Гиперактивность — это не приговор. Советы родителям.
консультация по коррекционной педагогике

Маринцева Лариса Анатольевна

       Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно дети вырастают, становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может преследовать их и дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnost_-_eto_ne_prigovor._sovety_roditelyam.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность — это не приговор.

Советы родителям.

Составила: воспитатель

Маринцева Лариса Анатольевна

       Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно дети вырастают, становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может преследовать их и дальше.

      Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.

      При правильном подходе и систематическом лечении можно избавить малыша от дискомфортных симптомов. Никогда не нужно укорять ребёнка, говорить о том, что он не такой, как другие. Главное, чтобы малыш всегда чувствовал, что его любят.

Почему это проблема

       Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». И к врачу обращаются лишь тогда, когда проблему уже просто нельзя не распознать.

      В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Учебный процесс требует организации занятий, то есть это именно то, к чему малыш не подготовлен. Плохая концентрация внимания, активная подвижность и неадекватное поведение на занятиях делают невозможным полноценный учебный процесс.

       Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле преподавателя, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания. Терпения и опыта учителя зачастую не хватает, чтобы исправить деструктивное поведение. Начинает формироваться обратная реакция — агрессивность.

       Развитие таких малышей отстает от одноклассников. Преподаватели не могут подстроиться под развивающуюся патологию, это приводит к конфликтам. Гиперактивный малыш в школе нередко подвержен издевательствам сверстников, у него появляются проблемы с общением. С ним не хотят дружить, это вызывает обидчивость, приступы рукоприкладства, агрессии.

        Склонность к лидерству из-за невозможности быть им начинает порождать развитие заниженной самооценки. Через определенное время развивается замкнутость. Более выражено появляются психологические проблемы.

Многих родителей пугает этот диагноз. Они могут считать, что их ребёнок отстаёт в развитии. Это ошибочное мнение, ведь на самом деле гиперактивный малыш:

  1. Творческий. У него много интересных идей, а воображение очень богатое. Если папа с мамой помогут ребёнку, в будущем он сможет стать замечательным специалистом с креативным подходом к делам или представителем творческой профессии с многогранными интересами.
  2. Имеет гибкий ум, отличается энтузиазмом, умением находить решение сложным задачам. Он разносторонне развит, имеет множество интересов, стремится быть в центре внимания.
  3. Энергичен и непредсказуем. Это свойство может быть как благотворным, так и негативным. У малыша много сил для разных занятий, но удержать его на месте бывает практически невозможно.

        Есть мнение, будто гиперактивный малыш всегда находится в движении и хаотично перемещается. Это не совсем так. Если какое-либо занятие поглотило всё внимание дошкольника, он может забывать обо всём другом. Родителям важно поощрять хобби, позволив ему самостоятельно выбирать, что делать.

      Симптомы гиперактивности у ребёнка и его интеллектуальные способности никак не связаны. Очень часто такие ребята очень талантливы. Кроме лечения их необходимо воспитывать, держать в чётких границах, стараясь развивать природные способности. Часто они замечательно танцуют, поют, выступают на публике.

Причины гиперактивности у детей

       Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.     Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

           Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.

В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:

  • Тяжёлая беременность;
  • Нездоровый образ жизни или курение матери в период ожидания малыша;
  • Стрессы и переживания, испытываемые будущей матерью;
  • Внутриутробная асфиксия;
  • Токсикозы во время вынашивания плода;
  • Гипоксия.

Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:

  • Очень длительные схватки или потуги у роженицы;
  • Использование медикаментов для стимуляции родов;
  • Появление на свет малыша на сроке до 38 недель.

         В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

  • Болезни нервной системы;
  • Ссоры и частые конфликты между родителями;
  • Излишне строгое воспитание;
  • Серьёзное отравление химикатами;
  • Нездоровое питание.

         Перечисленные причины — это факторы риска. Конечно же, необязательно, что из-за тяжёлых родов на свет появится гиперактивный ребёнок. Если будущая мама часто нервничала и лежала на сохранении, риск развития проблемы у её малыша повышается.

        Не любой малыш, который себя ведет неадекватно, является гиперкинетиком. У некоторых ребят упрямство, непослушание, чрезмерная подвижность является следствием темперамента. С ними нужно лишь научиться вести себя, а не наказывать, так как это может вызвать обратную негативную реакцию.

Симптомы гиперактивности

  • В дневное время неусидчивость, постоянная суетливость, чрезмерное беспокойство, невозможность довести дело до конца;
  • Плохой сон по ночам — движения и всхлипывания в постели, тревожное продолжительное засыпание, регулярные просыпания, разговоры во сне;
  • Любой вид работы начинает вызывать нежелание их выполнять;
  • Невнимательность, забывчивость, периодическое разбрасывание различных предметов, плохая сосредоточенность;
  • Невыполнение просьб взрослых;
  • Приступы импульсивности, эмоциональная неустойчивость.
  • Сильная возбудимость;
  • Высокая чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету);
  • Трудности в концентрации внимания;
  • Во время урока школьник может покидать своё место, нарушать дисциплину;
  • Сложность в восприятии речи преподавателя;
  • Вспыльчивость, агрессивность;
  • Нервные тики;
  • Несамостоятельность;

Проходит ли СДВГ с течением времени?

       Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Наиболее актуальные рекомендации для родителей

  1. Детям с гиперактивностью нежелательно заниматься спортом, где проводятся соревнования. Допустимы аэробные нагрузки, катание на велосипеде, плавание, езда на лыжах.
  2. Общение с психологом. Профессионал подберёт систему для снижения тревожности и повышения общительности маленького пациента. Беседы помогут улучшить самооценку, развить речь, память и внимание. Если есть серьёзные нарушения речи, занятия будут проходить с участием логопеда.
  3. Коррекция действий всех членов семьи, избавление от нездоровых привычек родителей, нормализация распорядка дня. Также необходимо определить возможные раздражающие факторы и максимально снизить или полностью устранить их. Следует понимать, что напряжённые отношения между отцом и матерью пагубно влияют на развитие их детей.
  4. Медикаментозное лечение. При необходимости можно попросить врача посоветовать успокаивающие травы, которые можно было бы пить в чистом виде или добавлять в чай.
  5. Исключить нужно снеки и сладости с красителями, усилителями вкуса, консервантами. Специалисты рекомендуют родителям подбирать те продукты, к которым у малышей нет личной непереносимости. Для чего следует производить ротацию продуктов, составить дневник приема пищи. Следует по очереди убирать по одному продукту из дневного меню и контролировать состояние ребёнка.
  6. Правильно организовать распорядок дня малыша. Включить в него постоянные ритуалы, например, купание перед сном и чтение сказки. Не следует менять режим. Такая система позволит бороться с раздражительностью и истериками в вечернее время суток.
  7. Всегда вести себя доброжелательно, спокойно, сохранять тёплую уютную обстановку в доме. Вечеринки и постоянные приходы гостей — не лучшая атмосфера для гиперактивного ребёнка.
  8. Избегать наказания, связанного с долгим сидением на одном месте или совершением утомительных действий.
  9. Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
    Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача.
  10.  В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
  11.  Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
  12. И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Заключение

       Каждый взрослый, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет гиперактивный ребенок окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

В заключении, хотелось бы порекомендовать:
«Сборник игр для коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста», автор Татьяна Волегова.

Сборник адресован студентам факультета специальной педагогики, преподавания в начальных классах, учителям, воспитателям детского сада и родителям.

     Цель сборника - подбор и систематизация игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.

     Сборник состоит из трех разделов, в соответствии с направлениями коррекции каждый из которых включает в себя игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности, дефицита внимания и импульсивности.

Раздел I. Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности.

Раздел II. Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.

Раздел III. Игры, направленные на коррекцию импульсивности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Советы родителям гиперактивного ребёнка"

Как определить имеет ли  ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия....

Консультация для родителей "Советы родителям гиперактивного ребенка"

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста о поведении детей в социуме, на что обратить внимание....

Консультация для родителей. Советы родителям гиперактивного ребенка.

Советы родителям     гиперактивного ребенка....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...

Консультация для родителей . Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Советы родителям     гиперактивного ребенкаКак определить имеет ли  ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?Давайте разграничим эти понятия....