Взаимодействие педагогов с тревожными детьми
материал по коррекционной педагогике

Татьяна Александровна Мутик

Рекомендации педагогам по взаимодействию с тревожными детьми, с примерами групповых игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_trevozhnost.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, а также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на занятиях.

Рекомендации педагогам:

1.Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2.Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3.Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз.Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).  Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

4.Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.

5.Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

6.Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

7.Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников.

8.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

9.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

Как играть с тревожными детьми

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими

правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала

ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам

захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость

выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от

встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки,

карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл

неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с

ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных

упражнений, например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Штанга”, “Винт”,

“Водопад” и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие:

“Подарок под елкой”, “Драка”, “Сосулька”, “Шалтай-Болтай”, “Танцующие руки”.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно

комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе

работы будут полезны игры “Дракон”, “Слепой танец”, “Насос и мяч”, “Головомяч”, “Гусеница”,

“Бумажные мячики”.

Игры “Зайки и слоны”, “Волшебный стул” и др., способствующие повышению самооценки, можно

проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило,сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л.

Подвижные игры

Упражнения на релаксацию и дыхание

“Драка”

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. “Вы с другом поссорились. Вот-вот

начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в

кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а

может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

“Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает

инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух,

поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы

надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как

увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте

осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить3 раза.

“Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

•“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте

поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

“Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном

подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох.

Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо!

Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

“Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко

вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе

попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный

оркестр!”

“Штанга” Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами.

Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на

вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните.”.

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А

теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу,

зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте

штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все

хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

“Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для

малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю

первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую —

уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”

“Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он

называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

“Винт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем

поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за

корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы

“Слепой танец”

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

“Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется

“зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под

легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку”.

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки.

Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок

отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а

двигаясь по помещению.

Игры, направленные на формирование у детей чувства

доверия и уверенности в себе

“Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения

всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

“Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение “живой гусеницы”.

“Смена ритмов” (программа “Сообщество”)

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное

напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и

громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе

хлопая в ладоши, хором считают : раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и

дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

“Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению

самооценки. “Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала

мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает?

Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать

маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что

делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А

что делают зайки, если видят волка?...” Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. “А

теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно,

размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они

боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите,

как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... ” Дети в течение нескольких минут

изображают бесстрашного слона.После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилосьбыть и почему.

“Волшебный стул” (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между

детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени.

Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение,

что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть

обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Игры за партами

Дыхательные упражнения (“Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Воздушный шарик”, “Подарок под елкой”, “Драка”) можно проводить на перемене, а также за партами во время урока или занятия в детском саду.

“Театр масок” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

“Ребята! Мы с вами посетим “Театр Масок”. Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая

Баба Яга”. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображаютБабу Ягу. “Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни “Ворона и Лисица”) в тот момент, когда она сжимает в клюве

сыр”. Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. “Внимание!

Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”. Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. “Замрите! Спасибо!А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы!

Замечательно! Хорошо потрудились!” Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могутпохвалить особо тревожных детей, например так: “Все работали хорошо, особенно страшной была маска Bumu, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Информационный семинар "Работа педагога с тревожными детьми"

Информационный семинар "Работа педагога с тревожными детьми" содержит в себе мини лекцию по проблеме работы педагога с детьми имеющими сложности социальной адаптации, а также рекомендации по использов...

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» (в 3-х частях)

Семинар -практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» состоит из 3 частей.  Разработан на основе:1.    Бреслав Г.Э. Психологическая кор...

семинар на тему: "Взаимодействие взрослых с тревожными детьми через театрализованную деятельность"

По нашим наблюдениям к нам в группу приходит очень много тревожных детей и у все это проявляется в разных сферах деятельности....

Взаимодействие взрослых с тревожными детьми.

По результатам диагностических данных количество тревожных детей с каждым годом увеличивается. Проблема актуальна и требует большой практической работы. Каковы же алгоритмы взаимодействия с тревожными...

Семинар-практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Но только последовательное следование устан...