Картотека игр песочной терапии для детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике

Воробьева Наталья Леонидовна

Картотека игр направленная на осущствление  коррекционной работы на основе использования элементов песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_peska.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

коррекционной работы на основе использования

элементов песочной терапии.

  1. Ориентировочный

Цель - создание положительного эмоционального фона, исследование внутреннего мира ребенка, содействие ему в сознании своего места в семейной системе.

  1. Этап прикосновений и игр на поверхности песка

 Цель – развитие умений выражать свои чувства и эмоции адекватно приемлемыми способами, принимать нормы и правила поведения; формирование адекватной привязанности к матери.

  1. Завершающий

 Цель – гармонизация эмоционального состояния ребенка, формирование и развитие коммуникативных навыков.

  1. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель:

установление контакта между педагогом – психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона.

Инструкция:

Положи свои ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой?(сухой, шершавый, мягкий..).

Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками.

Возьмем песок крепко – крепко в руки, потихоньку отпустим его.

А теперь давай закопаем друг другу ладошки.

(Сначала выполняет педагог-психолог, затем ребенок).

  1. Упражнение «Прятки»

Цель: 

развитие тактильного восприятия, отреагирование эмоционального состояния, выстраивание взаимодействия с ребенком, исследование его внутреннего мира.

Инструкция.

Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Педагог-психолог отворачивается. Затем ребенок просит его отыскать спрятанную фигуру. Все спрятанные фигуры должны быть найдены – это способствует формированию границ и принятию правил.

  1. Упражнение «Обратные прятки»

Цель: 

развитие тактильного восприятия, отреагирование эмоционального состояния, выстраивание взаимодействия с ребенком, исследование его внутреннего мира.

Инструкция.

Педагог-психолог предлагает ребенку выбрать из коллекции фигурки, символизирующих членов семьи, после чего прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем ему предлагается отыскать фигурки, рассказать о них или придумать историю.

Примечание. Во время рассказывания истории педагог-психолог может сделать вывод о том, как выстраиваются взаимоотношения в семье, какие существуют семейные ценности.

  1. Упражнение «Чаепитие»

Цель:

проигрывание семейных ролей, внутрисемейного взаимодействия, достижение осознания ребенком своего места в семье, формирование умения обозначить свои чувства.

Инструкция. 

Ребенку предлагается осмотреться и накрыть стол для чаепития. Для этого он может выбрать посуду, муляжи фруктов и сладостей, которые ему понравились. Затем предлагается выбрать из имеющихся мелких игрушек те, что символизируют членов его семьи, посадить рядом с чашечками и покормить.

В процессе игры, ребенку задаются вопросы о том, что чувсвует каждый персонаж. Если он затрудняется ответить, то педагог – психолог оказывает помощь, обозначая  существующие эмоции. В последствии эта игра может быть использована неоднократно.

  1. Упражнение «Следопыт»

Цель: осознание ребенком своих действий. Актуализация познавательной активности, развития воображения.

Инструкция.

Песок предварительно следует слегка намочить. Сначала ребенку предлагается с помощью специальных массажных мячиков нарисовать на нем различные узоры и следы. Затем задача усложняется – надо придумать, кто еще может оставить следы на песке (зайчик, кошечка, и т.д.). Как правило, в процессе игры ребенок начинает искать таких животных на полках с игрушками и приносить их в песочницу.

В конце занятия педагог – психолог вместе с ребенком моет и убирает на место все игрушки. Таким образом, у него формируется представление о логическом завершении занятий, а также продолжается работа по усвоению и принятию правил.

 

  1. Упражнение «Мое настроение».

Цель:

снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона, развитие мелкой моторики рук, умение обозначать свои эмоции.

Инструкция:

 Используется песочница с подсветкой. Педагог- психолог рисует на песке улыбающиеся лицо и сообщает о том, что у него сегодня веселое настроение. Затем он просит ребенка нарисовать то, чувствует он. В результате не только видит свое настроение, но и как оно подсвечивается разными цветами. Далее педагог – психолог рассказывает сказку, направленную на формирование адекватной привязанности к матери, а также на работу с беспокойством при вхождении в детский коллектив, развитие самостоятельности.

  1. Упражнение «Мое любимое место»

Цель:

развитие самостоятельности, осознание ребенком своей роли в семье, своих чувств, развитие умения выражать их словами.

Инструкция:

 Педагог-психолог просит ребенка построить место, в котором он себя чувствует спокойно и хорошо, посмотреть внимательно на миниатюрные игрушки, выбрать необходимые и расположить в песочнице,  придумать название своей композиции. Каждый ребенок строит что-то свое: ферму, дачу, парк и др. Он управляет игрушками, расставляя их меняя место расположение, достраивая и улучшая картину, если это необходимо.

Примерные вопросы:

*Кем бы здесь хотел быть ты?

*Что ты сейчас чувствуешь?

*Кто из знакомых, друзей здесь присутствует?

  1. Упражнение «Отдых»

(продолжение упражнения «Мое любимое место»)

Цель: 

развитие саморегуляции, осознание и раскрытие личностных ресурсов (навыков и способностей), формирование чувства защищенности.

