Репрезентативные системы восприятия дошкольника
консультация по коррекционной педагогике
Репрезентативная система - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.
Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reprezentativnye_sistemy_vospriyatiya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Репрезентативные системы восприятия дошкольника
Репрезентативная система - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.
Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.
Различают следующие основные репрезентативные системы (РС) человека:
- визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
- аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховой канал информации;
- кинестетическая — опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) - то, что он чувствует. Эти особенности влияют на поведение ребенка и даже на восприятие окружающего мира.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ВИЗУАЛИСТ:
- ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам;
- он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов;
- быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован;
- легче приобретает навыки путем наблюдения;
- его результаты будут лучше, если с ним заниматься индивидуально, чем при работе в группе.
ЕСЛИ РЕБЕНОК АУДИАЛИСТ:
- он познает окружающий мир через звуки;
- любой активности он предпочитает разговор, может беседовать даже сам с собой - это нормально;
- вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете;
- для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.
ЕСЛИ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК:
- для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь;
- у него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив;
- лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности;
- чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.
В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Дети-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Если ребенок - визуалист, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок - визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.
Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиалист не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш».
Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Педагогу, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на занятии, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.
Следует также помнить, что «чистые» аудиалисты, кинестетики и визуалисты встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов. Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других.
Подготовил педагог-психолог Филиппова И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников
Знание, что такое репрезентативная система, дает большие возможности в совместной деятельности с детьми, а также при общении с любым собеседником....
Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении
Приложение к консультации в виде презентации - к сожалению, 7 слайдов пришлось удалить из-за размера, непринимаемого при загрузке....
РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
Мы с вами воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологи доказали, что для каждого конкретного человека ведущим обычно оказывается какой-то один из этих информац...
Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника
Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника...
Консультация психолога "Репрезентативные системы восприятия дошкольников"
В консультации полно и доступно изложены основные типы репрезентативных систем дошкольников и рекомендации по развитию, воспитанию и пониманию детей. Рекоендовано психологам ДОУ в работе с педаг...
Консультация "Репрезентативная система человека"
Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуника...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет при организации комфортной педагогической среды»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет при организации комфортной педагогической среды»Цель: повышение профессиональной комп...