Рабочая программа 2020/2021 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Соглаева Елена Александровна

В этом материале содержится: пояснительная записка, тематический план и другие разделы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2021.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Березка»

Согласовано                                                                         Утверждаю

Зам. директора по ВРР                                                        Директор СП ДДИ «Березка»

___________ Ю.Б. Грозина                                                  ____________ Гусаченко И.Н.

Рабочая программа

предпрофессионального развития

для детей с интеллектуальным недоразвитием

на 2020-2021 учебный год

(художественной направленности)

                                                                                                                         

                                                                                      Рассмотрено на заседании МО

                                                                                       Протокол № ___ от__________

                                                                                                       

                                                                                          Составил:

Инструктор по труду

Соглаева Е.А.

                                                                         

                                                                           

г. Сергиев Посад ,

2019

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Паспорт программы
  1. Область применения
  2. Цели и задачи
  3. Содержание программы
  4. Методы, приёмы и способы реализации
  5. Условия реализации

2.5.1 Материально – техническое обеспечение

2.5.2 Информационное обеспечение программы

        2.6 Тематический план и содержание работы

        2.7 Количество часов на реализацию программы

        2.8 Контроль результатов

1.Пояснительная записка

Одной из самых привлекательных, мотивированных сущностной потребностью ребенка, является элементарная трудовая деятельность. Будучи включенным в личную «программу развития» (Л.С. Выготский) самостоятельный труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формами познания, оказывая существенное влияние на развитие мышления ребенка (Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).

Возможности для интеллектуального развития ребенка, потенциально заложенные в данном виде детской деятельности, приобретают исключительное значение при его недостаточности. Коррекционной педагогикой накоплен значительный опыт умственного развития проблемного ребенка средствами трудового воспитания, важность которого очерчивалась, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к посильному труду, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни. Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, специалисты в области дефектологии создали и обосновали программы трудового обучения и воспитания, особое место в которых отводится формированию полноценной структуры трудовой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. (Л.С. Выготский) (А.П. Розова, Г М. Дульнев, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).

Вместе с тем решение проблемы умственного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием постоянно находится в центре внимания ученых. Благодаря специальным исследованиям в области мышления детей с умственной недостаточностью стало известно, что овладение первоначальными формами мышления происходит у этой категории детей весьма своеобразно и нуждается в систематическом коррекционно-развивающем воздействии (А.А. Катаева, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Г.В. Цикото). Наиболее эффективными средствами коррекции интеллектуальной сферы признаны различные виды детской деятельности, позволяющие ребенку создавать модель окружающего мира, осваивать все более сложные познавательные задачи внутри них (О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носков, Н.Д. Соколова, Н.В. Симонова), Несмотря на значительные сдвиги в умственном развитии в процессе коррекционного обучения, как отмечают исследователи, весьма существенные недостатки мышления оказываются трудно преодолимыми, решение обозначенной проблемы остается весьма актуальным.

В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, а также выполнять разнообразные бытовые действия.

Существует настоятельная необходимость активизации высшей нервной деятельности обучаемых детей. Это обусловливается тем, что выполняя на занятиях различного рода практические задания,  «особый ребёнок»  приобретает более глубокие и прочные знания по предмету.

В процессе выполнения заданий практического характера у таких детей развиваются и коррегируются: внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. Помимо этого, «особые дети» приучаются оперировать теоретической информацией, что, в конечном итоге, формирует у них умение самостоятельно принимать решения. Активное использование практических методов в процессе занятий придают им деятельностный характер, что обусловливает развитие и коррекцию личности «особого ребенка».

2.Паспорт программы

Принципы построения программы

При построении программы учитывались как общие принципы обучения:

- доступность;

- научность;

- систематичность;

- последовательность;

- принцип воспитывающего обучения и др.

Так и специфические;

-принцип развития и коррекции:

Тренировка зрительно - координационной ориентации:  

- развитие равновесия;

- свободы движений;

- снятие излишнего мышечного напряжения;

- улучшение координации движений;

- формирование  двигательных навыков и умений при работе с пластическими материалами;

 - совершенствование мелкой моторики рук при работе с кистью карандашом и др.;

- улучшение ориентировки в пространстве.

