Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина
городского округа Сызрань Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад № 56», реализующее
общеобразовательные программы дошкольного образования
Сообщение на тему из опыта работы
«Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей
ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Подготовила педагог-психолог: Мартынова А. М.
2022 год
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»
И. Кант
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Развитием межполушарного воздействия, способствующим активизации мыслительной деятельности, занимается кинезиология.
Кинезиология, в переводе с греческого – наука о развитии головного мозга через движение.
Задачи кинезиологии:
- Развитие межполушарной специализации;
- Синхронизация работы полушарий;
- Развитие мелкой моторики руки;
- Развитие способностей;
- Развитие памяти, внимания, речи, мышления.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Применение данной технологии позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Важное условие – систематичность занятий. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- упражнения необходимо проводить ежедневно
- занятия проводятся утром по 10 – 15 минут
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке
- дети должны точно выполнять упражнения
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Виды кинезиологических упражнений:
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
- Телесные упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы
-Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения
Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у воспитанников:
- Память
- Внимание
- Речь
- Пространственные представления
- Стрессоустойчивость
- Мыслительную деятельность
- Мелкую и крупную моторику
- Снизить утомляемость
- Повысить работоспособность и продуктивность
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
За последние годы увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.
Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Гимнастика мозга-ключ к развитию способностей ребенка."
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях д...
Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей "Гимнастика мозга - ключ к развитию уникальности ребенка"
Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей "Гимнастика мозга - ключ к развитию уникальности ребенка"...
Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребенка
Гимнастика для мозга» в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями - это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности ребенка через вы...
Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных об...
"Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка!"
Кинезиология– это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.Слово "кинезиология"происходит от греческого слова «к...
Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.Всех людей по соотношению активност...
Консультация для родителей «Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка"
Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через опр...