"Непроизвольное внимание и условия его развития"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neproizvolnoe_vnimanie_i_usloviya_ego_razvitiya.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у детей
Внимание детей, особенно младшего дошкольного возраста, в целом непроизвольное, т.е. возникает без осознания ее цели. Непроизвольное внимание - вид внимания, который возникает независимо от сознательного намерения человека и заключается в непринужденном его сосредоточении на определенном реальном или идеальном объекте. Дошкольники руководствуются интересами, которые быстро меняются, их внимание зависит от ощущения удовольствия или неудовольствия, интереса к объекту сосредоточения.
Этот вид внимания не имеет в своей основе волевого фактора. В частности, это заметно в детской поведении: внимание детей привлекают объекты, которые появляются внезапно, меняют свою интенсивность или являются необычными в определенных обстоятельствах. Внимание ребенка отражает его интересы к окружающим предметам и действиям, которые с ними выполняются. Ребёнок сосредоточен, пока не погаснет интерес. Появление в его поле зрения нового предмета переключает внимание на него. Поэтому младшие дошкольники редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
В дошкольном возрасте непроизвольное внимание постоянно развивается и совершенствуется. На ранних стадиях развития внимание ребенка зависит от новизны, силы и других специфических раздражителей, позже - от раздражителей, имеющих сигнальное значение вследствие их связи с удовлетворением потребностей ребенка, а также с обстоятельствами, которые обусловливают яркие, эмоциональные переживания.
Появление в дошкольном детстве новых интересов, участие в новых видах деятельности побуждают ребенка сосредоточиваться на все новых сторонах действительности У дошкольника повышается способность долго заниматься делом, предметом: он может часами играть в интересную для него игру, рисовать, конструировать.
Со временем непроизвольное внимание дошкольников достигает высокого уровня развития. Решающее значение в этом имеет организация учебно-воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая и его активно отражать ее в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, стимулируется интерес к новым предметам и явлениям, непроизвольное сосредоточение на них внимания.
Произвольное внимание ребенка дошкольного возраста и условия его формирования
4-5-летние дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять ее и удерживать на определенных предметах, явлениях, применяя при этом определенные способы
Возникновение произвольного внимания - важное новообразование в психике ребенка, находящегося за ее личностью Основным из них является взаимодействие ребенка со взрослым, который привлекает его к новым видам деятельности и тем самым организует детскую внимание. Благодаря этому ребенок приобретает способность самостоятельно управлять своим вниманием.
Нарушение внимания у детей
Причиной нарушения внимания у детей может быть рассеянность. Это явление часто встречается у творческих и впечатлительных малышей. Из-за сильных эмоций или возникших в сознании ярких образов такие дети не могут осознанно переключить внимание на другие объекты. Родители и педагоги должны помнить, что неспособность долго концентрироваться – это естественное явление, обусловленное особенностями развития внимания у детей. Однако существует несколько причин, негативно сказывающихся на умении ребенка сосредоточиваться на одном предмете или занятии.
Какие факторы влияют
на особенности развития внимания у детей
1 Высокие нагрузки и переутомление.
Малыши с большим интересом воспринимают новую информацию, однако довольно быстро устают от огромного потока сведений, ежедневно обрушивающегося на них из различных источников. Из-за особенностей внимания детям младшего возраста трудно на протяжении более 5-10 минут посвящать себя только одному занятию. Слишком большое количество внешних раздражителей негативно сказывается на формировании психических функций. Особенно часто утомление наступает после выполнения скучной, однообразной или трудной работы, требующей значительного напряжения слухового и зрительного аппаратов. Из-за перегрузки впечатлениями и эмоциями нервные клетки перестают реагировать на внешние импульсы, и ребенок становится вялым.
2. Гиперактивность и импульсивность.
Многие малыши от природы подвижны и не могут подолгу концентрироваться на одном объекте. Однако некоторые из них отличаются повышенной импульсивностью и чрезмерной двигательной активностью – это уже нарушение нормального развития. Гиперактивный ребенок обычно отвечает, не дослушав вопрос, часто требует внимания окружающих сверстников и взрослых, легко отвлекается и поэтому не всегда может закончить поставленное перед ним задание. Обычно такой ребенок не реагирует на замечания старших. К особенностям гиперактивности у детей относят рассеянность и суетливость. Они нередко теряют свои вещи, у них плохо развито чувство опасности.