оздоровление психики:

- воспитание уверенности в своих силах;

- выдержки;

- волевых черт характера;

- помогает ребёнку почувствовать свой успех.

нормализация психических процессов и свойств:  

- памяти;

- внимания;

- мышления;

- регуляции процессов возбуждения и торможения.

развитие социальных навыков:  

- умение позитивного общения со сверстниками;

- жить и работать в коллективе.

Учёт принципа коррекции в трудовом обучении при построении программы  выражается в  том, что данная программа направлена на развитие у воспитанников обобщённых трудовых умений и на возбуждение стремления к сознательному овладению приёмами труда.

         

Развитие обобщённых трудовых умений

Такие умения, как ориентировка в здании, планирование и самоконтроль называют обобщёнными или общетрудовыми.

Их формирование происходит постепенно и систематически при частом повторении одних и тех же действий, использовании  прошлого опыта и знаний при выполнении новых  трудовых заданий, приучая воспитанников к самостоятельности.

Сознательное овладение приёмами труда

Овладение воспитанниками основными приёмами труда должно быть осознанным, а также способствовать более успешному применению их в других условиях.

        В темах программ указаны основные приёмы труда и операции, которыми воспитанники должны овладеть в процессе занятий.

Программа предусматривает обучение по трём категориям  воспитанников:

1 категория - воспитанники, проявляющие элементарный  интерес к труду, поддающиеся обучению, достигшие  определённого физиологического развития (малоразвитая мелкая моторика пальцев рук; достаточная для сидячей позы физическая сила; определённые возможности для ориентировки в пространстве и координации движений).

2 категория – воспитанники, обладающие  интересом к ручному труду, умеющие работать в коллективе, имеющие первоначальные навыки пользования ручными  инструментами, достигшие определённого физиологического развития (среднеразвитая мелкая моторика пальцев рук, достаточная для сидячей позы физическая сила, определённые  возможности для ориентировки в пространстве и координации движений).

3 категория – воспитанники,  имеющие устойчивый интерес к результатам работы и её качества; умеющие работать в коллективе, имеющие навыки пользования ручными инструментами, демонстрирующих  положительную тенденцию в овладении приёмами работы на каждом этапе творческого процесса ; проявляющие разумную инициативу.

Воспитанники условно делятся на три уровня:

          1 уровень - дети, которые в процессе обучения могут выполнять заданные действия только с помощью педагога.

          2 уровень - дети, которые в процессе обучения могут выполнять заданные действия частично с помощью педагога.

          3 уровень - дети, которые в процессе обучения могут выполнять заданные действия самостоятельно по показу педагога.

2.1 Область применения

        Трудовое воспитание является одним из основных, действенных средств физического, интеллектуального, эмоционального, и нравственного развития детей с выраженным умственным недоразвитием.

        Программа имеет коррекционную направленность.

        Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга, т. к. наши пальцы связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие детей. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Кроме этой практической стороны развития интеллекта и речи, декоративно – прикладное творчество даёт ребёнку возможность  почувствовать значимость своей деятельности.

       Актуальность программы также в изучении традиций русского народа и патриотического воспитания.

2.2. Цели и задачи

        Основной целью программы является формирование элементарных трудовых навыков и интереса к практической деятельности.

Для её достижения  необходимо:

1. Научить детей видеть в окружающем нас мире красоту и гармонию, что несомненно приносит в сознание человека радость и является важным фактором преодоления отрицательных проявлений неуравновешенной психики умственно отсталых детей и детей с ТМНР.

2. Научить детей с дефектами развития преодолевать страх неудачи и быть причастными к творчеству в познании окружающего нас мира.

3. Помочь осознать необходимость труда, усилий воли для блага своего развития, успешной социализации и самореализации.

4. Помочь осознанию взаимосвязи человека и окружающего его мира, а так – же ответственного отношения человека к его деятельности в экосистеме.