Инструкция:

 Работа продолжается с картиной, поостренной в ходе упражнения «Мое любимое место». Педагог-психолог, выстраивая взаимодействие с ребенком, меняет направленность работы.

Примерные вопросы:

*Как животные набирают силу?

*Что им  в этом помогает?

*Как они взаимодействуют друг с другом?

  1. Упражнение «Веселые рисунки»

Цель: 

гармонизация эмоционального состояния, развитие умения самостоятельно делать выбор и принимать «эмоциональные границы», тактильная стимуляция.

Инструкция:

 Заранее включена песочница с подсветкой. В ней педагог-психолог рисует солнышко и облака. Затем предлагает ребенку дорисовать в это картине, сто ему захочется: травку, деревья, любое животное и т.п. по завершении он просит ребенка ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что у нас получилось?». В дальнейшем участники занятия меняются местами: ребенок сначала рисует картину, а педагог- психолог ее дорисовывает. Таким образом ребенок настраивается на процесс сотрудничества.

10.Упражнение «Детский сад»

Цель:

снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, выработка адаптационных способностей, построение коммуникативного взаимодействия со сверстниками.

Инструкция:

Ребенку предлагается на песке построить настоящий детский сад, используя любые фигурки. Среди них его просят выбрать те, что символизируют воспитателя и родителя. Далее разыгрываются ситуации из жизни. Также часть песочницы засаживается деревьями – участок прогулок на свежем воздухе. Далее ребенку предлагается показать, как он проводит время в деском саду, - постепенно подобный опыт проживания станет использоваться им в реальной жизни.

  1.  Упражнение «Песочные статуэтки»

Цель:

 стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения, упорядочивание переживаний.

Инструкция: 

Ребенку предлагается с помощью игрушечных формочек сделать песочные статуэтки. Формочки могут быть любые: в виде рыбки, собачки, кошки и др. Также можно использовать стаканчики для построения пирамидок.

Выполняя это упражнение,  ребенок успокаивается, расслабляется и с веселым настроением уходит с занятия.  

 

  1. Упражнение «Песчаный пляж»

Цель: развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения.

Инструкция: Психолог предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок... Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко... Над тобой голубое небо, теплое солнце... Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело... (пауза - поглаживание ребенка). Гладят... (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах... Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок - он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок... Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии!

  1. Упражнение «Фотография»

Цель: 

развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.

Форма проведения: групповая, в парах.

Инструкция:

Дети делятся на пары. Психолог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет, сделать «фотографию», а затем обсудить, насколько удачным получилось изображение, при необходимости внести изменения

  1. Упражнение «Рукавички»

(модификация методики ГА. Цукерман)

Цель:

формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать; формирование навыка взаимопомощи.

Форма проведения: групповая, в парах.

Инструкция:

Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.

  1. Упражнение «Цветочки»

Цель: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков.

Форма проведения: групповая.

Инструкция:

С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сядет пчелка на цветы –

Мы рисуем, водишь ты!

Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.

  1. Упражнение «Серийное рисование»

(недирективный подход, модификация методики К.Г. Юнга)

Цель: коррекция эмоциональных, личностных и поведенческих нарушений; реабилитация после психотравмирующего события.

Инструкция: Серийное рисование предполагает проведение еженедельных (можно и чаще) индивидуальных встреч с ребенком в течение 20-25 минут. Психолог просит его нарисовать песком на световом столе все, что он захочет. Во время рисования психолог занимает позицию наблюдателя и вступает в разговор только по инициативе ребенка. В конце каждого занятия психолог спрашивает:

Это изображение какой-то ситуации?

Ты можешь рассказать мне, что происходит на твоем рисунке?
У этого рисунка есть название?

Какие события предшествовали этому изображению? Что произойдет потом?

Комментарий. Вопросы нужно задавать в конце занятия, чтобы не прерывать творческую деятельность ребенка. В этом процессе заключается больше, нежели просто занятие рисованием, поскольку создается возможность для психологического преодоления ребенком некоторых внутренних проблем и конфликтов.

  1. Упражнение «Сказочная страна»

Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Инструкция: 

Психолог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна, какие существа ее населяют; какой у них характер; что они умеют делать; откуда пришли в эту страну;

в каких взаимоотношениях находятся межу собой; всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше; что можно изменить; какие события будут происходить в этой стране; что жители будут делать дальше; есть ли название у получившегося рисунка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию упражнения для игр с песком с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны как педагогом – психологам, так и воспитателям, работающих с детьм...

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель: Анисимова Жанна СергеевнаКартотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возрастаПредлагаю вашему вниманию упражнения...

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста

 Предлагаю вашему вниманию упражнения для игр с песком с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны как педагогам–психологам, так и воспитателям, работаю...

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста

    Предлагаю вашему вниманию упражнения для игр с песком с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны как педагогом – психологам, так и воспитателям, ра...

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию упражнения для игр с песком с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны как педагогом – психологам, так и воспитателям, работающих с детьм...

Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию упражнения для игр с песком с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны как педагогом – психологам, так и воспитателям, работающих с детьм...