Программа дополнительного образования с использованием мини-роботов Bee-bot «Умные пчелки»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гарнатка Анастасия Александровна

Программа дополнительного образования с использованием мини-роботов Bee-bot «Умные пчелки» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_robotehnika_umnye_pchelki.docx571.07 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион

Гарнатка Анастасия Александровна, воспитатель

C:\Users\Пользователь\Desktop\Безымянный.png

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

1.1. Цель  и задачи по реализации Программы

1.2. Методы оценки эффективности реализации программы

1.3.Принципы и подходы по реализации Программы

1.4.Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

5

7

8

10

14

17

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

19

19

 2.2. Формы, способы методы и средства реализации программы

19

 2.3. Тематическое планирование программы «УМНЫЕ ПЧЕЛКИ»

21

 2.4. Взаимодействие с семьей

28

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

30

3.1 Организационное обеспечение реализации программы 

30

3.2 Материально-техническое обеспечение программы

30

3.3 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды

30

3.4. Методическое обеспечение программы

36

Приложение 1

38

Приложение 2

40

Приложение 3

42

Приложение 4

44

Приложение 5

46


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

Программа дополнительного образования «Умные пчелки»

Территория

город Мегион

Учреждение-исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»

Юридический адрес

Учреждения

628681, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Мегион, улица Нефтяников 3/1

Электронная почта: umkamegion@mail. ru

Телефон

8 (34643)3-12-51

Разработчик

программы

 Воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 «Умка» Гарнатка Анастасия Александровна

Основание для разработки Программы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.N 1155.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Цели Программы

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee-bot».

Задачи Программы

Задачи программы

1.Развивать интерес дошкольников к программированию с мини-роботами «Bee-bot» и умения начального программирования.

2.Формировать представления о основах программирования средствами мини-роботов «Bee-bot» и опыт выполнения правил безопасной работы с ними.

3. Учить составлять схемы движения робота.

4.Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели деятельности.

Участники Программы

Воспитатель, родители и воспитанники 5 -7 лет.

Сроки реализации Программы

2 года

Ожидаемые конечные результаты Программы

результаты

У воспитанников будет проявляться познавательная активность в программировании с мини-роботами «Bee-bot»:

-сформирован интерес к программированию с мини-роботами «Bee-bot»;

-выработано умение составлять схемы движения робота, корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot»;

-способны к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои представления и умения;

-проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели деятельности с мини-робота «Bee-bot».


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря разработкам мини-роботов «Bee-bot» на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами элементарного программирования.

Формирование познавательной активности – одна из главных задач которая, стоит сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития познавательной активности, логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование роботехники и в детском саду, и в школе.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к робототехнике и первоначальным навыкам программирования. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Кроме того, актуальность по формированию основ программирования значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;

- поддерживают инициативу детей;

- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- формируют первоначальные навыки программирования;

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с познавательной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

- компенсирует отсутствие образовательной деятельности, направленной на формирования навыков начального программирования;

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных организаций поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира технического прогресса.

Данная программа направлена на знакомство с многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле, представления о человеке, его деятельности и рукотворном мире, на формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения, индуктивные и дедуктивные умозаключения позволяют развивать не только познавательную, но и речевую активность детей. Важно уже в дошкольном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности (В.В. Давыдов), учить ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая программы для робота «Bee-bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.

     В дальнейшем, учиться ему станет легче и интереснее, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение.

Актуальность программы заключается в следующем:

- процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность;

- востребованность развития широкого кругозора, у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

- деятельность, направленная на формирование умения начального программирования;

- необходимость положительного отношения детей к робототехники;

- программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.

Новизна программы: систематизирован и разработан новый практический материал по развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности средствами мини-роботов «Bee-bot».

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Ведущая цель Программы формирование познавательной активности для детей старшего дошкольного возраста средствами мини-роботов «Bee-bot».

Задачи Программы:

1.Развивать интерес дошкольников к программированию с мини-роботами «Bee-bot» и умения начального программирования.

2. Формировать представления о основах программирования средствами мини-роботов «Bee-bot» и опыт выполнения правил безопасной работы с ними.

3. Учить составлять схемы движения робота.

4.Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели деятельности.

1.2.МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовиков, Т.М. Землянухин, М.И. Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.

Для исследования развития познавательной активности нами были подобраны следующие диагностические материалы:

- методика «Сказка» Н.И. Ганошенко, B.C. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка;

- методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности;

-методики «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (B.C. Юркевич), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности;

- методика «Вопрошай-ка» (Н.Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач.

Задача исследования состоит в определении уровня сформированности познавательной активности 5-7 лет. Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделяем следующие компоненты и критерии:

- когнитивный компонент (представления и наличие познавательных вопросов);

- мотивационный компонент (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- волевой компонент (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический компонент (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательной активности дошкольников, так как, они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности, выделенных для данной возрастной категории.

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методологические подходы к формированию Программы:

Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода - создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:

- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника;

- организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;

- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;

- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

- задача педагога заключается в. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А Сластенин).

Личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагога видят свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми: любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии.

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.

Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность.

Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:

- Решать проблемы в сфере деятельности определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками.

- Объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;

- Ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;

- Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;

- Решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей;

Диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;

Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств;

Проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность ДОО по основным направлениям (которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка;

Программа основывается на принципах:

1)  Уважения к личности ребенка;

2)Построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)   Сотрудничества ДОО с семьей;

5) Формирования и поддержание познавательного интереса и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности;

6) Возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

7) Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

8) Вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

9) Обогащение (амплификация) детского развития;

10) Доступность изучаемого материала;

11) Систематичность, последовательность проведения занятий;

12) Эмоционально-насыщенная тематика занятий;

13) Проблемно-ситуативный характер заданий.

1.4. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Познавательная активность - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит определить уровень её развития. Для этого, во-первых, следует определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой деятельности.

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить  о её содержании, и о характере её организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по следующим показателям:

1. Внимание и особый интерес к предмету или явлению.

2. Эмоциональное отношение к предмету или явлению (удивление, недоумение, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этими предметами или явлениями).

3.Умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т.д.

4.Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы.

5. Умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их.

6. Умение выдвигать новую познавательную задачу.

7.Способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Уже по тому, как ребенок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить и о его готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к распознанию сути предмета или явления. Поэтому разные уровни самоорганизации активности можно увидеть в поведении ребенка в новой и трудной для него познавательной ситуации. Если, столкнувшись с трудностью, он прекращает собственную активность, обращается за помощью к взрослому и быстро теряет интерес к данному предмету или явлению, его самоорганизация слаба. Здесь поведение регулируют предметы, а не он сам. Самая высокая самоорганизация – это настойчивое, упорное стремление преодолеть трудность; поведение направляется собственным намерением. Такой уровень самостоятельности возникает при соответствующих условиях: необходимом объеме знаний об объекте, положительном эмоциональном отношении к нему, активной деятельности ребенка с этим объектом. На эти условия указывали в своих трудах Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Л.Ф. Захаревич, В.И. Логинова, Н.К. Постникова и др.

Что же определяет развитие познавательной активности?

Решающий фактор (тезис, сформулированный М.И. Лисиной), - это общение ребенка с взрослым человеком: педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

Условие развития познавательной активности, подъем её на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые значения, окрашенные яркими эмоциями.

В каждой группе можно выделить как минимум три подгруппы, отличающиеся уровнем познавательной активности: дети с высоким, средним и низким уровнем развития. Показателями для выделения данных подгрупп являются (по материалам Т.И. Бабаевой, Д. Годовиковой) такие качества, как самостоятельность, инициатива детей или склонность к подражанию, богатство или бедность фантазии, стремление к творчеству или тяготение к шаблону, активность или сниженность познавательных интересов, решительность, целеустремленность или неуверенность, слабость волевых усилий. Эти подгруппы отличаются особенностями познавательных процессов, отношением к деятельности, эмоционально-волевыми качествами, некоторыми характерологическими чертами.

Дети с высоким и нередко опережающим темпом и уровнем развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на занятиях, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, действия сопровождают комментариями, предположениями. При неудачах не опускают руки, не отказываются от задания, а вновь и вновь пытаются его завершить. Проявляют большой интерес к книге: рассматривают внимательно, пытаются связать изображаемое на картинках в целостный рассказ, нередко уже хорошо читают.

Дети, условно отнесенные ко второй группе (средний уровень развития), могут быть названы «хорошими исполнителями». Они неплохо справляются с заданиями на занятиях и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений воспитателя. Дети с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Однако затруднительными для данных детей являются новые ситуации, непривычные условия деятельности, необходимость проявить самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают, скованны, нерешительны, так как боятся сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам педагога. Даже небольшое порицание с его стороны или небольшая неудача выбивают их из колеи, и снижает активность.

Дети, условно отнесенные к третьей подгруппе, несколько отстают от сверстников в развитии и овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредоточиваться на задании. В работе учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками педагога. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Книгу они открывают на минутку и, пролистав, отодвигают. Очень быстро интерес к ситуации полностью исчезает. Такие дети часто копируют работу сверстника, механически повторяя его ошибки. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к организованной, целенаправленной деятельности.

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

У воспитанников будет проявляться познавательная активность в программировании с мини-роботами «Bee-bot»:

- сформирован интерес к программированию с мини-роботами «Bee-bot»;

- выработано умение составлять схемы движения робота, корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot»;

- способны к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои представления и умения;

- проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели деятельности с мини-робота «Bee-bot».


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ

Программа определяет содержание и организацию робототехники с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, представлено в пяти образовательных областях, с описанием вариативных форм, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) Характер взаимодействия с взрослыми;

3) Характер взаимодействия с другими детьми;

4) Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.2. ФОРМЫ, СПОСОБЫ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные формы и методы робототехники:

-программирование, творческие исследования, соревнования между группами;

-словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

-наглядный (показ, видео просмотр, работа по инструкции);

-практический (составление программ);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

Формы организации обучения дошкольников программированию

На занятиях используются основные виды программирования: по образцу, по наглядным схемам, по замыслу, по теме.

Программирование по образцу. Программирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности.

Программирование по наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в результате которой у детей формируется мышление и познавательные способности.

Программирование по замыслу. Данная форма позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Программирование по теме. Основная цель организации создание модели движения робота по заданной теме, возможно добавление условий прохождения маршрута , это позволяет актуализировать  и закрепить знания и умения.

Алгоритм организации совместной деятельности.

Обучение с использованием мини-робота «Bee-bot», состоит из 4 этапов:

Установление взаимосвязей

Программирование

Рефлексия

Развитие

Установление взаимосвязей.

При установлении взаимосвязей дети получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления. Каждая образовательная ситуация реализуемая на занятии проектируется на задании комплекта, к которому прилагаются развивающие коврики «Лес», «Город», «Геометрические фигуры». Использование ИКТ, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.

Программирование 

Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с мини-роботом «Bee-bot», базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание маршрута движения робота. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных маршрутов движения робота, или для создания своих собственных маршрутов программирования.

Рефлексия и развитие

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.

2.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «УМНЫЕ ПЧЕЛКИ»

Для реализации поставленных задач разработан и систематизирован цикл мероприятий, который построен с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.

Таблица1

Перспективный план работы с воспитанниками по развитию познавательной активности посредством мини-роботов «Bet-bot»  

Неделя

Тема

Задачи

Сроки

Диагностирование уровня познавательной активности детей от 5 до 7 лет

1.

Играй-отдыхай!

Цель: расширить представления детей об основах программирования через знакомство с мини роботом «Bee-bot».

1. Познакомить детей с мини роботом «Пчелка» и элементами ее управления.

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

3. Способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе.                 

Октябрь

30 мин

2.

Почемучки

Цель: расширить представления детей об основах программирования через знакомство с мини роботом «Bee-bot».

1.Продолжать знакомить детей с мини роботом «Bee-bot». И элементами ее управления.

2.Развивать познавательную активность детей, ориентировку, восприятие, цвета, формы, величины с использованием коврика «Геометрические фигуры».

3.Воспитывать толерантное отношение к ответам детей, чувство дружбы, взаимовыручки  

Октябрь

30 мин

3.

Путешествие в страну

спортландию

Цель: формировать представление детей, о видах спорта используя мини-робота «Bee-bot».

1.Формировать умения составлять несложные программы для мини-робота.

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины с использованием коврика «Геометрические фигуры».

3. Развивать коммуникативные навыки общения.

Октябрь

30 мин

4.

Путешествие по городу

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках средствами мини-робота «Bee- bot»

1. Формировать умения составлять несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков и коврика «Город».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку

3. Развивать коммуникативные навыки общения.

Октябрь

30 мин

5.

  На помощь к умной пчеле

Цель: побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений средствами мини-робота «Bee-bot».

1. Формировать умения составлять несложные программы для мини робота с использованием коврика «Дом умной пчелы».

2.Развивать        познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3.Воспитывать нравственные качества детей.

Ноябрь

30 мин

6.

Путешествие по стране сказок

Цель: совершенствовать умения детей в решении проблемных задач средствами мини-роботов «Bee-bot».

1. Систематизировать знания детей о сказках и сказочных персонажах. Формировать умения составлять программы для мини-робота к заданной сказке.

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе.

Ноябрь

30 мин

7.

Путешествие по лесу

Цель: побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе средствами мини-робота «Bee-bot».

1. Формировать умения составлять самостоятельно программы для мини-робота с использованием коврика «Лес».

2.Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины.

3.Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноябрь

30 мин

8.

Дорожная грамота

Цель: продолжать знакомить детей с дорожными знаками средствами мини-робота «Bee-bot».

1. Формировать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием дорожных знаков.

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3.Поощрять умение детей активно проявлять стремление к общению со сверстниками.

Ноябрь

30 мин

9.

Путешествие в страну загадок, чудес, открытий,

экспериментов

Цель: продолжать знакомить детей с обитателями морей и океанов средствами мини-робота «Bee-bot».

1. Формировать умения составлять программы для мини-робота к ответу заданной загадки.

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе.

Ноябрь

30 мин

10.

Водоем и его обитатели

Цель: продолжать знакомить детей с обитателями морей и океанов средствами мини-робота «Bee-bot».

1. Формировать умения составлять программы для мини робота с использованием коврика «Остров сокровищ».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3. Развивать коммуникативные навыки общения.

Декабрь

30 мин

11

Грамотный пешеход

Цель: расширить представления детей об основах программирования средствами мини робота «Bee-bot».

1. Формировать умения составлять программы для мини-робота с использованием дорожных знаков и коврика «Город».

2.Формировать умение читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними, развивать произвольное внимание, ориентировку на плоскости.

3.Продолжать развивать коммуникативные навыки общения.

Декабрь

30 мин

12

Единство и дружба народов

планеты

Цель: расширить представления детей об основах программирования средствами мини робота «Bee-bot».

1. Формировать умения составлять программы для мини-робота.

2.Продолжать развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3.Развивать коммуникативные навыки общения.

Декабрь

30 мин

13

Неделя игры

Цель: формировать представления детей об основах программирования средствами мини - робота «Bee-bot».

1.Развивать осознание себя субъектом деятельности, межполушарное взаимодействие и вестибюляторно-моторную активность.

2.Формировать умения составлять программы движения мини роботов.

3. Способствовать умению читать готовую схему и действовать в соответствии с ними.

4. Формировать графо - моторные умения (мелкие прицельные движения карандашом)

Декабрь

30 мин

14

Мир профессий

Цель: закреплять знания детей о профессиях средствами мини робота «Bee-bot».

1.Развивать межполушарное взаимодействие и вестибулярно-моторную активность кистей рук.

2.Способствовать умению читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними.

3.Формировать умение соблюдать правила.

Январь

30 мин

15

Лесная прогулка

Цель: формирование элементарных экологических знаний у детей средствами мини робота «Bee-bot».

1.Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам
2.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление
3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Январь

30 мин

16

Грибная полянка

Цель: формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе средствами мини робота «Bee-bot».

1.Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Лес».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3.Развивать коммуникативные навыки общения.

Январь

30 мин

17

Кто где живёт

Цель: формирование умения детей соотносить изображение животных, с его местом обитания правильно называя животное средствами мини робота «Bee-bot».

1.Закрепить названия диких животных и их детенышей.

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе.

Январь

30 мин

18

Накорми животное

Цель: закрепить знания детей об особенностях питания животных в природе средствами мини робота «Bee-bot».

1.Продолжать учить определять положение объекта на листе бумаги, с помощью простейшей системы координат используя коврик «Лес»

2. Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота 3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Февраль

30мин

19

Помоги пчелке найти дорогу к Винни-Пуху

Цель: развивать навыки ориентации средствами мини роботов «Bee- bot»

1.Продолжать учить определять положение объекта на листе бумаги.

2. Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота.

3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Февраль

30мин

20

Волшебные звуки

Цель: закреплять умения определять местоположение звука в слове.

1. Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, умения составлять программы для мини-робота.

2.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление

3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Февраль

30мин

21

Волшебные слоги

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов средствами мини роботов «Bee- bot».

1. Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, умения самостоятельно составлять программы для мини-робота

2.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление

3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Февраль

20-30мин

22

День Рождения Умной Пчелки

Цель: развивать самостоятельность средствами мини робота «Bee- bot».

1.Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.

3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микрогруппах, умение договариваться.

Март

30 мин

23

Волшебная палитра

Цель: формирование и закрепление представлений о смешивании цветов для получения нового цвета средствами мини робота «Bee-bot».

1.Формировать представления детей о получении нового цвета путём смешивания нового материала;

2. Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота.

3.Воспитывать самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, и умения работать в микрогруппе.

Март

30 мин

24

Угощение для пчёлки

Цель: формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе средствами мини робота «Bee-bot».

1. Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Лес».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку восприятие цвета, формы, величины

3.Поощрять умение детей активно проявлять стремление к общению со сверстниками.

Март

30 мин

25

Зоопарк

Цель: продолжать знакомить детей с многообразием животных разных континентов средствами мини робота «Bee-bot».

1. Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Животные».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку восприятие цвета, формы, величины

3. Развивать коммуникативные навыки общения

Март

30 мин

26

У бабушки в деревне

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания домашних животных средствами мини роботов «Bee-bot».

1.Совершенствовать умение моделировать предметно-пространственные отношения, умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Ферма».

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.

3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Апрель

30 мин

27

Путешествие в будущее на машине времени

Цель: обучение оперирования условными обозначениями средствами мини роботов «Bee-bot».

1.Совершентсвовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Город».

2.Способствовать умению читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними, произвольность внимания, ориентировке на плоскости.

3.Продолжать развивать коммуникативные навыки общения.