Задачи  трудового обучения:

- обучение доступным приёмам труда (лепка, аппликация, раскрашивание, рисование, плетение, вышивка, вязание, валяние, ткачество, простые швейные операции; изготовление различных поделок, в том числе каркасных конструкций), развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

- воспитание привычки к разнообразным видам труда;

- воспитание положительных качеств: опрятности, аккуратности, настойчивости, трудолюбия, организованности;

- развитие пространственных представлений, сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование основных представлений о цвете, форме и величине предметов;

- исправление недостатков познавательной деятельности.

Овладение воспитанниками основными доступными приёмами труда предполагает формирование эмоционально–положительного отношения к трудовой продуктивной деятельности и воспитание художественно-эстетического восприятия окружающего мира.  

2.3.Содержание программы

Рабочая программа по трудовому обучению состоит из разделов по изучению лепки, рисования, аппликации, плетения, вязания, ткачества и сооружения каркасных конструкций.  Эти виды деятельности нацелены на улучшение мелкой моторики рук, пальцев. Для привлечения внимания и мотивации детей к эффективному освоению учебного материала во время урока нужно использовать эмоциональный рассказ по теме урока, несущий полезную информацию и повышающий общую образованность детей.

Так с трудовыми навыками воспитанники получают, укрепляют знания:

- о  сезонных изменениях в природе и животном мире,

- о традициях нашего народа,

-  о социальных ролях человека и  профессиях,

     - о взаимосвязи окружающего мира и человека в экосистеме.

   С помощью трудового воспитания, как предмета наиболее доступного к освоению  в образовании «особых» детей, необходимо использовать возможность освещения метопредметных областей, характерных для гуманистической направленности образования.

Таких как: окружающий мир, обществознание, история, культура, математика и др.      

  2.4. Методы, приёмы и способы  реализации программы

Словесный метод:  

- объяснения,  (конструктивные и эмоционально насыщенные)

- вопросы (конкретные и понятные), побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.

- указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально)

Наглядно – зрительные:

- использование наглядных пособий;

- показ педагогом правильных движений;

- показ этих же движений детьми, которые хорошо усвоили это упражнение.

Тактильно – мышечные приёмы:

- индивидуальная помощь педагога для принятия правильной рабочей позы при выполнении различных операций;

- метод «рука в руке» при исполнении тех или иных движений или операций.

Практический метод или метод упражнений:

- дети с нарушениями требуют большого количества повторений при освоении какого либо движения или операции.

Способы.

1. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу и, лишь затем, части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

2. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно – отсталым детям.

3. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

4. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

5. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

6. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка.

7. Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях.

Организация обучения  «особого ребенка» должна носить творческий характер, под которым подразумевается включение заданий и упражнений, обеспечивающих развитие межанализаторных связей:

- использование индивидуально – соревновательного принципа, активации достижения желаемого результата;

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в занятие материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для «зарабатывания», а не получения оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- акцент на развитие самоконтроля при выполнении задания;

- призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

Формы работы:

- коллективная (работа в группах до 8 человек, в парах) и индивидуальная;

- экскурсии;

- выставки;

- мастер – классы (работа в группах до 20 человек).

2.5 Условия реализации программы

2.5.1. Материально-техническое обеспечение (оборудование, классы, кабинеты, мастерские)

 Кабинет труда:

     - столы (6 шт.)

     - стулья(14 шт.)

 Технические средства обучения:

- телевизор

- компьютер

 Оборудование, приспособления  и материалы:

- швейные машинки (челночные – 5 шт., оверлок – 1 шт.)

- утюг, гладильная доска

- пособия фанерные и картонные ручные для вышивки, ткачества, шнурования и плетения ( комплекты по 5 шт.)

- напольные регулируемые планшеты для плетения (2 шт.)

- навесные крючковые приспособления для вязания (2 шт.)

