Развиваем чувство времени у старших дошкольников
консультация по коррекционной педагогике

. У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучить в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-дефектолога для родителей

Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста

В ходе такой работы совершенствуется умение регулировать свою деятельность во времени. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, рационально использовать время, быть точным. Время регулирует жизнь и учебную деятельность школьника, начиная с 1 класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно - временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на уроки, начинать вовремя приготовление домашних заданий, всё успевать. Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребёнку школа, его надо готовить ещё в дошкольном возрасте. У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучить в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:C:\Users\Ученик\Pictures\Часы и дети.jpg

  • знание временных эталонов (обобщённое представление о них). Для того, чтобы ребёнок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами;
  • переживание – чувствование детьми длительности временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. В дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведённому на неё времени;
  • развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Организация работы следующая:

  • познакомить детей с длительностью 1, 3, 5, 10 минут, при этом использовать секундомер, песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов;
  • учить детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5, 10 минут), для чего необходимо учить измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать её темп.

Эту работу надо проводить по этапам.

На первом этапе учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание – сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по минутным песочным часам), этим обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки. Взрослый даёт оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

На втором этапе учить оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности.

На третьем этапе учить предварительно планировать объём деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объёма работы на данную длительность проводится с помощью песочных часов. На четвёртом этапе учить переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игра).

Литература:

Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М., 1983. Люблинская А.А. Ещё раз о преемственности в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание, 1982, № 8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Ее значимость заключается в нескольких моментах:- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориент...

"Развиваем чувство времени"

Материал для родителей и педагогов...

Конспект по ФЭМП Тема НОД: «Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. Развивать чувство времени».(Подготовительная группа.)

Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом.Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом....

Буклет Чувство юмора дошкольника Узнайте, почему важно развивать чувство юмора даже у дошкольника и какие веселые игры вам в этом помогут.

По поводу самой трактовки понятия «чувство юмора» у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признают, что чувство юмора включает в себя единство мотивации, смыслов, психологичес...

Консультация "Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста"...

Развиваем чувство времени у детей старшего дошкольного возраста

В ходе такой работы совершенствуется умение регулировать свою деятельность во времени. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, р...