Апрель

30 мин

28

Космическое путешествие

Цель: продолжать знакомить детей с планетами солнечной системы через использование мини-робота «Bee-bot».

1. Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Космос».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку восприятие цвета, формы, величины.

3. Развивать коммуникативные навыки общения.

Апрель

30 мин

29

Лес - наше богатство

Цель: закрепление знаний детей о разнообразии растительного мира средствами мини роботов «Bee-bot».

1.Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Лес».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку.

3.Развивать коммуникативные навыки общения.

Апрель

30 мин

30

Помоги пчелке найти дорогу домой

Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров средствами мини роботов «Bee-bot».

1. Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота, определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат с использованием коврика «Геометрические фигуры».

2.Способствовать умению читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними, произвольность внимания, ориентировке на плоскости.

3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.         

Май

30 мин

31

Знатоки правил дорожного движения

Цель: продолжать знакомить детей с правила ПДД средствами мини-робота «Bee-bot».

1. Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Город».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку восприятие цвета, формы, величины.

3.Поощрять умение детей активно проявлять стремление к общению со сверстниками.

Май

30 мин

32

Фиксики в гостях у ребят

Цель: поддержать положительное отношение к робототехнике средствами мини роботов «Bee-bot».

1.  Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота.

2. Развивать познавательную активность детей, ориентировку, восприятие, цвета, формы, величины с использованием коврика «Сказочные герои».

3. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки.

Май

30 мин

33

Прощание с Умными пчелками

Цель: закрепить представления детей об основах программирования средствами мини-робота «Bee-bot».

 1.Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Лес».

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

3. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе.

Май

30 мин

  1. . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на совместную образовательную деятельность, подготовка фото-видео отчетов совместной и самостоятельной деятельности в детском саду, оформление буклетов. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне МАДОУ ДС №14 «Умка».

Интернет ресурсы: сайт МАДОУ ДС №14 «Умка», интернет ресурсы позволят расширить возможности коммуникации. Юные робототехники вместе с родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по программированию, расширяя робототехническое движение.

Для этого родителям будет предоставлена информация об интернет- ресурсах коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на веб - сайты они могут получить на сайте детского сада, это позволяет оперативно получить практическую информацию: где купить робота, с чего начинать программирование, какие компьютерные игры, существующие для детей наиболее полезны и. т.д.

Родители детей раннего дошкольного возраста - активные участники и помощники для своего ребенка. Вместе с детьми получают новые знания, открывают своего малыша, открывают и себя, свои таланты и творческие способности. Занятия с мини-роботом Bee-bot - богаты различными направлениями, а так же разнообразны по содержанию. Совместные занятия с мамой или папой это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть. 

Таблица2

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Месяц

1

Анкетирование родителей «Выявления уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Буклет «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования познавательной активности дошкольников»

Октябрь

2

Консультация для родителей «Развитие индивидуальных способностей и познавательной активности с помощью робототехники».

Вечер вопросов и ответов по организации образовательного процесса с использованием мини-роботов «Bee-bot».

Ноябрь

3

Наглядная информация «Программирование и образовательная робототехника ДО»

День открытых дверей «Центр робототехники в ДОУ «Умные пчелки»»

Декабрь

4

Наглядная информация «Развивающая роль робототехники в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Январь

5

Фотовыставка «Мы играем и развиваемся!»

Семинар-практикум «Развиваем предметно-пространственную ориентацию с использованием мини-роботов «Bee-bot»».

Февраль

6

Проведение круглого стола «Формы организации обучения основам программирования средствами мини-роботов «Bee-bot».

Март

7

Мастер-класс «Обучающие возможности мини роботов «Bee-bot». Творческие задания».

Апрель

8

Проведение квеста совместно с детьми «Помоги пчёлке найти клад».

Май


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с группой детей старшего дошкольного возраста. Предусмотренная программой деятельность может организовываться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из воспитанников 5-7 лет.

3.2. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Учебные пособия С.В. Вохринцевой по тематическому планированию «Окружающий мир».

2. Инновационные средства обучения - программированные мини роботы «Bee-bot».

3.Коврик «Ферма», «Город», «Лес», «Геометрические фигуры», «Сказка», «Космос».

5.Коврик с изображением улицы.

6.Самодельный коврик с многофункциональной основой.

7. Интерактивная доска.

8. Ноутбук.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Организация предметно-развивающей среды является непременным компонентом элементом для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер. Предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.

Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), мобильную среду и обеспечивать реализацию вариативной части основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности ребенка, с учетом его потенциальных возможностей, интересов и социальной ситуации развития.

