"Использование дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мятлева Ольга Александровна

Статья

« Использование  дидактических  игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий».

Автор-составитель  уч.- логопед

Мятлева О.А.

 

     Макаренко А.С. писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю  его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

     Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе педагогов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. Дидактическая игра занимает важное место в развитии ребёнка. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

« Использование  дидактических  игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий».

Автор-составитель  уч.- логопед

Мятлева О.А.

     Макаренко А.С. писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю  его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

     Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе педагогов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. Дидактическая игра занимает важное место в развитии ребёнка. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР.

       В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

     Игры помогают специалистам ДОУ коррекционного типа, а также родителям дошкольников для самостоятельных занятий с детьми.

      Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки.

     Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.

Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.

     Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

      Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.

   Самый эффективный метод–использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:

- дидактическая игра должна опираться на программный материал;

- дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

- пособия, используемые логопедами при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

    Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей   об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.      

    Принято различать два основных вида игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

   Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неярко. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

    В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры.

   Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы (игры-диалоги).

    Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, где дети должны овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни.     Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям.

     Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей    в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка,         но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.

Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития.

    Включаются задания на словообразование, её целью является уточнение структуры значения слова,  закрепления связей между словами.

    Таким образом, игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.    

    Таким образом, один из самых лучших способов развития детей с ОНР – это дидактические игры, т. к. в процессе этих игр совершенствуется речь, сенсорные возможности детей.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражение.  Если основываться на этих принципах, то  общее развитие  ребенка будет проходить успешно, и одновременно эти игры будут доставлять удовольствие детям.

     Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Но все же большинство детей,  не достигших возрастной нормы, требуют  продолжения систематической коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества.  Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа: "Использование дидактических игр в развитии математических представлений у дошкольников".

Цель: установить влияние дидактических игр на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний....

Использование дидактических игр в развитии дошкольников с ОВЗ

Представлен игровой матриал для формирования, развития и совершенствования звукопроизношения, высших психических функций дошкольников с ОВЗ в различных возрастных группах. Задания полностью готовы к п...

Статья на на тему: «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников»

В данной статье рассматривается проблема использования дидактических пособий экологического образования детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий,...

«Использование дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий»

В статье приведены примеры дидактических ир, которые можно использовать в работе с детьми с ОНР....

Использование дидактических игр для развития образности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные  контекстом, ориентируе...

Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников

Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников...

Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников

Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников...