"Как мотивировать ребенка с РАС к занятиям?"
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Многие дети с РАС не усваивают информацию, так как происходит одновременная стимуляция нескольких сенсорных источников аудиального и визуального, когда нужно и слушать, и смотреть на собеседника. Это не позволяет аутичному ребенку сконцентрироваться на значимой информации и усвоить ее. Помимо этого, выполнение нескольких действий одновременно, также не под силу многим детям с аутизмом. Им сложно распределить свое внимание на несколько действий одновременно.
Необходимо помнить, что у аутичных детей есть несколько характерных черт, которые мешают им обучаться. Чаще всего данная проблема возникает из-за слишком маленькой мотивации к социальным поощрениям и отсутствии страха перед социальным неодобрением.
Например, если нормально развивающийся ребенок не будет разрисовывать обои, потому что мама его за это поругала, то аутичный ребенок может постоянно красить обои, несмотря на то, что мама будет его за это ругать.
Если говорить о том, как заинтересовать аутичного ребенка к занятиям, то, прежде всего, необходимо найти мотивацию для ребенка, то есть найти те стимулы, которые заинтересуют именно этого ребенка.
Социальные последствия (похвала, одобрение) не всегда мотивируют детей на занятия и достижение успеха. Соответственно, необходимо мотивировать чем-то другим. Если вы правильно определили, что его мотивирует, то это обязательно приведет к повышению внимания и хорошему сотрудничеству.
Следует изучить предпочтения ребенка, его мотивационную сферу (любимые игры, игрушки, и т. д) - мотивационные стимулы.
Мотивационный стимул – это стимул, который в данный момент нужен человеку, который он хочет получить сейчас.
Многие стратегии прикладного анализа поведения основаны на трех базовых принципах – принципе усиления поведения, принципе ослабления поведения и принципе гашения поведения. В вопросе мотивации следует опираться на принцип процессов усиления.
Эффективность "усилителя" определяется только его влиянием на поведение, а не тем, насколько сильна мотивация ребенка, чтобы получить этот усилитель. Однако чем больше у ребенка мотивации получить тот или иной стимул, тем больше потенциал этого стимула быть усилителем.
Итак, что можно сделать, чтобы мотивировать его к занятиям:
• Самая простая истина - ограничить доступ. Если вы решили, что определенные игрушки будут использоваться во время обучения как усилители - сделайте самое невероятное, спрячьте их подальше, и используйте только во время уроков. Если у ребенка появилась новая игрушка, к которой он испытывает большой интерес - подумайте, возможно, вы сможете ее использовать для поощрения какой-нибудь особо желательной реакции. Например, ребенок, который находится в процессе отучения от подгузников, но еще не научился самостоятельно пользоваться туалетом. Для такого случая - лучше не жалеть любимых предметов, а давать доступ к ним, только если ребенок делает то, что нужно (сидит спокойно на горшке и т. д.).
• Чем больше разнообразие - тем эффективнее обучение. Иногда происходит, что ребенок предпочитает только один, конкретный предмет, и никогда не выбирает другие. Частое использование одного и того же стимула приводит к уменьшению его "ценности", а следовательно, к тому что этот стимул перестает быть "усилителем". Поэтому, уменьшите использование этого стимула, и давайте ребенку выбор из других стимулов.
Если ребенок ничего не выбирает - выберите вы, вместо него, и постарайтесь заинтересовать ребенка этим предметом. Иногда дети просто не умеют использовать тот или иной предмет и заинтересоваться его использованием - и их нужно этому обучить.
• Использование поощрительных стимулов после каждой реакции. Как только ребенок выучил определенный навык - начинайте давать поощрения не каждый раз после правильной реакции, а через раз, или через несколько раз. Постепенное увеличение "требований" (то есть количества правильных реакций) до получения усилителя является одним из самых мощных инструментов, который усиливает желаемое поведение. Главное, чтобы увеличение происходило постепенно, а не скачками.
Существует ошибочное предположение, что дети с РАС будут участвовать в обучении только в обмен на поощрение (например, конфеты, напитки, игрушки). Существуют способы сделать сам учебный процесс поощрением для детей с РАС.
Запомним!
- Если ребенок любит поиграть в iPad, то именно iPad надо использовать в качестве поощрения.
- Если ребенку нравятся тактильные и сенсорные ощущения, то в качестве поощрения можно использовать, например, массаж или пощекотать его.
- Если ребенок плохо понимает речь, то желательно в процессе обучения стараться либо говорить ему очень понятно и доступно, либо объяснять ему на карточках.
Желаю удачи!
Ваш учитель – дефектолог
Михалева Маргарита Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как мотивировать ребенка?
Многие родители жалуются, что дети не хотят по утрам умываться, самостоятельно одеваться, помогать по дому, учиться и т.д. Почему? 1. Ребенку скучно.2. Ребенку лень.3. Ребенок не понимает смысла ...
Рекомендации для родителей «Шесть способов мотивировать ребенка».
Не смогла не предложить Вам прочитанную мною статью известного психолога…Несколько советов о том, как мы можем помочь своим детям почувствовать интерес к чему-либо, дает Алан Каздин (Ala...
Как мотивировать ребенка, чтобы включиться в деятельность
С помощью чего можно заинтересовать ребенка?...
«Как мотивировать ребенка выполнять работу по дому»
Мы много раз повторяем слова о взаимоуважении и демократии в отношения с детьми. Вопрос о домашних обязанностях очень логично вписывается в эти представления. Уже у совсем маленьких детей могут появля...
Как мотивировать ребенка серьезно заниматься чем-то серьезным
Принципы мотивации ребенка...
Как мотивировать ребенка выполнять работу по дому
Современные дети отличаются от предыдущего поколения детей, тем что они более проявляется больше агрессии, мало идут на контакт, не любят компромиссов, постоянно настаивая на своем показывая свое эгои...
"Как мотивировать ребенка выполнять работу на дому"
«Как мотивировать ребенка выполнять работу по до...