Среда рассматривается:

  • с точки зрения психологии, как условие, процесс и результат саморазвития личности;
  • с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач образовательной программы МАДОУ ДС №14 «Умка» на этапе дошкольного детства (игровая, изобразительная, конструктивная, трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

В настоящее время в ФГОС ДО заявлено, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку интересов, способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Насыщение окружающей ребенка среды должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов ребенка младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как одного ребенка, так и детей группы. Поэтому предметно - развивающая должна приобрести характер интерактивности.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый - ребенок (дети); ребенок - ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) его дальнейшую перспективу. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Для этого игрушки и материалы должны иметь признаки интерактивности: они могут предполагать, как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны - по памяти и по аналогии, с внесением творческих изменений и дополнений. Поэтому при создании интерактивной предметной среды важными являются автодидактические игрушки и игровые пособия, направленные на развитие сенсомоторных координаций детей и формирование у них адекватных сенсорных эталонов и способов ориентировочных действий. С другой стороны, интерактивная игрушка, пособие и среда должны позволять себя менять, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности и исследовательской деятельности. Интерактивная среда, позволяющая наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы. Игровой, познавательный материал должен соответствовать востребованности ребенка играть как одному, так и в группе сверстников. Формированию социальных качеств: умение взаимодействовать с партнером, развитие чувства ровесничества, партнерства - способствует совместная деятельность, которая позволит переход от индивидуальных игр к совместным сюжетно-ролевым необходимым детям в дошкольном возрасте. Многие игрушки дают такую возможность как непосредственно (домики, сюжетные игрушки), так и опосредованно (отдельные детали легко могут использоваться в качестве предметов-заместителей). Таким образом, объединяются когнитивные и эмоциональные потенциалы интерактивной среды.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
  2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность её преобразования в целом.
  3. Доступность и разнообразие дидактических пособий (с возможностью развития познавательной активности ребенка).
  4. Наличие интерактивных пособий, сделанных педагогами и родителями.
  5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной.

Развивающая среда выстраивается на следующих принципах:

  • Насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;
  • Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • Полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; 
  • Вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
  • Доступность среды предполагает, доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
  • Учета полоролевой специфики - обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
  • Учета национально-культурных особенностей города, края.

Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.

В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса.

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Денисова Д.В., Дорожин Ю.П. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2.  Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.
  3. Звонкин А.К. Малыши и математика: домашний кружок для дошкольников. М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  4.  Федорова Н. Н., Макарова Т. А. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Научно-методический электронный журнал «Концепт».2017.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.  Словарь по педагогике. М.: ИКЦ МарТ , 2005. 448 с.
  6. Коростелёва Е.А. Логомиры: учебно-методическое пособие. М.: Хабаровск :МБОУ ЛИТ, 2013. 64 с.
  1. Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». М.: УЦ Перспектива, 2013.  224 с.
  4. Филиппов С.А., Робототехника для детей и родителей. М.: Санкт-   Петербург: Наука, 2010.  195 с.
  5. Программа курса «Образовательная робототехника». М.: Томск: Дельтаплан, 2012. 16с.
  6.  Интернет – ресурсы:

http://int-edu.ru

        http://7robots.com

http://www.spfam.ru/contacts.html 

http://robocraft.ru 

http://iclass.home-edu.ru/course/category

http://insiderobot.blogspot.ru

        https://sites.google.com/site/nxtwallet


ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ»

Цель: продолжать знакомить детей с многообразием животных разных континентов средствами мини-робота «Bee-bot».

Задачи:

1.Закрепить названия диких животных живущих на разных континентах нашей планеты («дикие животные», «животные жарких стран» и «животные Севера»). Упражнять в умении обобщать животных, птиц по существенным признакам, видеть сходство и различие между разными группами птиц и животных, знать повадки.

2.Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентацию.

3.Воспитывать положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе.

 Оборудование: комплект мини роботов «Bee-bot», развивающий коврик «Континенты», карточки с изображением животных, маски для роботов «Животные», маршрутные листы, карандаши.

Ход организованной образованной деятельности

Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом. Стоя в кругу, держась за руки, по очереди каждый ребенок тихо пожимает руку соседа и говорит слова приветствия «здравствуй, (называет имя, я рад (рада) тебя видеть!».

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо. Давай те прочитаем его? (Ответы детей)

В нашем городе решили открыть «Зоопарк», но не знают, каких животных можно туда заселит. Работники зоопарка просят вас о помощи. Мы поможем им?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? Каких животных можно там увидеть? (Ответы детей). Тогда отправляемся в путь.

Координация речи с движением: «Звери»

Это-лев. Он царь зверей

В мире нет его сильней

(Идем по кругу неторопливо, подняв голову)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(Пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон.

(Ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед - вправо,

вперед - влево)

Леопард так ловко скачет,

Словно наш любимый мячик.

(Поскоки на месте)

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(Бег по кругу поскоками)

Зебра головой качает

К себе в гости приглашает.

(Руки на поясе, наклоны головы вправо- влево)

Воспитатель: Вот мы и пришли. (Развивающий коврик «Континенты» с изображением животных).

Воспитатель: Посмотрите внимательно и назовите животных, живущих в жарких странах, на Севере и т. д. (Дети перечисляют всех животных, изображенных на картинках). Как вам кажется, удобно всем этим животным жить в одном доме? Не тесно ли им (ответы) Что нужно сделать (поселить травоядных животных отдельно от хищников).

- Я предлагаю вам выбрать изображение животного и помочь ему найти дорогу до зоопарка. (Дети выбирают животных с разных континентов)

Воспитатель предлагает детям маршрутный лист. Дети ищут на поле его место обитания и на маршрутном листе прокладывают путь движения робота.

Воспитатель: Что можно придумать, чтобы всем было понятно, в каком домике живут хищные животные, а в каком травоядные?

Дети предлагают условные обозначения хищных и травоядных животных, рисуют их и располагают в маршрутном листе.

Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

Дети программируют робота и отправляют его с отправной точки до зоопарка.

Воспитатель совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предположения

Воспитатель - Теперь в нашем городе дети смогут ходить в «Зоопарк» и познакомиться с его жителями.  Как вы думаете, удобно ли сейчас стало жить животным в зоопарке? Почему (ответы). Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим трудным делом! А ещё, я уверена, что вы все вырастите добрыми, умными и послушными людьми и никогда не будете обижать животных, а будете наоборот – беречь и охранять природу. Занятие окончено.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЛЕС НАШЕ БОГАТСТВО»

Цель: формировать представления детей об основах программирования, закрепить знания детей о разнообразии деревьев.

Задачи:

1.Совершенствовать умения составлять несложные программы для мини-робота с использованием коврика «Лес». Расширять представление о деревьях, их качествах, свойствах; закреплять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

2.Развивать познавательную активность и пространственную ориентировку средствами мини роботов «Bee-bot».

3.Сохдавать  положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе.

 Оборудование: мини роботы«Bee-bot», развивающий коврик «Лес», картинки с изображением деревьев (хвойных, лиственных), сушеные листья, гвоздь, чаша с водой, спилы деревьев.

Ход организованной образованной деятельности

Звучит аудио запись «Шум леса»

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку.  

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню земляникой,

Таню костяникой,

Машеньку- орешками,

Петю- сыроежками,

Катеньку- малинкою,

Васю- хворостинкой (Лес)

Дети: это лес.

Воспитатель: Ребята, вы любите гулять в лесу? Что вы видели в лесу? Какие деревья растут в лесу?

Воспитатель: Как вы думаете деревья живые или не живые?

Воспитатель: Правильно, они живые, потому что они растут, дышат. А какие бывают деревья?

Дети: лиственные и хвойные.

Воспитатель: правильно, а почему они так называются?

Дети: у лиственных деревьев есть листья, а у хвойных хвоинки.

Воспитатель: А без чего дерево не может жить? (Без корня).

-А зачем дереву корень?

- А что   есть ещё у дерева?

- Для чего нужны дереву ветки?

- Для чего нужна кора?

- Авы знаете, что находится под корой? (древесина)

Показ спила дерева

- Как вы думаете по коре можно определить возраст дерева? (ответы детей)

Проводим опыт «Тонет, не тонет» (с кубиком, гвоздём - кубик лёгкий гвоздь металлический тяжелый).

Воспитатель: А ещё в лесу живут дикие животные , и у них сегодня праздник. Они решили сделать красивую гирлянду из листьев деревьев, но у них только по одному листочку с дерева. Как помочь животным?

Воспитатель предлагает детям фишки разного цвета.

Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на коврике «Лес». Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины лист с дерева.

Дети берут лист с дерева, называют с какого дерева лист, находят дерево на игровом поле.

Дети самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе. Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников. Дети программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку, и запускает его до клетки с изображением этого дерева.

Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Молодцы, вы справились с этим заданием и помогли лесным жителям провести праздник! Что вам сегодня понравилось больше всего? (Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предложения). Деревья - это украшения нашей земли, я хочу вам подарить медали «Защитник леса», чтобы все знали, что вы никогда не причините вреда деревьям!


ПРИТЛОЖЕНИЕ 3

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «В ГОСТИ К ВИННИ-ПУХУ»

Цель: формировать представления об основах программирования , развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.

Задачи:

1.Совершенствовать умения составлять несложные программы для мини-робота с использованием коврика «Лес».

2. Формировать умение определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат.

3.Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Оборудование: мини роботы«Bee-bot», развивающий коврик «Лес», план схема, карандаши, десять стрелок из бумаги,

Ход организованной образованной деятельности

Звучит музыка «День рождение» исполнитель «Барбарики»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы встречаемся опять!

За руки сейчас возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся! (Берутся за руки, дарят друг другу улыбку)

 Воспитатель предлагает детям посмотреть видео открытку от Винни-Пуха (приглашение на День рождения)

Ответы детей, согласие отправиться на праздник.

