Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье раскрываются методы и приемы на занятиях по рисованю с натуры для детей с амблиопией и косоглазием в дошкольном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием
Выполнила: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Конникова Яна Алексеевна
Формирование действительных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с амблиопией и косоглазием в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности.
Применяя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, тифлопедагог одновременно решает задачи коррекции зрительного дефекта, учит детей пользоваться остаточным зрением, формирует компенсаторные навыки ориентировки за счет сохранных анализаторов, речи и мышления.
Одно из работающих средств развития дошкольника с нарушением зрения – изобразительная деятельность, т.к. в данном процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления.
Важное значение для коррекционной работы в детских садах с детьми, имеющими нарушения зрения, представляют занятия по обучению детей рисованию с натуры.
Просматривая детские работы по рисованию с натуры и по представлению, можно заметить, что рисунки с натуры намного точнее и конкретнее, чем работы, выполненные по представлению. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рисование с натуры дает больше эффективности по развитию зрительного восприятия, а также способствует преодолению недостатков зрительной ориентации у детей с амблиопией и косоглазием.
Однако до настоящего времени вопросы организации занятий по рисованию с натуры в детских садах для слепых и слабовидящих детей остаются недостаточно разработанными. Это говорит о том, что трудности, которые тифлопедагог испытывает при организации таких занятий, не позволяет им четко осознавать роль и значение этих занятий для развития детей.
Вместе с тем занятия по рисованию с натуры дают возможность решать ряд важных коррекционных задач
-коррекции зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса;
-наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, коррекции образа предметов;
-усиления и активизации полисенсорного восприятия при анализе предмета;
-конкретизации и активизации речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в ходе которого осуществляется обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение и конкретизация образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, тифлопедагог учит детей различию и сравнению объектов и их изображений, анализу особенностей строения предметов и построения изображений. К примеру, дидактические игры с использованием натуральных предметов "Найди нужное дерево по листочку", "Подбери подходящий наряд для куклы", сюжетно-ролевые игры "Продуктовый магазин", "Магазин игрушек", "Цветочный магазин". А также дидактические игры и упражнения, в которых дошкольники учатся сличать реальные предметы с их цветными, силуэтными, контурными изображениями). При этом важно предусмотреть индивидуальный уровень различных навыков и состояния зрения каждого ребёнка, имеющего нарушение зрения (амблиопия и косоглазие). При низкой остроте зрения и отсутствия навыков восприятия изображений, следует начинать работу со сличения предмета с его цветным изображением, затем лучше перейти к сличению предмета с силуэтным изображением и наконец, с контурным изображением. В данной работе используются игры "Найди такой же предмет", "Наложи предмет на его изображение", "Найди различия", "Составь изображение из нескольких частей" (цветных, силуэтных, контурных).
Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется такая работа, как обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей дошкольного возраста следует игровыми приёмами: кто быстрее обведёт по контуру, кто первее заштрихует изображение, у кого правильнее и так далее. Начиная работу к обучению детей с амблиопией и косоглазием рисованию с натуры, тифлопедагог обязан помнить, что ребенок с нарушением зрения не умеет пользоваться своим неполноценным зрением. Поэтому для правильного овладения слабовидящими детьми следует применять обводку по контуру, силуэту, трафарету, и, при этом включать в данное занятие детей можно игровыми приёмами "Кто первее обведёт по контуру изображение", "Кто больше заштрихует данных изображений".
Начиная обучение дошкольников с нарушениями зрения рисованию с натуры, тифлопедагог не должен забывать о том, что подбирая нужные приёмы и методы, нужно правильно определить доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей.
У слабовидящих детей изображения формы, цвета, объёма и пространственного расположения предметов возникают сложности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. А также, характерны большие трудности в овладении способами и навыками изображения, чему способствовали нарушения зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем над движениями собственных рук.
Существует определённая зависимость качества и результата детских рисунков от уровня сформированности навыков обследования. Поэтому важно создать эти условия. При обучении рисованию с натуры следует использовать натуральные предметы, которые даются индивидуально каждому ребёнку, что позволяет всестороннее и более точно их им обследовать. Выбирая предметы для изображения, тифлопедагог должен учитывать принципы постепенного усложнения формы и строения натуральных предметов.
При усвоении представлений о конкретном предмете важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения, цветовом окрасе натуральных предметов.
Каждому дошкольнику с нарушениями зрения предлагается для изображения предметы аналогичной формы, к примеру, первому ребенку мяч, второму - яблоко, следующему - шар и т.д. На следующем занятии для понимания разнообразия округлых форм на основе сформированных эталонных представлений следует дать всем детям рисовать мяч, но у каждого оно может различаться по форме, окраске, размером. Делается это для того, чтобы дети с амблиопией и косоглазием имели возможность не только справиться с посильным заданием, но и получить более обобщённые понятия о форме и других признаках предметов одного вида.
Большое затруднение возникает у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных признаков предмета на плоскость листа. Многое зависит от организации занятия по рисованию. Одним из работающих средств понимания плоскостного отображения пространства является применение индивидуальных мелков (карандашей) и предметных изображений. Дети по заданному образцу, по словесной инструкции тифлопедагога, по наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие композиции.
После всего того, как дети овладеют приёмами работы на фланелеграфе, им предлагается изобразить натюрморт в рисунке, в таком виде, каким они его выполнили на фланелеграфе.
Срисовывание по трафарету, обводка по контуру предметов используется не всегда. По мере овладения навыками изображения дети с нарушениями зрения сами стремятся к самостоятельному рисованию. Но на первом этапе применения трафаретов является для детей с нарушением зрения эффективным средством обучения рисованию, овладения пространством листа бумаги.
Важным является то, что доделывание работы до итогового результата. Неуверенность детей в своих силах, возможностях при рисовании встречается у данных детей довольно часто, так как плохое зрение создаёт для них определенные трудности. Всё это удерживает их довести до конца начатую работу, а иногда и то, что он вообще отказывается от рисования.
Рисование для слабовидящих детей сложная и кропотливая работа, и ребенку необходимо на неё намного больше времени, чем ребёнку не имеющего нарушения зрения. Именно поэтому для него приобретают такое важное значение положительные результаты работы и одобрение тифлопедагога. Занятия по рисованию с натуры содержат большие коррекционные возможности для развития цветовосприятия. Дошкольники учатся в видении, различии, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму.
Анализ детских работ следует начинать с учёта зрительных возможностей детей и сходства рисунка с натуральным объектом. Правильнее использовать тифлопедагогу дидактические игры и упражнения такого типа, как "Найди предмет по заданному наброску", "Найди с какого места и кто нарисовал данный рисунок", "Найди предмет по цвету данного изображения". Для детей данные приёмы позволяют максимально активизировать зрительное восприятие, совершенствовать умение анализировать, выделять похожие и различительные признаки в предметах и их изображениях. Такой вид анализа детских работ учит и самих дошкольников с нарушениями зрения правильно оценивать собственные рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Рекомендации для воспитателей для организации работы по закреплению изучаемой лексической темы во время прогулки....
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Рекомендации для воспитателей по закреплению лексической темы во время проведения прогулки...
Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада "Желтые одуванчики на лужайке" (Рисование ватными палочками)
Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада «Жёлтые одуванчики на лужайке» (Рисование ватными палочками)...
Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада. Нетрадиционная техника рисования «Весёлый лягушонок».
Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада. Нетрадиционная техника рисования «Весёлый лягушонок»....