3. Компьютер и телевизионные передачи
Многие взрослые уверены, что телевизор и компьютер помогают ребенку всесторонне развиваться. Однако, согласно научным исследованиям, длительный просмотр телепрограмм или частые занятия за компьютером могут негативно повлиять на малыша и привести к тому, что обычные игры и общение со сверстниками станут ему неинтересны. Частое сидение у монитора или телеэкрана не способствует формированию воображения и может вызывать нарушения произвольного внимания.
Рекомендации для родителей
1.Соблюдение режима дня, разумное чередование деятельности
2.Ограниченный просмотр телепередач, компьютерных игр
3.Формирование указательного жеста у детей младшего дошкольного возраста.
4. Включение ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства. (Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!")
Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
5.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
6.Инструкции, объяснения, указания взрослых должны быть чёткими, понятными. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий. Необходимо научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
7.Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
8.Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции и удерживать их на протяжении определённого времени.
9.Начиная со старшего дошкольного возраста, дети уже могут удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).
10.Взрослые должны помочь ребёнку в развитии у него произвольного внимания. Эта работа может протекать в форме ненавязчивой игры. Начинать лучше с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.
Следующие игры и упражнения помогут в развитии и тренировке внимания у дошкольника.
«Найди различия».
Для проведения этой игры необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 – 15 различий. Ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Чем больше ребёнок назовёт различий, тем выше уровень развития внимания.
«Да и нет не говорить»
Предложите ребёнку ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет». Вопросы: Ты любишь лето? Ты любишь солнце? Тебе нравиться купаться в реке? Ты любишь зиму? Ты любишь кататься на санках? Ты любишь, когда холодно? и т.д.
«Зачеркни букву».
Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую – либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты. Если вы сделали всё правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним. В дальнейшем измените инструкцию: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Проводите это упражнение в соревновательной форме.
«Найди слово».
Предложить ребёнку, умеющему читать. На листе напечатать буквы в случайном порядке (5 строчек). Ребёнок внимательно просматривает каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова можно набрать на компьютере или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.
ТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧ МСЛОНМШЦСОРЗЩНСПРЖЕАЕСОК МЛКЛОУНБАЫКРТЬАМАМАОИПСАЗ АРОТВУРАПАТШДРМШАРГЗКМУХА |
«Пропусти число»
Предложите ребёнку сосчитать от 1 до 20, если встретится число 2 или числа, в состав которых входит цифра 2, то их не произносить, а хлопнуть в ладоши.
«Расскажи, что увидел».
Разложите на столе несколько мелких предметов в количестве 12 – 15 штук. Это могут быть мелкие игрушки, пуговицы, карандаши, открытки, ключи, значки и т.п. Пусть ребёнок посмотрит несколько секунд на эти предметы, а потом перечислит, закрыв глаза, всё то, что увидел. Результат недостаточно высок, если ребёнок сумел назвать меньше 5 предметов, и очень высокий, если больше 9. Данное задание служит прекрасным упражнением для тренировки внимательности, если его выполнять регулярно.
«Не пропусти растение».
Называйте ребёнку различные слова: стол, берёза, книга, ромашка, карандаш, дом, дуб и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, растение. Во второй серии можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее животное. В третьей серии можно объединить первое и второе задание, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего растение, и встаёт при произнесении, обозначающего какое – либо животное.
16 | 4 | 2 | 19 | 7 |
6 | 10 | 15 | 5 | 9 |
Список литературы
1. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М., 1995.
2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания // Избр. психол. Произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002.
4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Использование непроизвольного внимания в коррекционном процессе
Как привлечь внимание ребенка на этапе автоматизации звука? Можно использовать прием отвлечения внимания!...
Создание условий для развития ребенка в домашних условиях
Игра и игровое общение с ребёнком в семье – это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатлен...
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...
Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи реб...
«Психолого- педагогические проблемы детей с синдромом дефицита внимания в условиях дошкольной общеобразовательной организации».
В последние десятилетия в психолого – педагогическую практику прочно вошло понятие « гиперактивный ребенок», данное понятие является частью серьезного комплексного заболевания, объед...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...