Консультация для родителей. Дидактическая игра в жизни ребёнка для развития речи, памяти, мышления.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка...
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» А. Макаренко
Дошкольный возраст - особый этап для развития ребенка, т.к. происходит формирование основных психических процессов человека:
- внимание,
- память,
- мышление,
- речь,
- воображение,
- восприятие.
Родители следят за развитием своих детей и хотят, чтобы их ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно - психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.
Для целостного развития способствуют систематизированные и обобщенные знания. Важно, чтобы обучение происходило с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. В обучении через игру не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз.
Целью является заинтересовать ребенка такой деятельностью. Каждый раз ребёнок делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Для успешной подготовки к обучению в школе важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему хочется заострить ваше внимание на этой проблеме.
Игра есть своеобразный ключ в руках родителей для воспитания и развития ребенка.
Проблема развития внимания - одна из актуальных проблем для обучения детей:
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует. Поиграйте с детьми в такие игры на развитие памяти:
«Что изменилось». Цель: развивать произвольное внимание. На стол ставится три - четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10 - 15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний». Цель: развивать концентрацию, распределение внимания. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй». Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
А также вы можете дома заниматься с ребенком: - раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:-выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу: - играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако, большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так. Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти. Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.
Предлагаю для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.
«Картинки». Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную). Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1- 2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова». Цель: развитие слуховой памяти. Инструкция: - Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван.... Попросить повторить через 15 - 20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
- мальчик устал
- девочка плачет
- папа читает
- мама готовит
- бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
«Угадай, что я загадал?». Цель: развивать образную память, речь. Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет. Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»
- «Что изменилось?»; «Нарисуй такой же предмет»
- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - особый этап для развития ребенка, т.к. происходит формирование основных психических процессов человека:
- внимание,
- память,
- мышление,
- речь,
- воображение,
- восприятие.
Родители следят за развитием своих детей и хотят, чтобы их ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно - психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.
Для целостного развития способствуют систематизированные и обобщенные знания. Важно, чтобы обучение происходило с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. В обучении через игру не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз.
Целью является заинтересовать ребенка такой деятельностью. Каждый раз ребёнок делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Для успешной подготовки к обучению в школе важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему хочется заострить ваше внимание на этой проблеме.
Игра есть своеобразный ключ в руках родителей для воспитания и развития ребенка.
Проблема развития внимания - одна из актуальных проблем для обучения детей:
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует. Поиграйте с детьми в такие игры на развитие памяти:
«Что изменилось». Цель: развивать произвольное внимание. На стол ставится три - четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10 - 15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний». Цель: развивать концентрацию, распределение внимания. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй». Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
А также вы можете дома заниматься с ребенком: - раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:-выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу: - играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако, большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так. Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти. Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.
Предлагаю для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.
«Картинки». Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную). Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1- 2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова». Цель: развитие слуховой памяти. Инструкция: - Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван.... Попросить повторить через 15 - 20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
- мальчик устал
- девочка плачет
- папа читает
- мама готовит
- бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
«Угадай, что я загадал?». Цель: развивать образную память, речь. Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет. Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»
- «Что изменилось?»; «Нарисуй такой же предмет»
- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».
Таким образом, хочется сказать, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой
требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее
полноценное развитие, как в детском саду, так и дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребёнка»
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребёнка»...
Консультация для родителей: "Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи"
Дидактические игры являются мощным средством для развития речи....
Консультация для родителей Тема: «Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления детей» Воспитатель Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей ...
Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"
Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...
Консультация для родителей: "Роль игры в жизни ребёнка. Играем? Играем!"
Роль игры в жизни ребёнка....
Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»
Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»...
Консультация для родителей "Дидактическая игра в жизни ребёнка"
Консультация для родителей "Дидактическая игра в жизни ребёнка"...