Моя педнаходка
консультация по коррекционной педагогике
Арт - терапия для педагогов
«Необычное в обычном»
(рисование пеной для бритья)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт - терапия для педагогов
«Необычное в обычном»
(рисование пеной для бритья)
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.
Задачи:
- Познакомить с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике;
- Рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития детей.
- Способствовать творческой самореализации педагогов.
- Создать психологически-комфортную обстановку.
1 этап:
Вступительное слово.
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У взрослых наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки, можно успешно использовать элементы арт-терапии. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, которые могут использоваться участниками образовательного процесса. Многие согласятся, что удивить современных дошколят в наше время довольно сложно. Как увлечь ребенка, чем заинтересовать? Нетрадиционные техники рисования как нельзя лучше помогут педагогам и родителям заинтересовать ребенка, оторвать его от компьютерных игр, организовать досуг, как в детском саду, так и дома.
Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает и увлекает не только детей, но и взрослых. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Предлагаю вашему вниманию свою педагогическую находку «Монотипия» или «Рисование на пене для бритья». Такая техника рисования вызовет у детей восторг, удивление и незабываемые впечатления от общения с вами. Кроме того, вы разовьете у ребенка фантазию и воображение, мелкую моторику рук, абстрактное мышление, сформируете умение передавать характерные особенности художественному. Попробуйте - и убедитесь сами!
Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.
Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
2 этап:
Материалы:
Пена для бритья
Краски (гуашь, акварель, пищевые красители, акриловые)
Вода
Бумага
Инструменты:
Плоская поверхность (доска для лепки, тарелка, поднос, плотный целлофановый пакет и др.)
Линейка
Кисть, стека, ложка, целлофановый пакет.
Ёмкость для смешивания материалов.
Монотипия — один из удивительных видов изобразительного искусства. Основателем данной техники считается итальянский художник и гравёр Джованни Кастильоне (17 век). Данной технике около 300 лет.
Слово «монотипия» происходит от двух греческих слов:
«моно» — один, «типос» — отпечаток.
Это такой вид арт-техники, при котором получается всего один уникальный отпечаток. Поверхности основы монотипии могут быть разные: бумага, целлофан, пластик, линолеум, стекло, вода и др. Отпечатывают монотипию обычно на бумагу, но можно и на ткань.
В данной технике я хочу рассказать 2 приёма работы, предварительная подготовка к которым одинакова.
А подготовка к работам состоит в том, что необходимо провести беседу на ту или иную тематику, упражнение на релаксацию. После этого преступить к рисованию
Практическая часть (алгоритм действий):
- На лист картона нанесём пену. Много не накладываем, достаточно слоя в 1—2 см.
- Теперь разровняем поверхность пены линейкой.
- Берём в руки кисточки.
-Нанесём цветную тушь в виде пятнышек, клякс, струек, и обратной стороной кисти водим по пене в хаотичном порядке
- Берём цвета, какие больше нравятся. Сразу представим себе, что это будет
- И вот начинается сама монотипия.
Это значит — уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём хорошую плотную бумагу, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.
- Снимаем верхний лист с пены. Берём линейку и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении.
Рисунок получается сухой и приятно пахнущий. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.
«Тюбик»:
Сначала необходимо смешать краску и пену для бритья
- «Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик).
- Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.
Рефлексия.
Заключение.
Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.
Изотерапию широко использую в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с особенными детьми. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
Поэтому изотерапия - это наиболее приемлемая форма психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей.
Такую технику можно использовать в период карантина, выкладывая задания на различных платформах, родители с детьми с удовольствием их выполняют и получают море положительных эмоций.
Надеюсь, что моя педагогическая находка поможет вам использовать в своей работе этот элемент арт-терапии для развития творческих способностей детей.
Творческих вам успехов!