Подвижные игры для тревожных детей
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ в работе с тревожными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1«Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение детский сад «Самоцветы»

Подготовила воспитатель: Надырова Лилия Нигматулловна

        Подвижные игры для детей средней группы.

Как играть с тревожными  детьми.

На первых этапах работы, с тревожными  детьми, рекомендуем, подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую тревогу. Как показывает   многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более тревожным, но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно.  

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной тревоги, и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: “Обзывалки”, “Два барана”, “Толкалки”, “Жужа”, “Рубка дров”, “Да и нет”, “Тух-тиби-дух”, “Ворвись в круг”.

  Рекомендуем, педагогам включать тревожных  детей в совместные игры. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, тревожные  дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов,  тревожные  дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как “Головомяч”, “Камушек в ботинке”, “Давайте поздороваемся”, “Король”, “Ласковые лапки” и другие.

Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации, описание которых дается в главе “Как играть с тревожными детьми”.

Подвижные игры

1.“Обзывалки”

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Материалы: мяч.

Ход игры: Скажите детям следующее: “Ребята,  передавая  мяч по кругу, давайте  называть друг  друга разными необидными  словами (заранее  обговаривается условие, какими  обзывалками можно пользоваться). Это могут  быть  названия овощей, фруктов,  грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

2.“Два барана”

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Ход игры:Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.

3.“Доброе животное”

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры: Ведущий тихим таинственным голосом говорит:

“Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.

4.“Тух-тиби-дух”

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

5. “Попроси игрушку”

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Материалы: игрушка.

 Ход игры: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

6. “Попроси игрушку”

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

 Ход игры: Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: “Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?”, “Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

7. “Прогулка с компасом”

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Материалы: лента для глаз.

Ход игры: Группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туриста не может общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

8. “Зайчики”

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Ход игры:  Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”. Кроме упражнения “Зайчики” рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе “Как играть с тревожными детьми”.

9. “Я вижу...”

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

 Ход игры: Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: “ Я вижу...” Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : "Игры для тревожных детей"

Через игровые упражнения можно снизить у детей тревожность и повысить самооценку, создать атмосферу безопасности и доверия в группе, развить самостоятельность и уверенность в себе, обучить детей умени...

Игры для тревожных детей

Игры для тревожных детей...

Игры для тревожных детей

ИГРЫ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙУпражнения на релаксацию и дыхание...

Игры для тревожных детей

Консультация для родителей...

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми»

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми»...

Подвижные игры с тревожными детьми.

Подвижные игры с тревожными детьми. Упражнения на релаксацию и дыхание. «ДРАКА»Цель:Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.  «Вы с др...

Подвижные игры для тревожных детей

Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ в работе с тревожными детьми старшей группы...