Консультация для родителей. Дидактическая игра в жизни ребёнка для развития речи, памяти, мышления.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гусева Маргарита Павловна

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка...

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» А. Макаренко

Дошкольный возраст - особый этап для развития ребенка, т.к. происходит формирование основных психических  процессов  человека:

  • внимание, 
  • память,
  • мышление,
  • речь,
  • воображение,
  • восприятие.

Родители следят за развитием своих детей и хотят, чтобы их ребенок  вырос  не  только  здоровым,  но  и  умел  в  полном  объеме  производить умственные  действия,  а  основой  их  являются  нервно - психические  процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.

Для целостного развития   способствуют систематизированные и обобщенные знания. Важно, чтобы обучение происходило с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности.  Через  игру  ребенок  осваивает  окружающий  мир.  В обучении через игру не существует жестких  нормативов  для  каждой  игры,  например,  выполнить  данное  задание  с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз.

Целью является заинтересовать ребенка такой деятельностью. Каждый раз ребёнок делает пусть  маленький,  но  шаг  навстречу  знаниям,  а  это  и  есть  процесс развития.

Для успешной подготовки к обучению  в  школе  важны  основные  психические  процессы  (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему хочется заострить ваше внимание на этой проблеме.

Игра есть своеобразный ключ в руках родителей для воспитания и развития ребенка.

Проблема развития внимания - одна  из  актуальных  проблем  для  обучения детей:

Внимание - это форма  организации  познавательной  деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при  внимательном  восприятии,  отличаются  ясностью  и  отчетливостью.  При наличии  внимания  мыслительные  процессы  протекают  быстрее  и  правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует. Поиграйте с детьми в такие игры на развитие памяти:

«Что изменилось». Цель: развивать произвольное внимание. На стол ставится три - четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку  предлагают  рассмотреть  их  в  течение  10 - 15  секунд.  Затем  попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний». Цель: развивать концентрацию, распределение внимания. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например:  ложка,  вилка,  поварешка  и  книга).  Можно  заменить  карточкой  с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй». Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также вы можете дома заниматься с ребенком: - раскрашивать  по  образцу  (штриховка  в  определенном  направлении)  и рисование элементарных узоров по образцу:-выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу: - играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако, большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так. Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти. Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.

Предлагаю для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

«Картинки». Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную). Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1- 2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова». Цель: развитие слуховой памяти. Инструкция: - Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван.... Попросить  повторить  через  15 - 20  секунд.  Аналогично  можно  провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал

          - девочка плачет

          - папа читает

          - мама готовит

          - бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые  ему  называют,  дайте  ему  лист  бумаги  и  карандаш  и  предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

«Угадай, что я загадал?». Цель: развивать образную память, речь. Вы  описываете  любой  предмет  из  окружения  ребенка.  Задача  ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой  и  подлокотниками.  Что  это?  Затем  пусть  ребенок  загадает  вам  свой предмет. Также  вы  можете  использовать  для  развития  памяти  следующие  игры  и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»

- «Что изменилось?»; «Нарисуй такой же предмет»

- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек".


 


 


 


 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnyy_vozrast.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - особый этап для развития ребенка, т.к. происходит формирование основных психических  процессов  человека:

  • внимание,  
  • память,
  • мышление,
  • речь,
  • воображение,
  • восприятие.

Родители следят за развитием своих детей и хотят, чтобы их ребенок  вырос  не  только  здоровым,  но  и  умел  в  полном  объеме  производить умственные  действия,  а  основой  их  являются  нервно - психические  процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.

Для целостного развития   способствуют систематизированные и обобщенные знания. Важно, чтобы обучение происходило с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности.  Через  игру  ребенок  осваивает  окружающий  мир.  В обучении через игру не существует жестких  нормативов  для  каждой  игры,  например,  выполнить  данное  задание  с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз.

Целью является заинтересовать ребенка такой деятельностью. Каждый раз ребёнок делает пусть  маленький,  но  шаг  навстречу  знаниям,  а  это  и  есть  процесс развития.

Для успешной подготовки к обучению  в  школе  важны  основные  психические  процессы  (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему хочется заострить ваше внимание на этой проблеме.

Игра есть своеобразный ключ в руках родителей для воспитания и развития ребенка.

Проблема развития внимания - одна  из  актуальных  проблем  для  обучения детей:

Внимание - это форма  организации  познавательной  деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при  внимательном  восприятии,  отличаются  ясностью  и  отчетливостью.  При наличии  внимания  мыслительные  процессы  протекают  быстрее  и  правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует. Поиграйте с детьми в такие игры на развитие памяти:

«Что изменилось». Цель: развивать произвольное внимание. На стол ставится три - четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку  предлагают  рассмотреть  их  в  течение  10 - 15  секунд.  Затем  попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний». Цель: развивать концентрацию, распределение внимания. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например:  ложка,  вилка,  поварешка  и  книга).  Можно  заменить  карточкой  с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй». Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой). 

А также вы можете дома заниматься с ребенком: - раскрашивать  по  образцу  (штриховка  в  определенном  направлении)  и рисование элементарных узоров по образцу:-выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу: - играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако, большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так. Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти. Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.

Предлагаю для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

«Картинки». Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную). Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1- 2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова». Цель: развитие слуховой памяти. Инструкция: - Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван.... Попросить  повторить  через  15 - 20  секунд.  Аналогично  можно  провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал

          - девочка плачет

          - папа читает

          - мама готовит

          - бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые  ему  называют,  дайте  ему  лист  бумаги  и  карандаш  и  предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

«Угадай, что я загадал?». Цель: развивать образную память, речь. Вы  описываете  любой  предмет  из  окружения  ребенка.  Задача  ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой  и  подлокотниками.  Что  это?  Затем  пусть  ребенок  загадает  вам  свой предмет. Также  вы  можете  использовать  для  развития  памяти  следующие  игры  и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»

- «Что изменилось?»; «Нарисуй такой же предмет»

- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».

Таким  образом,  хочется  сказать, что  самое  главное  любые  игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой

требуют  особой  помощи  от  взрослых.  И  наша  задача  обеспечить  им  наиболее

полноценное развитие, как в детском саду, так и дома






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребёнка»...

Консультация для родителей: "Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи"

Дидактические игры являются мощным средством для развития речи....

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»...

Консультация для родителей "Дидактическая игра в жизни ребёнка"

Консультация для родителей "Дидактическая игра в жизни ребёнка"...