Воспитатель: Подарок нужно ему приготовить. Что же нам ему подарить? (ответы детей)

Ну, конечно, подарим воздушные шарики! Только их нужно надуть.

Упражнение «Воздушный шар»)

Воспитатель (делаем активный вдох через нос, задерживаем на чуть дыхание и выдох через рот, вытягивая губы трубочкой, дети читают и сопровождают показом)

Мы надули шар воздушный,

Вот такой большой-большой,

(Прижимают ладони друг к другу и медленно

разводят руки в стороны)

Отпустили его в небо, (поднимают руку вверх)

Помахали вслед рукой. (прощально машут рукой)

Полетел воздушный шарик

Прямо в небо, к облакам, (качают руками над головой)

Но за сук он зацепился,

Лопнул, хлопнул - БАМ! (3раза хлопают в ладоши)

Ш-ш- ш…. (произносят с усилием звук «ш-ш-ш..», садятся на стульчики)

Воспитатель: Ну что ж, лопнули наши шарики? Кажется не все, у Маши вот какой шар большой остался, его Винни и подарим!

Ну, тогда отправляемся в путь! (звучит музыка)

 Воспитатель: Посмотрите на экран, кажется Винни - Пух прислал нам карту, как добраться до его домика, но каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте.

Воспитатель предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.

Дети объединяются в микро-группы и выбирают план - карту.

Педагог предлагает детям маршрутный лист.

Дети, ориентируясь по плану, дети прокладывают путь на маршрутном листе.

Воспитатель наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

Дети программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его.

Воспитатель совместно с детьми подводит итоги.

Просматриваем видео от Винни – Пуха «Как здорово, что вы пришли, я давно вас жду, ребята!

Дети: Мы тебя поздравляем с днем рождения! Шарик тебе большой дарим!

Воспитатель: Посмотрите, а Винни - Пух передал вам подарочки  (раздает детям). А теперь ребята давай те встанем в круг и попрощаемся

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы прощаемся опять,

За руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

И дружно вместе скажем: «До свидания!»


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТА

Уважаемые педагоги!

Познавательная активность является значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Нам необходимо знать Ваше мнение по формированию познавательной активности у детей и предлагаем ответить на некоторые вопросы.

1. В чём проявляется познавательная активность дошкольников?

просмотр телепередач
чтение детской энциклопедии
рассказы взрослых

разные источники_________________

2. Как Вы поддерживаете познавательный интерес дошкольников?

проявляю заинтересованность

оказываю эмоциональную поддержку, одобряю

сотрудничаю, объясняю

другие формы и методы_______________

3. Чем удивляет Вас Ваш ребёнок?

Любознательностью

Настойчивостью

Пассивностью

другое (что именно)_________________

4. Бывает ли так, что начатая в детском саду познавательная деятельность продолжается дома?

Часто

Редко

Никогда

5. Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?

Спокойно

Увлечённо

Равнодушно

Радостно

6. Что делается в семье для развития интересов ребёнка? __

7. Часто ли ребёнок задаёт вопросы?

8. Как Вы оцениваете уровень познавательной активности Вашего ребёнка?

Высокий

Средний

Низкий

9. Какая помощь Вам требуется по вопросам формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АНКЕТА

Уважаемые родители, просим Вас ответить на наши вопросы.

1. Как часто ребенок подолгу (полчаса-час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью?

А – постоянно

Б – иногда

В – очень редко

2.Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?
А – помучиться, но самому найти ответ

Б – когда как

В – получить готовый ответ от других
3. Просит ли ребенок почитать книги, дослушивает ли их до конца?
А – постоянно, слушает до конца

Б – иногда, не всегда слушает до конца

 В - редко 
4.Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением?
А – очень положительно

Б – когда как

В– скорее равнодушно

5.Часто ли ребенок задает вопросы?
А – часто

Б – иногда

В - редко
6.Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
А – да

 Б – не всегда

В – нет

7. Присутствуют ли в речи вопросы – цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно, третий), относящийся к одной теме?

А- да, бывают довольно часто

Б – когда как

 В – не наблюдалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ «СКОРО В ШКОЛУ»

Данная Рабочая программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской. Цель: оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обу...

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Лесное путешествие" с использованием мини - робота пчелки Би - бот с детьми средней группы.

Задачи: Образовательные:Обобщить полученные знания.Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 10; умение сравнивать фигуры по величине, ориентировываться во времени ...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидаактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Дикие животные"....

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Домашние животные" с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота " Умная пчелка" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Домашние животные...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Профессии"с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".

Представляю материал для совместной деятельности воспитатля и детей по теме "Профессии" с использованием программируемого робота "Пчелка". С помощью робота повышается познавательна...