«Игровые технологии в дошкольном образовании»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сапожникова Елена Николаевна

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.

Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_doshkolnom_obrazovanii.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в дошкольном образовании»

  1. Теоретические представления об игровых технологиях.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.

Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Функции игры:

  • развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • социализирующая: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

  1. знания методики игровой деятельности;
  2. профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
  3. учета возрастных и индивидуальных возможностей.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Главная цель игровых технологий – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Основные задачи игровых технологий:

  • Достижение высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка;
  • Активизация деятельности детей и повышение ее результативности. Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей:
  1. Концептуальная часть (научная база технологии, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент).
  2. Содержательная часть (общие, конкретные цели и содержание учебного материала).
  3. Процессуальная часть (совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика образовательного процесса).

Педагогическая технология должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  2. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  3. Эффективность – технология должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  4. Воспроизводимость – технология должна быть применима в других образовательных учреждениях.

Игровая технология, кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Концептуальные основы игровых технологий выражаются в следующем:

  • Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
  • Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  • Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  • В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

  • для освоения темы или содержания изучаемого материала
  • в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  1. Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  2. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  3. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  4. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Немаловажную функцию в ходе организации игровой деятельности выполняет воспитатель. В период проведения игры воспитателю необходимо в совершенстве владеть следующими коммуникативными операциями:

  • умением задавать неожиданные вопросы и делать вид, что эти вопросы звучат случайно;
  • подготовить предположительные ответы на случайные вопросы;

умением читать истинный смысл поведения детей по «лишним» движениям и жестам. Таким        образом,        рассмотрев        кратко        игровые        технологии        в        образовательно- воспитательном процессе ДОУ, можно сформулировать следующее:

  • результат игровой        деятельности        является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих;
  • в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка;
  • игра позволяет приобрести внутреннюю свободу;
  • соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в дошкольном образовании. Презентация

В презентации автор рассказывает о существующих в дошкольном образовании технологиях и подробно останавливается на игровых технологиях. Описываются различные виды игр, их значение и использование в об...

Консультация для родителей "Игровые технологии в дошкольном образовании"

Игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры....

Игровые технологии в дошкольном образовании. Особенности социализации дошкольников.

Работа содержит материал о структурных компанентах игровой деятельности дошкольников. Основные характеристики развития дошкольников....

«Игровые технологии в дошкольном образовании»

Консультация для воспитателей на тему "Игровые техгнологии в дошкольном образовании"...

КВЕСТ-ИГРА – НОВАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мир детства – самый лучший мир, Наивный, добрый и счастливый, Ребенок хочет быть большим, стремится жить во взрослом мире.Детство – это мир любопытнейших приключений, захватывающих путешес...

Консультация для родителей: "Игровые технологии в дошкольном образовании"

Консультация для родителей: "Игровые технологии в дошкольном образовании"...