Консультация для родителей "Поведение детей с ОВЗ и его функции"
консультация по коррекционной педагогике

Благодаря данной консультации родители детей с ОВЗ и педагоги могут познакомиться с понятием "функция поведения", рассмотреть его виды и основной путь помощи по этому вопросу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedenie_detey_s_ovz_i_ego_funktsii.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Консультация для родителей «Поведение и его функции»

В работе с детьми с ОВЗ мы (и педагоги, и родители) сталкиваемся с проблематичным поведением практически ежедневно. Оно затрудняет процесс обучения и воспитания, подвергает риску самого ребенка и его окружающих, затрудняет процесс общения с ребенком и, конечно же, затрудняет его интеграцию в «нормальную» среду.

Проблематичное поведение может проявляться в форме:

  1. Агрессии, аутоагрессии.
  2. Самостимуляции (ребенок машет руками, прыгает, раскачивается, постукивает, декламирует, закатывает глаз и др.).
  3. Обсессивно-компульсивного поведения и стереотипий (ребенок вращает колеса машинки, выстраивает предметы в ряды, открывает и закрывает двери, предпочитает один вид одежды).
  4. Асоциального поведения (ребенок издает громкие звуки, раздевается в публичных местах, берет еду из чужой тарелки, берет продукты из мусорного ведра, не осознает опасности: выбегает на дорогу, манипулирует опасными острыми предметами, также пробует на вкус несъедобные предметы: кал, пластилин, песок и т.д.).

Как и любое другое поведение, проблематичное поведение находится под влиянием факторов в окружающей среде. Поэтому коррекция нежелательного поведения производится на основе анализа взаимодействия факторов в окружающей среде и проблематичного поведения.

Что такое «функция поведения»? Функция поведения – это влияние, поведение которого оказывает воздействие на окружающую среду. Чтобы понять, как эффективно ослабить нежелательное поведение, нужно понять, почему оно происходит.

Как приемлемое, так и не приемлемое поведение могут влиять на окружающую среду похожим образом (истерика влияет на окружающую среду, как просьба с помощью слов). У разных видов проблематичного поведения может быть одна функция (ребенок добивается цели с помощью крика, или рвет материал, или раздевается и пр.). У одного и того же вида поведения могут быть несколько функций (ребенок падает на пол, т.к. чего-то хочет, для привлечения внимания, чего-то не хочет и т.д.). Определение функций поведения производится на анализе предшествующих факторов и последствий (предшествующий фактор→поведение→последствие).

Существуют 4 основные функции поведения:

  • доступ к желаемому предмету или действию;
  • прекращение/избегание неприятных стимулов или действий;
  • привлечение внимания;
  • получение сенсорной стимуляции.

  1. Доступ к желаемому предмету или действию.

Поведение, функцией которого является получение доступа к желаемому предмету или действию, усиливается с помощью положительного усиления, которое предоставляется другим человеком (опосредованный положительный усилитель). Обычно поведение возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу или от него требуют прекратить то любимое занятие, которым он занят в данный момент.

  1. Прекращение/избегание неприятных стимулов или действий.

Поведение, функцией которого является прекращение или избегание неприятных стимулов или действий, усиливается с помощью отрицательного усиления. Этот процесс может быть как опосредованным, так и непосредственным (автоматическим или посредством других людей).

Функцией этого поведения является:

  • прекращение/избегание неприятных ситуаций;
  • прекращение/избегание трудных заданий;
  • прекращение/избегание длинных занятий;
  • прекращение/избегание неприятных стимулов.
  1. Привлечение внимания.

Поведение, функцией которого является привлечение внимания, усиливается посредственным положительным усилителем.

Функцией этого поведения является:

  • привлечение внимания взрослых;
  • привлечение внимания сверстников.

Это поведение обычно проявляется в ситуациях, в которых на ребенка не обращают внимания. Иногда этот вид поведения усиливается специфическим видом внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих, и окружающие реагируют криками, угрозами, делают сердитое выражение лица и т.д. (ребенок специально ищет ругательства).

  1. Получение сенсорной стимуляции.

Поведение, функцией которого является получение сенсорной стимуляции, усиливается непосредственным/автоматическим положительным усилителем. Поведение происходит обычно очень часто, и не уменьшается в зависимости от присутствия или отсутствия других людей (например: ребенок машет руками и в автобусе, где много людей, и наедине).

Сенсорная стимуляция:

  • визуальная;
  • аудиторная;
  • тактильная;
  • проприоцептивная: глубокие ощущения (бег, прыжки, влезание наверх и т.д.);
  • комбинированная.

Существует множество путей коррекции нежелательного поведения, этим занимается ABA-терапия (Прикладной Анализ Поведения). Для того, чтобы начать работу по коррекции нежелательного поведения, необходимо определить цель и целевое поведение. Невозможно скорректировать «ребенок очень агрессивный» - это, собственной, и не поведение. Но, например, такие частые действия ребенка, как «бьет себя по голове» или «пинает других детей» могут быть скорректированы. Коррекция нежелательного поведения в обязательном порядке включает в себя функциональную оценку (наблюдение и сбор данных о причинах возникновения и усиления того или иного вида поведения), построение и реализацию программы коррекции, и сбор данных об изменениях в поведении.

Подготовила:

педагог-психолог

Скобелева А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в развитии речевой коммуникации у детей с тяжёлым поражением зрительных функций.

Комплексный подход в развитии речевой коммуникации у детей с тяжёлым поражением зрительных функций. учитель-логопеад Т.С. ЕгороваРоль зрения в жизнедеятельности человека крайне значительна. В про...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТОТАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ»

В консультации представлен материал для педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с тотальным недоразвитием псических функций легкой степени...

Консультация "Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятие зрительного утомления"

Эффективность работы по развитию зрительного восприятия, осуществляемая на коррекционных занятиях, в ходе домашнего педагогического процесса, во многом определяется своевременным и систематическим исп...

Консультация "Игры на автоматизацию звуков и развитие психических функций"

Консультация для родителей и воспитателей на развитие высших психических функций...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей"

Формирование речи совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев....