Репрезентативные системы восприятия дошкольника
консультация по коррекционной педагогике

Репрезентативная система - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.

Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reprezentativnye_sistemy_vospriyatiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Репрезентативные системы восприятия дошкольника

Репрезентативная система - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.

Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.

Различают следующие основные репрезентативные системы (РС) человека:

Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) - то, что он чувствует. Эти особенности влияют на поведение ребенка и даже на восприятие окружающего мира.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВИЗУАЛИСТ:

  • ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам;
  • он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов;
  • быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован;
  • легче приобретает навыки путем наблюдения;
  • его результаты будут лучше, если с ним заниматься индивидуально, чем при работе в группе.

ЕСЛИ РЕБЕНОК АУДИАЛИСТ:

  • он познает окружающий мир через звуки;
  • любой активности он предпочитает разговор, может беседовать даже сам с собой - это нормально;
  • вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете;
  • для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

ЕСЛИ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК:

  • для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь;
  • у него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив;
  • лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности;
  • чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Дети-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Если ребенок - визуалист, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок - визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиалист не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш».

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Педагогу, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на занятии, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.

Следует также помнить, что «чистые» аудиалисты, кинестетики и визуалисты встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов. Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других.

Подготовил педагог-психолог Филиппова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников

Знание, что такое репрезентативная система,  дает большие возможности в совместной деятельности с детьми, а также при общении с любым собеседником....

Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении

Приложение к  консультации в виде презентации - к сожалению, 7  слайдов  пришлось  удалить  из-за  размера, непринимаемого  при  загрузке....

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Мы с вами воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологи доказали, что для каждого конкретного человека ведущим обычно оказывается какой-то один из этих информац...

Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника

Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника...

Консультация психолога "Репрезентативные системы восприятия дошкольников"

В консультации полно и доступно изложены основные  типы репрезентативных систем дошкольников и рекомендации по развитию, воспитанию и пониманию детей. Рекоендовано психологам ДОУ в работе с педаг...

Консультация "Репрезентативная система человека"

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуника...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет при организации комфортной педагогической среды»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет   при организации комфортной педагогической среды»Цель: повышение профессиональной комп...