциональности, удобству хранения и эффективности использования на сегодняшний день комплект «Pertra» аналогов не имеет.

Данный комплект предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями-манипулятивами под руководством педагога-психолога, воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

Название комплекта происходит от совмещения начальных букв слов – perception (восприятие) – PER и – training (упражнение) – TRA.Дословно означает – тренировка восприятия.

Основная идея концепции Марианны Фростиг – движение и восприятие являются основными механизмами в развитии ребенка.

Комплект «Pertra» состоит из: наборов игровых средств 1-7(в чемоданах); досок-основ; мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы с наборами.

Все детали комплекта выполнены из экологически чистых материалов и окрашены гипоаллергенными красителями.

Система коррекционно- развивающих занятий с использованием игрового комплекта «Пертра» построена на основе своеобразия возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью развития познавательных процессов и предпосылок учебной деятельности. Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме.

        Учитель-дефектолог активно внедряет в коррекционный процесс нейропсихологические методики, направленные на развитие мозжечковой стимуляции, среди которых  эффективно зарекомендовала себя балансировочная доска Ф.Бильгоу.  Систематические упражнения да доске позволяют  значительно улучшить умственные и коммуникационные способности ребенка, укрепить здоровье, развить память и логическое мышление, речь.  Данный метод наиболее продуктивен при работе с детьми, страдающими синдромом гиперактивности, аутизмом, нарушениями моторики и координации движений, а также имеющими проблемы с обучением, коммуникацией и выражениями эмоции.

С каждым годом в образовательный процесс дошкольной организации  внедряется все больше компютерных технологий. Особое место   занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. В работе учителя-логопеда по данному направлению эффективно зарекомендовали себя   Бос-логопедический и Логомер.  

Бос-логопедический  применяется  при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.       Данная технология используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций.

Програмно-дидактический комплекс для учителя-логопеда и учителя-дефектолога  «Логомер-Мерсибо» являетяс дополнительным инструментом в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, а также с его помощью можно провести диагностическое обследование, элементы развивающих и коррекционных занятий.   

        Неотъемлемой частью коррекционного воздействия специалистов на психо-эмоциональное состояние   ребёнка  являются занятия в комнате сенсорной интеграции. Так, систематические занятия и упражнения с применением гамаков, центрифуг, качелей, сенсорных коконов, тонеллей, эластичных чулков для тела   оказывают положительное воздействие на установление контакта ребёнка со взрослым, снимают напряжение и тревогу у детей, позволяют детям более уверенно и комфорно чувствовать себя в незнакомой среде, а самое главное – через развитие сенсорики  мы даём ребёнку механизм познания мира. Наибольшую эффективность перечисленные средства оказывают на детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Особенно эффективно занятия по сенсорной интеграции  зарекомендовали себя в работе детьми, имеющими  расстройство аутистического спектра. Дети, страдающие аутизмом, часто бывают  слишком или недостаточно чувствительными, а также не умеют интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребёнка и оказании ему помощи  в реорганизации чувственной информации.

Таким образом, следует отметить, что грамотно подобранная   предметно-развивающая среда является доминирующем фактором  успешной коррекционно-развивающей работы и залогом положительной динамики в актуальном развитии детей с ОВЗ различных категорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....