Гиперактивный ребенок.
консультация по коррекционной педагогике
Все чаще среди воспитанников дошкольных учреждений встречаются дети неусидчивые, невнимательные, не соблюдающие правила. Педагог раздражается... Родители разводят руками... А между тем, эти симптомы часто имеют не социальное, а клиническое происхождение. И решать проблему необходимо в комплексе: воспитательврач, психолог и, конечно, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnost.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивность является частью целого комплекса нарушений поведения, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) или «синдром недостаточности внимания с гиперактивностью» (СНВГ). Эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников, страдающих этой болезнью, как правило, запаздывает, что проявляется в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, т.к., по мнению Л.С. Выготского, внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность.
Очень часто СДВГ предшествует ММД. ММД- это замедление темпов роста мозга. (на интеллект это не влияет, интеллект может быть высокий). Характерен дисбаланс (между торможением и возбуждением) или гетерохронность (т.е. неравномрность развития). Если преобладает возбуждение – гиперактивность, если торможение- медлительность. ММД-это нейропсихологическая проблема, но это явление обратимое, и проходит по мере созревания мозга и ЦНС.
Причины возникновения ММД и СДВГ:
1. Наследственность
2. Патология беременности и иродов
3. Экология
4. Черепно-мозговые травмы
5. Пневмания на 1 году жизни
6. Дефицит жирных кислот (склонность к аллергическим заболеваниям)
7. Астма
8. Фактор окружающей среды
9. Возрастной фактор родителей (Риск ММД увеличиваНеется, если возраст мамы меньше 20 и больше 30, а отцу больше 39 лет)
10. Несовместимость резус-факторов родителей.
Основной характеристикой умственной деятельности таких детей является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 минут). В эти минуты своебразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работать в общегрупповом режиме. Опасность СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).
О гиперактивности ребенка свидетельствуют следующие признаки:
-постоянное гримасничанье;
-быстрый темп речи, бессвязная речь (ребенок, начав что-то говорить, сам себя перебивает);
-беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчится, извивается);
-неумение сосредотачиваться и долго сидеть на одном месте;
-неумение доводить начатое до конца;
-неумение играть тихо и спокойно (ломает игрушки, рвет книжки, портит вещи);
-легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
-демонстрация своего поведения в людных местах, закатывание истерики;
-привлечение внимания взрослых и сверстников любыми способами, вплоть до агрессивных;
-отсутствие реакции на просьбы и замечания взрослых;
-нахождение в «образе» («сегодня я белочка») большое количество времени;
-малая продолжительность сна, трудности при засыпании, предпочтение спать в родительской кровати;
-частая потеря вещей (в детском саду, дома, школе, на улице).
Особенности гиперактивных детей:
1. Дефицит внимания.
2. Специфическая память (что -то хорошо запоминают, что-то плохо, любят пересказывать стихи, страдает механическая память, трудно запоминают правила, проблемы в изучении иностранных языков)
3. Проблемы с развитием моторики (гиперактивных детей нельзя путать с холериками, гиперактивные дети-неуклюжие, неловкие, у них плохая координация, нарушения в тонкой моторике- плохие рисунки, поделки, плохой почерк)
4. Импульсивное поведение (они обладают приставучестью, очень болтливы)
В зависимости от преобладающих признаков выделяют три варианта СДВГ:
1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;
2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек – они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).
Кроме того, различают простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушение сна.
А теперь наверное самое главное, как же нам педагогам правильно вести с этими детьми?
-Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
При работе с такими детьми нужно акцент должен делаться на умения ребенка:
1. Концентрировать внимание
2. Доводить начатое дело до конца
3. Контролировать свои движения
Поэтому воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы:
1. Игры для развития тактильного взаимодействия
2. Игры для развития быстроты реакции, координации движений
3. Пальчиковые игры
4.Работа с глиной, песком, водой.
5. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
Родителям и педагогам можно порекомендовать следующее:
- В отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Почаще хвалите его, подчеркивайте успехи (это помогает укрепить уровень уверенности ребенка в собственных силах, повышает самооценку).
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите с ребенком в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
- Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема пищи, выполнения заданий, сна).
- Избегайте по возможности пребывания ребенка в местах скопления людей.
- Во время игры ограничивайтесь для ребенка 1-2 партнерами.
- Оберегайте ребенка от утомления (оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности).
- Давайте возможность ребенку расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия).
Правила работы с гиперактивными детьми для педагогов
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Снижать требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие, конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставить ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...
Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...