О ПЕРИОДАХ ВЗРОСЛЕНИЯ НЕЗРЯЧИХ И ЗРЯЧИХ МАЛЫШЕЙ
статья по коррекционной педагогике

Конникова Яна Алексеевна

В данной статье рассказывается о периодвх взросления незрячих и зрячих малышей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_periodah_vzrosleniya_nezryachih_i_zryachih_malyshey.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРИОДАХ  ВЗРОСЛЕНИЯ  НЕЗРЯЧИХ  И  ЗРЯЧИХ  МАЛЫШЕЙ

Успешность психического развития детей в раннем и дошкольном детстве, становление компенсаторных процессов у незрячих и слабовидящих малышей во многом зависит от востребованности в жизнедеятельности ребенка психомоторных образований. Сущность этих психических образований проявляется в единстве органов чувств, обеспечивающим освоение пространства, деятельностное взаимодействие человека со средой, самовыражение. К психомоторным психическим  образованиям относят: двигательные способности, мелкую моторику и речедвигательные умения, координированность, ощущение «схемы тела», зрительно-моторную координацию у зрячих и слухо-моторную координацию у незрячих и др. Развитие психомоторных  психических образований начинается с момента первого контакта ребенка с предметным миром и в дальнейшем обуславливается его предметными действиями и деятельностью.

В таких занятиях детей, часто на взгляд взрослых длительно не оправданных, как  игры с песком, плескание в воде, прыжки, приседания, кружение на одном месте, драки понарошку и так далее, ребенок постоянно получает новые телесно пространственные  ощущения, в результате чего не только формируется и совершенствуются ощущения «схемы тела», развивается его моторика, движения становятся более координированными, но и вырабатываются сенсорно-перцептивные потребности, потребности получать чувственную информацию о предметном мире и впечатления от взаимодействия с ним.

Развитие психомоторики ребенка выступает неотъемлемой частью становления его личности. Это обусловлено ее ролью в развитии способностей к пространственному анализу и синтезу, в развитии речи, в своевременном овладении малышом двигательными умениями, а, самое главное, в том, что психомоторное развитие как структурный компонент личностного развития  лежит в основе возникновения потребности в активности по отношению к внешнему миру.

Целенаправленное развитие психомоторики у незрячих и слабовидящих детей выступает одной из центральных задач их воспитания. Это связано с тем, что развитие, совершенствование психомоторных образований у детей с сенсорной недостаточностью, обусловленной нарушением  или отсутствием зрения, лежит в основе естественного и актуального для них полимодального характера отражения окружающей действительности, успешного развития навыков пространственной ориентировки, а самое главное в формировании таких качеств личности как активность и самостоятельность, которые, в свою очередь, выступают мощными компенсаторными процессами при слепоте.

Большая роль в развитии психомоторных образований у детей с глубокими нарушениями зрения отводится семье, тому, как родители принимают ребенка и имеющийся дефект зрения, какого стиля воспитания они придерживаются. При гиперопеке взрослыми ребенка с тяжелым нарушением зрения с самого раннего детства малыш, как правило, лишен возможности проявлять инициативу в освоении пространства, так как его чрезмерно оберегают от опасностей, в освоении действий с предметным миром, так как  взрослые оберегают от трудностей. К вынужденной психомоторной пассивности слепого или слабовидящего малыша приводит и другой негативный стиль воспитания – гипоопека. Родители, не веря  в потенциальные возможности ребенка с глубоким нарушением зрения, занимают пассивную позицию относительно обучения малыша всему тому, чему он может научиться как любой ребенок. Характерным  для таких детей выступает то, что в часы бодрствования  они, как правило,  сидят на полу или, по мнению родителей, в другом безопасном месте, зажимают в руках  игрушку или доступный предмет, выполняя с ним неспецифические действия. Таких малышей кормят, одевают, невзирая на их возраст. Они лишены возможности самостоятельно передвигаться в пространстве, так как взрослым удобнее (быстрее) перенести ребенка на руках или довезти на машине до нужного места.

Приведем примеры безразличного отношения родителей в виде гипоопеки к личностному развитию незрячих детей.  Ребенка в возрасте четырех лет предпочитают кормить детским питанием и тертым бананом. На предложение хотя бы дать банан в руки малышу, мама несколько возмущается: "Он же (ребенок) испачкается". Другой пример. Девчушке пять лет. Мама спокойно оставляет ее  одну дома, дав ей соску в рот и маленький транзистор (кстати с которым малышка легко по назначению управляется) в руки. К сожалению можно привести и другие примеры. Но они все схожи в одном – незрячий малыш лишен возможности самовыражения и естественной детской активности.

Как же развивать сенсомоторные умения у незрячих и слабовидящих детей? Взрослым следует обратить пристальное внимание на две вещи. Во-первых, частые физические занятия с незрячим малышом. А, во-вторых, обязательное и активное обучение ребенка с тяжелым нарушением зрения действиям с предметами.