Развитие сенсорных способностей через комплексные занятия
материал по коррекционной педагогике

Ларикова Татьяна Владимировна

Данный материал будет интересен воспитателям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebenka.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей через комплексные занятия

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.
Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении и полноценном восприятии ими окружающего мира.
Сенсорное развитие я провожу в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании, пении, наблюдении, на комплексных занятиях. Полученные представления о предметах и способах действий с ними закрепляются у ребенка, если он воспроизводит эти действия в игре. Поэтому особое место в комплексных занятиях я уделяю дидактическим играм, т.к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления с окружающим миром.


Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Например, при работе   над цветовосприятие   я учитываю то, что дети раннего возраста, как правило, связывают цвет с  образом  предмета: зелёный, как  трава, ёлочка; жёлтый  как солнышко, цветочек. Восприятие цвета может осуществляться только при  помощи  органов  зрения, то есть  цвет обязательно  нужно  увидеть. Поэтому первоначальным  этапом  моей  работы является  наблюдение. При наблюдении с детьми, показываю ребенку как обнаруживать сходство  или  различие  цветов. Во время  наблюдения  обогащаю  память  ребенка, активизирую  мыслительную деятельность, развиваю  речь. Для обеспечения  эстетического  восприятия  предметов, часто использую  стихи, малые формы  фольклора; рассматривание  иллюстраций, картин, фото. При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Колобок», «Башня из красных и зелёных кирпичиков». В задании «Колобок» ребенку предлагаю две полоски красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо было положить «колобки» на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».
Во втором задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня.
Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребенок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.
Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.
Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками».
На комплексных занятиях по ознакомлению с окружающим миром для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу;
- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
При проведении занятий по конструированию, лепке знакомлю детей с формой, учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов.   Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу типа: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце), побуждаю к составлению сравнений. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания на занятиях располагаю с постепенным усложнением.
При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. На ряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи. С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.
Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Вышеизложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.
Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», рисование или лепку плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» – это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура.
Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний   по этой проблеме в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия"

Доклад из опыта работы на методическом объединенияя педагогов "Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия"...

Консультация для воспитателей "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками"

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависи...

«Развитие сенсорных способностей через восприятие театрализованной деятельности в раннем возрасте»

В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие сенсорных способностей детей младшего возраста, а также представлены  самые распространенные виды театра....

Развитие сенсорных способностей через дидактические игры

Уважаемые родители, поговорим о значении сенсорного воспитания в раннем детстве. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности орг...

Статья на тему: «Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования в контексте ФГОС ДО»

       Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это раз...

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста»

Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей умение группировать предметы по трём призна...

«Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе...