Рекомендации по развитию речи детей в летний период
консультация по коррекционной педагогике
Интересные упражнения для развития речи дошкольников в летний период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_rechi_v_letniy_period.docx | 435.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Рекомендации по развитию речи детей в летний период»
Впереди лето – пора детского отдыха. Но вместе с тем - это благоприятная пора для развития детей. Хочу напомнить, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра, поэтому любые развивающие занятия должны происходить только в игровой деятельности. Кроме того, Вы родители, а не педагоги и Вы должны просто жить со своим ребёнком. Я приведу Вам примеры того, как можно развивать ребёнка, играя с ним и использовать для этого природный материал:
- Дыхательная гимнастика – сорвали цветочек; чтобы его понюхать сделай вдох носом (рот закрыт); а теперь подуй на лепесточки (выдох ртом, губы в трубочку). А еще на этом цветочке может плавать Дюймовочка. Положите цветочек в ёмкость с водой и подуйте на него - плывёт как кораблик.
Также цветочком можно погладить щёчки (развитие тактильных ощущений и массаж).
Можно оборвать лепесточки, захватывая их указательным и большим пальцем (развитие пальцевого праксиса).
Можно посчитать лепестки (согласование существительного с числительным).
Вот так из дыхательного упражнения с одним предметом получилось много упражнений.
- А это не просто вкусная и красивая картинка. Это дидактический материал для дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Откусываем яблоко – упражнение на закрывание и открывание рта.
А теперь морковка – давай её изобразим – губы в улыбке. А теперь изобразим яблоко – надули щёки, морковка (худенькая) – втянули щёки.
Ягоды клубники – отрывайте хвостики губами – очень хорошее упражнение для губ.
А теперь перекатываем виноград от одной щеки к другой внутри полости рта.
Апельсин – оближем его в направлении снизу вверх (работает язычок, голова зафиксирована), а теперь оближем по кругу.
Изюм можно сплёвывать с кончика языка, произнося при этом звук Т(будьте аккуратны, чтобы ребёнок не вдохнул изюм!).
Мармеладные червяки (кто же их не любит) – удержите червяка между носом и верхней губой, а потом зажмите его губами и пытайтесь тянуть червяка, а губы его держат, не отпускают.
Киви – чудесный фрукт для массажа щек (шершавый), а после киви – мандарин или кумкват (гладкий).
Вот Вы и сделали с ребёнком артикуляционную гимнастику.
- Кроме этого ребёнок должен заниматься с песком и с водой. В ванной должны быть разные щёточки, мочалки, массажёры (резиновые ёжики) – будем развивать тактильную и проприоцептивную систему. И это тоже всё про речь.
- Катайте ребёнка на качелях, каруселях – развиваем вестибулярную систему, ходите по брёвнам, бордюрам, катайтесь на велосипедах и самокатах. И это тоже про речь. Я же не инструктор по физической
культуре.
- Раскладывайте ряды и ритмические круги: малина (произносим том) – далее кладём клубнику (произносим дом) – далее крыжовник (произносим ком) и т.д. – работа с ритмом.
А если вы на пляже, то можно использовать камень, улитку, листик и пр.
6. Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:
-Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
7. Упражнения на развитие связной речи:
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
8. Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.
Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Выполнение всех этих рекомендаций - большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе.
И еще – обязательно находите время для себя. Это не менее важно, чем занятия с детьми. Вы должны отдыхать, находить время для своих увлечений, полежать с книгой, покататься на роликах или велосипедах, то есть заниматься тем, что Вам нравится. Потому что Вы должны быть в ресурсе, чтобы дарить радость своим детям. Усталые и замученные родители вряд ли это смогут сделать.
Поэтому я желаю всем хороших летних дней, набирайтесь сил и здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период.
Консультация для родителей. Часто родители считают, если логопед ушёл в отпуск про занятия можно забыть, но это не так!...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться»,...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД (старший возраст)
Коррекционная работа по автоматизации звукопроизношения ведется учителем -логопедом постоянно и систематически на протяжении всего учебного года. Очень важнов летний период отдыха закреплять полученны...
Рекомендации для родителей "Развитие речи детей в летний период"
В содержании материала представлены направления работы по развитию речи,стихи о лете для заучивания....
Консультация "Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период"
Данный материал будет полезен родителям, имеющим детей с нарушениями речи....
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Раздаточный материал (памятки) для родителей...
Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период
В консультации даются рекомендации родителям по развитию речи детей, занимающихся с логопедом, в летний период...