Гиперактивный ребенок.
консультация по коррекционной педагогике

Четверикова Наталья Анатольевна

Все чаще среди воспитанников дошкольных учреждений встречаются дети неусидчивые, невнимательные, не соблюдающие правила. Педагог раздражается... Родители разводят руками... А между тем, эти симптомы часто имеют не социальное, а клиническое происхождение. И решать проблему необходимо в комплексе: воспитательврач, психолог и, конечно, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность является частью целого комплекса нарушений поведения, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) или «синдром недостаточности внимания с гиперактивностью» (СНВГ). Эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников, страдающих этой болезнью, как правило, запаздывает, что проявляется  в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, т.к., по мнению Л.С. Выготского, внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность.

        Очень часто СДВГ предшествует ММД. ММД- это замедление темпов роста мозга. (на интеллект это не влияет, интеллект может быть высокий). Характерен дисбаланс (между торможением и возбуждением)  или гетерохронность (т.е. неравномрность развития). Если преобладает возбуждение – гиперактивность, если торможение- медлительность. ММД-это нейропсихологическая проблема, но это явление обратимое, и проходит по мере созревания мозга и ЦНС.

      Причины возникновения ММД и СДВГ:

1. Наследственность

2. Патология беременности и иродов

3. Экология

4. Черепно-мозговые травмы

5. Пневмания на 1 году жизни

6. Дефицит жирных кислот (склонность к аллергическим заболеваниям)

7. Астма

8. Фактор окружающей среды

9. Возрастной фактор родителей (Риск ММД увеличиваНеется, если возраст мамы меньше 20 и больше 30, а отцу больше 39 лет)

10.  Несовместимость резус-факторов родителей.

       Основной характеристикой умственной деятельности таких детей является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 минут). В эти минуты своебразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работать в общегрупповом режиме. Опасность СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).

 О гиперактивности ребенка свидетельствуют следующие признаки:

-постоянное гримасничанье;

-быстрый темп речи, бессвязная речь (ребенок, начав что-то говорить,  сам себя перебивает);

-беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчится, извивается);

-неумение сосредотачиваться и долго сидеть на  одном месте;

-неумение доводить начатое до конца;

-неумение играть тихо и спокойно (ломает игрушки, рвет книжки, портит вещи);

-легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

-демонстрация своего поведения в людных местах, закатывание истерики;

-привлечение  внимания взрослых и  сверстников любыми способами, вплоть до агрессивных;

-отсутствие реакции на просьбы и замечания взрослых;

-нахождение в «образе» («сегодня я белочка») большое количество времени;

-малая продолжительность сна, трудности при засыпании, предпочтение спать в родительской кровати;

-частая потеря вещей (в детском саду, дома, школе, на улице).

              Особенности гиперактивных детей:

1. Дефицит внимания.

2. Специфическая память (что -то хорошо запоминают, что-то плохо, любят пересказывать стихи, страдает механическая память, трудно запоминают правила, проблемы в изучении иностранных языков)

3. Проблемы с развитием моторики (гиперактивных детей нельзя путать с холериками, гиперактивные дети-неуклюжие, неловкие, у них плохая координация, нарушения в тонкой моторике- плохие рисунки, поделки, плохой почерк)

4. Импульсивное поведение (они обладают приставучестью, очень болтливы)

В зависимости от преобладающих признаков выделяют три варианта СДВГ:

1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек – они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);

3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, различают простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушение сна.

А теперь наверное самое главное, как же нам педагогам правильно вести с этими детьми?

-Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

При работе с такими детьми нужно акцент должен делаться на умения ребенка:

1. Концентрировать внимание

2. Доводить начатое дело до конца

3. Контролировать свои движения

Поэтому воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы:

1. Игры для развития тактильного взаимодействия

2. Игры для развития быстроты реакции, координации движений

3. Пальчиковые игры

4.Работа с глиной, песком, водой.

5. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

Родителям и педагогам можно порекомендовать следующее:

  1. В отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Почаще хвалите его, подчеркивайте успехи (это помогает укрепить уровень уверенности ребенка в собственных силах, повышает самооценку).
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите с ребенком в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  5. Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема пищи, выполнения заданий, сна).
  8. Избегайте по возможности пребывания ребенка в местах скопления людей.
  9. Во время игры ограничивайтесь для ребенка 1-2 партнерами.
  10.  Оберегайте ребенка от утомления (оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности).
  11. Давайте возможность ребенку расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия).

 Правила работы с гиперактивными детьми для педагогов

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Снижать требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие, конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставить ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...