Речь и мышление у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Двинянинова Светлана Андреевна

Одним из основных направлений ФГОС является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_i_rech_u_detey_s_ovz.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и мышление у детей с ОВЗ

Одним из основных направлений ФГОС является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ.

Важнейшей целью работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.

Исследования таких педагогов-психологов, как Г.А. Каше, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой показывают, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, фонематические процессы, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматический строй речи, память, мышление, внимание, моторная функция; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, а соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.

Нужно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Важную роль в развитии речи играет мышление. Поэтому необходимо уделить этому время.

Особенности мышления у детей с ОВЗ:

  1. инертность, низкая продуктивность, неустойчивость мыслительной деятельности;
  2. нарушением процессов обобщения анализа и синтеза, абстрагирования;
  3. трудность усвоения специальных понятий и обобщающих слов;
  4. низкий уровень словесно-логического мышления.

А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным.

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Для развитие логического мышления в работе с детьми ОВЗ применяют Традиционные методы:

  1. Задачи-шутки.
  2. Числовые фигуры.
  3. Задачи с геометрическим содержанием.
  4. Логические упражнения со словами.
  5. Математические игры.
  6. Кроссворды и ребусы.

Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

А). Кинезиологические упражнения.

Кинезиология - развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Выполняя упражнения, мы развиваем у детей мозолистое тело, повышаем стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания, облегчаем процесс чтения и письма. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Б). Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

В). Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми с ОВЗ.

Нетрадиционные техники рисования - Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми ОВЗ нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу. Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование ладошками;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
  • кляксография с трубочкой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас.

Г). Песочная терапия.

Можно использовать игры и игровые упражнения с песком (манкой) в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок как бы раскрепощается, он не боится неправильно нарисовать (ведь на песке можно легко все исправить). В играх дети сразу же «заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Надо только учить детей сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов. Дети обыгрывают в песке сказки, придумывают рассказы.

Таким образом, применяя нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, педагоги решают главную цель работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности.

Но для выработки прочных навыков недостаточно только занятий с учителем – логопедом, педагогом-психологом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи и мышления у детей раннего возраста"

Консультация "Развитие речи и мышления у детей раннего возраста"  раскрывает особенности развития речи и познавательных процессов у детей раннего возраста; указывает на их взаимосвязь и необходим...

Консультация для родителей: Развитие речи и мышления у детей раннего возраста

Предложенная консультация на тему  речевого  и умственного развития детей раннего возраста  будет интересна и полезна родителям....

Развитие речи и мышление у детей дошкольного возраста

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Консультация для родителей "Развитие речи и мышления у детей раннего возраста".

Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка,переход к более высоким ее уровням в большой мере определяется тем,о чем и как мы говорим с ним....

Дидактические игры по развитию речи и мышления для детей второй младшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20199697","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дидактические игры по развитию речи для детей второй младшей группы Кого как зовут?Цел...

Консультация для родителей "Развитие речи и мышления у детей раннего возраста"

В данной консультации родителям даётся разъяснение связи развития речи и мышления у детей раннего возраста. Предлагается применение специальных приёмов, игр на развитие мышления и речи совместно....

Развитие речи и мышления наших детей.

Для развития речи и мышления наших детей очень важно постоянно играть с ними в различные словесные игры. Тем самым расширяя кругозор детей, активизируя их словарный запас и мотивируя желание общаться ...