- Ножницы, крючки, проволока, пробойники, пассатижи, разные иглы,  пупырчатая плёнка, таз, мыло, деревянные заготовки под роспись, кисти, линейки, угольники, карандаши, краски, клей, фломастеры, трафареты, пластилин, глина, картон, цветная бумага, бумага для рисования, пряжа, нитки, ткани, ленты, тесьмы, бусины и др.

2.5.2. Информационное обеспечение (перечень учебных изданий, интернет ресурсов)

1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Берёзка», Сергиев Посад  2016 г.

2. Бгажнокова И. М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос», 2007 г.

3. Л.Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М. «Владос», 2009 г.

4. Интернет-ресурсы

2.6.Тематический план и содержание работы для 1 – 2 уровня

Наименование разделов и тем

Содержание работы

Объем часов

1

Изготовление поделок из природных материалов

-Изготовление фигурок животных: диких и домашних из шишек, желудей, ракушек, серёжек, семян, соломы и.

- Изготовление аппликаций из сушёных листьев, палочек, зёрен, соломы, пакли, круп и др.

-Изготовление поделок из глины и из солёного теста, раскрашивание высохших заготовок.

8

2

Шнуровка

-Шнурование на учебном пособии «кроссовки» разными способами по выбору.

-Шнурование орнамента по учебному пособию «коврик» с подбором цвета шнурков из выбранного комплекта.

-Шнурование на учебном пособии «картина» с подбором цвета и ширины шнурков соответственно выбранному рисунку.

5

3

Вышивка

Вышивка по пробитым отверстиям на учебном пособии пластиковой иглой:

- нитками, соответственно схеме, с подбором цветов;

- ниткой и бусинами;

- атласными лентами.

4

4

Бисероплетение

- Изготовление бахромы подвески.

- Приплетение основной части подвески.

- Продевание шнурка и закрепление подвески.

4

5

Плетение

- Заплетание косичек на учебном пособии «Алёнушка».

-Плетение коробочки из цветных бумажных полос.

4

6

 Мокрое валяние

- Выбор  цветов шерсти, отрывание  равных по виду комочков шерсти для симметричных деталей,  предварительное скатывание ладонями комочков шерсти и придание им нужной формы, смачивание их водой, скатывание мокрыми руками комочков поочерёдно для равномерного уменьшения, выкладывание для сушки. Повторение всего процесса валяния для всех отдельных деталей.

 -Сборка игрушки.

Закрепление мелких деталей и украшений.

6

7

Изготовленние ёлочных украшений

-Изготовление ёлочной игрушки из коробочки от киндер сюрприза, цветной бумаги, блёсток и др

-Прикрепление вешалки.

2

8

Выставка детских работ к Новому году и Рождеству

Подготовка и оформление выставки

1

9

Рисование

2

9.1

Раскрашивание

  Принятие правильного положения тела, руки и захвата  кисти, тренировка поглаживающих движений кистью; смачивание красок, капая в каждый цвет кисточкой, смоченной водой; набор краски на кисть; нанесение краски в контурах с помощью кисти;

3

9.2

Схематичное рисование (набросок)

Рисунок из сочетания простых форм и линий, нанесённых фломастером ( по показу учителя, с его помощью или «рука в руке») с элементами раскрашивания фломастерами или карандашами. Простые формы  (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); линии  (прямая, наклонная, дугообразная,  волнистая, зубчатая);

3

9.3

Сюжетное рисование (композиция)

Использование приёмов схематичного рисования для составления более сложного рисунка, в котором соединены разные предметы, животные, растения, природные объекты и др., объединённые одной темой. Раскрашивание более полное с помощью карандашей, фломастеров, красок.

4

10

Хохломская  роспись

Заливка фона, рисование орнамента из ягод и листочков, прорисовка жилок, стебельков, рамок.

6

11

3

12

Парикмахерская

Причёска для принцессы: закалывание волос заколками, заплетание кос, закрепление украшений.

5

13

Ткачество

Изготовление коврика в полоску на планшетах.

2

14

Рисование цветным песком

Выбор цвета картона, зарисовка картинки, заполнение жирной полосой силикатного клея, засыпание клеевых полей цветным песком (поэтапно), высушивание.

2

15

Роспись ЭБРУ

Разбрызгивание фона, его деформация с помощью приспособлений, нанесение рисунка  и перенесение его на поверхность бумаги.

1

Вязание

16

Выставка

Подготовка и оформление выставки

1

2.6.Тематический план и содержание работы для 3 уровня

Наименование разделов и тем

Содержание работы

Объем часов

1

 Мокрое валяние

- Выбор вида изделия,  выбор цветов шерсти, выкладывание на лекала заготовки из прядок шерсти послойно с одной и с другой стороны на пупырчатой плёнке; смачивание  заготовленной укладки через сеточку мыльным раствором, вспенивание, поглаживание для начала скрепления волокон, накрытие вторым слоем пупырчатой плёнки и сворачивание её в рулон, процесс валяния целостного изделия или отдельных деталей, разворачивание плёнки при уменьшении изделия  извлекаем лекало и потиранием выправляем сгибы как-бы заглаживаем их, выполаскивание мыла и просушивание изделия.

- Сборка изделия .

- Закрепление ручек, застёжек, украшений.

8

2

Кукла

Раскрой  частей  куклы, сшивание, выворачивание, наполнение синтепоном, формирование лица, наметка линии волос волос и сшивание ног и рук с туловищем. Раскрой одежды, сшивание одежды, пришивание головы.

14

3

 Вязание

 -Вязание браслета «цепочка» руками, вязание «цепочки» крючком.

-Ввязание круглого коврика.

- Обработка края одежды куклы кружевным вязанием.

-Вязание на крючковой панели лицевого и изнаночного полотна.

-Вязание спицами полотняным переплетением (чередование лицевых и изнаночных рядов). Связанное полотно используем для изготовления вьющихся волос куклы.

10

4

Вышивка

4.1

Вышивка орнаментов на одежде

Вышивание орнаментов для украшения одежды куклы: бисером и цветными нитками.

2

5

Выставка к Новому году и Рождеству

Оформление выставки работ воспитанников

1

4.2

Вышивка  на предметах быта

-Вышивание картины или салфетки, угла скатерти по выбору. Раскрой ткани с прибавкой, наметка первого слоя вышивки по трафарету, вышивка атласными лентами, наметка по трафарету второго слоя вышивки, вышивание, наметка следующих слоёв и их вышивка, закрепление элементов вышивки ниткой. Обработка изнанки подкладкой или закрепление в рамку.  

-Наметка рисунка. Изготовление ковровой иглой ворсовой вышивки (коврика). Закрепление протяжек с изнаночной стороны и обработка краёв изделия.

14

6

Хохломская роспись по дереву

Тренировочные занятия на бумаге и роспись на деревянных заготовках: заливка фона,  прорисовка ягод и цветов, прорисовка листиков, завитков и рамок. Покрытие лаком.

8

7

Плетение

Нарезание заготовок из пластмассовой тесьмы плетение донца, плетение стенок, завершение края вазы. Украшение нанесением тона и аппликацией.

6

8

Ткачество

Изготовление ковриков с геометрическим и растительным орнаментом на планшете

4

9

Выставка

Организация выставки работ воспитанников

1

  1. . Количество часов на реализацию программы: 68 часов.

2.8. Контроль  результатов

Результаты обучения 

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

Выставка готовых изделий

Контроль

Самоконтроль

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2020-2021 учебного года "Педагог дополнительного образования Хореограф"

Программа разработана хореографом: Жук.Е.С.Цели программыформирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являюще...

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Воспитательная работа...

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Рабочая  программа  разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад  №31»Программа направлена:-...

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Рабочая программа для средней группы на 2020-2021 учебный год...

рабочая программа 2020-2021 учебный год

рабочая программа на 2020-2021 учебный год Павлова И.Г....

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего развития  № 6 общеразвивающей направленности «Ромашка» на 2020-2021 учебный год,  разработана в соответствии с обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2020-2021 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД...